Ольга Гранина
Программа дополнительного образования «Умелые пальчики» по направлению «Познавательно-речевое развитие» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждена
На педагогическом совете №1
От «4.10.1913»
зав МБДОУ Мисайлова Т. Г
Программа
«Умелые пальчики»
(дополнительное образование)
по направлению : «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа).
.
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования „Умелые пальчики“ по направлению „Познавательно-речевое развитие“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М. М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л. Ф., была выявлена следующая закономерность:
«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается учёными.
Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Характеристика программы.
В программе представлена система игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики для детей среднего возраста.
Материал, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта.
Цель упражнений : формирование связной речи у детей среднего возраста, посредством развития мелкой пальцевой моторики.
Упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы
Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Работа с детьми эффективна лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Содержание программы.
Базовая образовательная программа “От рождения до школы ”, по которой работает наше ДОУ, предъявляет требования к развитию мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные направления, приёмы для её развития. Опираясь на эти требования, планируется вся работа с детьми.
Для стимулирования развития речи детей организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3х-летнего возраста. Осуществляет эту работу воспитатель во время режимных моментов, в играх и специально организованной деятельности.
Интеграция образовательных областей.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
• Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
• Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
o нахождение заданных предметов,
o угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук
Продолжительность занятия 15 минут.
Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.
1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)
2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)
Скалочку (мячик) в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
4. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).
• выкладывание контуров предметов,
• наматывание ниток на клубки,
• игровые упражнения с предметами.
5. Итог занятия.
Оценка деятельности детей.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Перспективный план работы кружка
«Умные пальчики».
№ Месяц Лексическая Тема Кол-во занятий Часы
1/15мин
1 Сентябрь Диагностика
«Игрушки» 2
2 (30мин)
(30мин)
2 Октябрь «Овощи, фрукты» 4 60мин
3 Ноябрь «Одежда» 4 60мин
4 Декабрь «Зима, дом» 4 60мин
5 Январь «Домашние, дикие животные» 3 45мин
6 Февраль «Птицы» 4 60мин
7 Март «Транспорт» 4 60мин
8 Апрель «Мебель, посуда» 4 60мин
9 Май «»Растительный мир»
Диагностика 2
2 (30мин)
(30мин)
Итого; 35 9 час
Работа с родителями.
проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
Проведение (совместно с родителями) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
Родительское собрание «Развивая пальцы – тренируем речь”.
Анкетирование.
Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».
Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».
Консультация «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей раннего возраста».
4. Индивидуальные работы, домашние задания.
6. Изготовление папки – передвижки «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования).
Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Диагностика развития мелкой моторики руки
Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».
А. Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
Б. Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
«Езда по дорожке»
Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги. Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.
Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с. : ил.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
4. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. – М. :Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.
5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития)