МААМ-картинки

Программа «Юный краевед»

Елена Дракина
Программа «Юный краевед»

«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»

Пояснительная записка

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Речка, хлебные поля и березовая роща, песни своей бабушки – все эти с детства знакомые картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранение истории – одна из важных задач сегодняшнего дня. Поэтому в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Публикация «Программа „Юный краевед“» размещена в разделах

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Считается, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

Цель программы – содействовать развитию интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

2. Приобщать к культуре традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

3. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

В основу программы положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и обучения;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности каждого ребенка.

Объектом изучения на занятиях является родной край: его социальная, культурная и природная среда. Именно в детском саду закладываются основы познавательного интереса к изучению края, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка). Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

Краеведческие занятия с детьми строятся на концентрическом принципе. При отборе содержания занятий всё обилие краеведческих фактов и явлении, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия. Внутри группы содержание занятий строится по календарному принципу с учётом времени года и отмечаемых событий.

Формы краеведческих занятий с детьми – это заочные путешествия по родному краю, игры, беседы, праздники и т. д.

Методы краеведческой работы творческие, словесные, наглядные практические. Их разнообразие, правильный выбор, использование делает краеведческую работу более эффективной.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Ожидаемые результаты.

Знать:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего края.

• некоторые сведения из истории своего села, края;

• о достопримечательностях своего села, края.

• о традиционных праздниках русского народа;

• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.

Уметь:

• приводить примеры полезных ископаемых Омского края,

• называть некоторые растения и животные Омского, занесенные в Красную книгу,

• уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края,

• изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи

• уметь ориентироваться по карте.

Понимать:

• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,

• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Село Седельниково - часть Омского края, Омский край - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой.

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. Седельниково - это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.

2. Тематическое планирование мероприятий.

Содержание программы рассчитано на старших дошкольников

Тема

1. Мой дом моя крепость

2. Моя малая Родина

3. Седельниково – село трудовой славы

4. История вещей

5. Природа моего края

6. Детский фольклор

7. Наша земля богата талантами

8. Путешествие по карте

9. Народный календарь

2.1. Содержание программы

Тема «Мой дом - моя крепость»

1. Кто Я? Что обозначают наши имена.

2. Моя семья. Родословная семьи.

Тема «Моя малая родина»

1. С чего начинается Родина?

2. Путешествие в прошлое села.

3. Улицы моего села.

Тема «Седельниково – село трудовой славы»

1. Вертуальная экскурсия по организациям в нашем селе.

2. Беседа с детьми «Профессии ваших родителей»

3. «Кем я хочу быть, когда вырасту»

Тема «Путешествие по карте»

1. Дидактическая игра «Географическая матрешка».

2. Полезные ископаемые Омского края.

Тема «История вещей».

1. Деревенская утварь, орудия труда

2. Одежда наших бабушек.

Тема «Богатыри земли Седельниковской»

1. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.

2. Слушание песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках».

Тема «Детский фольклор»

1. Сказка ложь, да в ней намек…

2. Игры, песни наших бабушек

Тема «Природа родного края»

1. Природные явления в пословицах, поговорках, загадках русского народа.

2. День птиц «Асы воздушной стихии»

Тема «Игры наших предков»

1. Игрушки наших бабушек и дедушек.

2. Мастер-класс «Куклы своими руками»

Тема «Народный календарь»

1. Сентябрь – Осенины.

2. Октябрь – Покров день

3. Ноябрь - Спиридон – солнцеворот.

4. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус.

5. Январь - Рождество Христово.

6. Февраль - Сретенье. Масленица.

7. Март – «Сороки». Вербное воскресенье.

8. Апрель - Благовещение. Пасха

9. Май – Праздник русской березки

Месяц Темы занятий Пути достижения цели. Формы, методы работы

Сентябрь

Тема «Мой дом моя крепость»

1. Кто Я? Что обозначают наши имена.

2. Моя семья. Родословная семьи.

3. Осенины

1. Беседа с детьми о происхождении имен. Заполнение ромашки «Кто Я?»

2. Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа своей семьи.

3. Праздник «Осенние посиделки»

Октябрь

Тема «Моя малая родина»

1. С чего начинается Родина?

2. Путешествие в прошлое села.

3. Улицы моего села.

4. Покров – первое зазимье

(14 октября) 1. Беседа с детьми «Мы – русские

2. Рассказ о происхождении и названии села.

3. Развивающая игра «Пройди до указанного места». Творческие рассказы детей об улицах села.

4. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

Ноябрь

«Седельниково – село трудовой славы»

Декабрь

«Путешествие по карте» 1. Вертуальная экскурсия по организациям в нашем селе.

2. Беседа с детьми «Профессии наших предков»

3.«Кем я хочу быть, когда вырасту»

4. Спиридон – солнцеворот

1Дидактическая игра «Географическая матрешка».

2. Полезные ископаемые Омского края

3. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус. 1. Беседа с детьми о предприятиях, где работают их родители

2. Беседы, рассматривание альбома «Дело мастера боится»

3. Отражение впечатлений в деятельности детей.

4. Знакомство с обычаями проведения этого дня

1. Знакомство с географическими понятиями

2. Знакомство с природными ресурсами Омского края. Рассматривание физической карты.

3. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

Январь

«История вещей»

1. Деревенская утварь, орудия труда

2. Одежда наших бабушек.

3. Рождественский сочельник.

1. Рассматривание экспонатов музея народного быта

2. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

3. Знакомство с традициями Рождественских праздников. Изготовление элементов к маскарадным костюмам.

Февраль

«Богатыри земли Седельниковской»

1. Защитники Отечества.

2. Стретенье, готовимся к Масленице

1. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.

(пение и слушание песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»).

2. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр. Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

Март

«Детский фольклор»

1 «Все цветы для Вас»

2. Сказка ложь, да в ней намек…

3. «Сороки» (Прилетите жаворонки, к нам)

1. Беседа об истории праздника

2. Викторина по сказкам

3. Знакомство с обычаями проведения этого дня

Апрель

«Природа родного края»

1. Природные явления в пословицах, поговорках, загадках русского народа

2. День птиц «Асы воздушной стихии»

3. Пасха

1. Наблюдения на прогулке, чтение стихов, пословиц, загадок, рассматривание иллюстраций в книгах о природе Омского края.

Познавательно – игровая программа

3. Беседа об истории праздника

Май

«Игры наших предков»

1. Игрушки наших бабушек и дедушек.

2. Мастер-класс «Куклы своими руками»

3. Праздник русской берёзки

1. Знакомство с народными игрушками

2. Изготовление тряпичных кукол.

3. Мероприятие с элементами игры

Публикации по теме:

Патриотический уголокПатриотический уголок С чего начинается Родина? Я в нашем саду " КАпитошка",.веду ружок " Юный краевед", целью которого - это знакомство детей с историческим.

Экскурсии в краеведческий музейЭкскурсии в краеведческий музей Я много лет веду кружок"Юный краевед" целью, которой знакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью поселка, района. В этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Юный краевед»
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 06:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД