МААМ-картинки

Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Крылова Татьяна
Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

Публикация «Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной познавательно – исследовательской деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

В старшем возрасте особое внимание следует уделить опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;

формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

Детям для гармоничного развития необходимо как можно дольше находиться на свежем воздухе. Прогулка является частью образовательного и воспитательного процесса, значение которой не стоит недооценивать. Она способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ.

Одним из интересных видов деятельности для дошкольников является экспериментальная деятельность, у нас есть возможность включать её везде, где возможно. Ничего не мешает нам организовывать исследовательскую деятельность на прогулке.

Практика показывает, что дети с огромным желанием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома.

Основная задача воспитателя - развить в детях исследовательские навыки, научить их высказывать предположения, выдвигать гипотезы, дискуссировать, проверять правильность своих предположений, комментировать свои действия, формулировать выводы, находить взаимосвязи между данным экспериментом и явлениями природы и реальной жизни. Тем самым мы достигаем несколько результатов: развиваем речь, мышление, познавательную активность, исследовательские навыки. Но, как молодой специалист, я столкнулась с проблемой:

1. Отсутствие у меня ответа на вопрос ребенка, в связи с плохой осведомленностью.

2. Как развивать познавательный интерес у детей на прогулке?

3. Какое оборудование брать с собой на прогулку?

4. Каким образом мотивировать ребенка к познавательной активности?

В связи с возникновением этих проблем, я составила для себя советы, которые помогают мне при организации прогулок у старших дошкольников. Данные советы будут интересны молодым воспитателям, студентам педагогических специальностей, родителям и воспитателям со стажем работы.

Рекомендации для воспитателей по развитию познавательного интереса во время прогулки :

1. Соблюдение техники безопасности. Техника безопасности должна обеспечиваться в любой деятельности с детьми.

2. Берем только нужное. При планировании прогулки и экспериментальной деятельности старайтесь выбирать опыты, которые можно выполнить с минимальным количеством оборудования. Обязательно перед использованием проверьте его на исправность.

3. Беседа во время прогулок. Хорошо запоминается информация, полученная в непринужденной обстановке. Можно задавать вопросы детям, помогать с ответом, обобщать информацию, полученную из разговора.

4. Задавайте наводящие вопросы. Не бойтесь задавать наводящие вопросы ребенку, чтобы он сам пришел к определенному умозаключению и смог ответить на свой вопрос самостоятельно.

5. Не оставляйте без внимания ни одно предположение, выводы ребёнка. Организовывая экспериментальную деятельность детей, которая основана на предположениях и прогнозе, не оставляйте без внимания каждый ответ ребенка, даже если он не правильный.

6. Проявляйте доброжелательность. Не критикуйте! Недопустимо говорить ребенку, что он выполнил что-то неправильно или его суждения ошибочны. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе.

7. Поощряйте детей. Каждому ребенку нравится, когда еще хвалят и поощряют. Поощрения мотивируют ребенка на достижение результатов. Главное не перехвалить!

8. Не бойтесь искать ответы на заданный вопрос вместе с ребенком. Не стесняйтесь показать ребенку, что вы не знаете ответ на некоторые вопросы. Предложите найти ответ вместе используя разные источники.

9. Создавайте творческие работы. По завершению прогулки старайтесь создать с детьми коллажи, коллективные рисунки, чертите таблицы для того, чтобы закрепить полученную информацию.

Таким образом, прогулка является хорошим средством развития познавательного интереса у детей. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе, любознательность, наблюдательность.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2020 в 16:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД