МААМ-картинки

Программы развития с учетом ведущей деятельности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста

Анастасия Туманова
Программы развития с учетом ведущей деятельности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста

В развитии каждого ребёнка разных возрастов, начиная с дошкольного возраста и завершая юношеским возрастом, существует свой вид ведущей деятельности, который формирует психологические новообразования в жизни ребёнка и определяет сущностные характеристики развития ребёнка в определённом возрасте. Ведущая деятельность – это главный вид деятельности, который определяет формирование основных психологических новообразований ребёнка на данной ступени развития его личности. На каждый возрастной фактор формирования личности педагоги составляют программы развития ведущей деятельности, что поможет ребёнку, исходя из своего возраста, своевременно получать нужные знания, умения и навыки, а также приобретать нужные привычки и черты характера, что способны сформировать личность ребёнка и определить его место в обществе.

Публикация «Программы развития с учетом ведущей деятельности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст (3-7 лет) : ведущая деятельность — игра (ролевая игра)деятельность, направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов, игрового общения, различных форм игрового взаимодействия и др. Таковой вид ведущей деятельности обусловлен тем, что период первого ознакомления ребёнка с предметами окружающего мира и первого эмоционального контакта с близким взрослым (который наблюдается преимущественно с 2 месяцев до 3 лет) уже завершен. Ребёнок дошкольного возраста стремится глубже познать окружающий мир и свою деятельность, ещё больше развивается в нём концепция «Я – Сам», формируются личностные черты характера.

1. «Живые камушки».Педагог приносит камушки разной толщины, высоты, цвета и размера, даёт детям задание нарисовать на каждом камушке интересное личико, назвать его по имени, рассказать о нём. Ребята рисуют лица на камушках, разукрашивают их, лепят на них пластилин, «наряжая» камушки. После этого каждый ребёнок представляет свой камушек, называя его по имени и рассказывая о нём интересные придуманные вещи. Представление объекта природы в качестве своего друга помогает ребёнку быть коммуникабельным, открытым. Также появляется возможность представления художественного потенциала каждым ребёнком. 2. «Волшебное колесо с фруктами и овощами». Игра с помощью карточек с фруктами и овощами. Знаешь ли ты, чем фрукты отличаются от овощей? Из фруктов делают сладкие варенья и джемы, компоты и цукаты. Их подают к столу и в свежем виде, в высокой вазе или на нарядном блюде. Фрукты созревают на деревьях или на высоких травянистых стеблях. Некоторые растут в далёких южных странах. А из домашних свежих овощей делают полезные салаты, заправляя сметаной или растительным маслом. На зиму овощи консервируют, добавляя соль и специи. Овощи сажают в огороде на грядке или в парнике. Это и корнеплоды, растущие под землёй.

Младший школьный возраст (7 — 11 лет) : ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. Через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Обычно ученикам 1 класса трудно выделить любимый учебный предмет. Они называют четыре-пять предметов, и на первое место ставят те, которые увлекли их способами действия: чтение, математика, труд и т. д. Во 2 классе круг учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к 3 классу доходит до одного-двух, причем ребят увлекает уже само содержание предмета. Развитие интересов младших школьников идет от интересов к отдельным фактам (1—2 классы) до интересов, связанных с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (3 класс).

1. «Сказки в гости к нам приходят». На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадки. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них название сказочных предметов. 2. «Детские игрушки». Однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская Матрёшка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрёшке и в каждой задание. Например, в одной – счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй – работа по составу числа, в третьей – составление задачи по примеру и т. п. 3. «День рождения». На другом уроке у любимицы куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашение на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в прописях. 4. «В добрый путь!» В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, связанные с прописями, чтением по слогам и счетом. Чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить. 5. Игра “ Цветик-семицветик”.На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков-7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание. 6. «Письмо почтальону». Во время проведения устного счёта включаю игровой момент – отправление письма. На доске – три почтовых ящика. На первом написано число 25, на втором 20, на третьем 13. Эти числа служат ответом к решаемым примерам. Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем читают примеры и называют компоненты при сложении. Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют задачи на сравнение и решают их.

Подростковый возраст (12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Проведение мероприятий и профилактических работ для сближения подростка со сверстниками, а также приобретения значительного опыта в дальнейшем развитии общения со взрослыми и сверстниками. У подростков происходит бурное развитие воображения. Их стремление “просмотреть” и “примерить” взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию игр-фантазирования, игр-грез. Эти игры А. Н. Леонтьев относит к рубежным играм, т. е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.

1. Знакомство с игровой группой. Ознакомление с задачами и правилами группы. Совместная игра, например, «Угадай слово» вместе с товарищами в группе.

2. Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть?

3. Чувства. Выражение чувств, исходя из него - формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.

4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности. Как ты относишься к самому себе? Нравится ли тебе то, что ты делаешь?5. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «нет». Приведение ситуаций, в которых слово «нет», умение интеллектуально отстаивать свою точку зрения и проявлять интеллигентное отношение к разрешению конфликтов – уместно.

Юношеский возраст (15 — 17 лет)ведущая деятельность - учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.

1. Экскурсии на производства. 2. Встреча с представителями профессий. 3. Конкурс «В мире профессий».4. Мир профессии:

- Знакомство с основным понятием курса.

- Изучение базовых понятий профориентации

- Тест об осведомленности в мире профессий

5. Классификация профессий:

- Знакомство с классификацией профессий (просмотр презентации)

- Практикум (испытай себя в данной профессии – расскажи, что ты о ней знаешь, что сможешь в ней испытать и т. д.).6. «Самая, самая…»

- разминка (дети по кругу называют по одной профессии, если называется непонятная профессия, то ведущий, просит пояснить о чем идет речь.

-Предлагаются необычные характеристики профессий, а дети должны назвать профессию наиболее соответствующие названной характеристике, если возникают сомнения, что заявленная профессия «самая, самая…», то задаются наводящие вопросы.

- Обсуждения (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать самой денежной, сложной, простой и т. п.)

7. «Профессия – специальность»

- объясняется соотношение понятий профессия и специальность

- закрепление изученного материала на примерах

- Обсуждение8. «Мое видение будущей профессии»

- диагностика «осведомленность в будущей профессии»

- игра «Мое видение будущей профессии» (предлагается 10-12 профессий, которые необходимо показать в своем видении).

- обсуждение предпочитаемых профессий9. Значение темперамента и характера в профессиональном определении

- Дать понятие о темпераменте и характере, а также в какой профессии, какой темперамент и характер более предпочтителен.

- диагностика «Характеристики человека, значимые при устройстве на работу»10. Игра – погружение «У меня все получиться!»

- детям предлагается пройти собеседование у приемной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет.

- Обсуждение поведения и беседа поступающего с комиссией, а так же действия (игра) членов комиссии

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет о творческой деятельности детей младшего школьного возраста «Мастерская Деда Мороза»Фотоотчет о творческой деятельности детей младшего школьного возраста «Мастерская Деда Мороза» Беседа. Ребята, к нам приближается всеми любимый праздник. Кто знает какой? (Правильно, Новый год.) Новый год в России начинается с 1.

Игры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возраста ИГРА "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО"Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, Угадайте-ка,.

Игры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста ОДИНПоиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети. Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка - Разревелся.

Мастер-класс «Открытка на Масленицу» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаМастер-класс «Открытка на Масленицу» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Мастер класс открытка на МасленицуАвтор: Карауш Кристина Андреевна, воспитатель Место работы: МБДОУ детский сад "Журавушка" с. Нарва Манского.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Развлечение с ведущей Матрешкой для детей младшего дошкольного возраста Действующие лица: ведущая, матрешка. Реквизит: платочек, карусель – обруч с привязанными лентами по количеству детей,ленты каждого цвета.

Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок»Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок» Действующие лица: - Кот Ученый - Незнайка - Чиполлино - Баба Яга - Алладин - Доктор Айболит Реквизит: Книга «рукодельная», путеводные.

Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответамиВесёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программы развития с учетом ведущей деятельности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста
Опубликовано: 16 мая 2022 в 11:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД