МААМ-картинки

Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста

Анжелика Мананникова
Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста

«Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста»

Проблема агрессивного поведения детей в настоящее время является одной из актуальных проблем, волнующих как педагогов и психологов, так и родителей. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения данного явления. Особенно важным является изучение агрессивности у детей дошкольного возраста, когда эта черта находится на стадии формирования. Агрессивное поведение встречается у значительного числа маленьких детей как отражение детской импульсивности и непосредственности. На протяжении дошкольного возраста приходят новые, асоциальные формы поведения. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Проблема преодоления, профилактики и коррекции агрессивного поведения имеет большое значение именно в дошкольном возрасте, когда можно предпринять своевременные предупредительные меры и не дать возможности агрессивности из устойчивой формы поведения перерасти в устойчивое качество личности.

Публикация «Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Агрессивностью (от латинского aggression – нападение) понимают действие ребенка, направленное на несение физического или психического вреда другому человеку (ребенку, взрослому) или самому себе.

Те или иные проявления агрессивности замечаются практически у всех детей уже с раннего возраста. Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, не поддающихся управлению взрослыми. В 2-3 года, когда ребенок поступает в детский сад, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками, возникают конфликты в детском коллективе в основном из-за ситуаций обладания каким-либо привлекательным предметом, игрушкой. В 3-4 года ребенок пока не осмеливается открыто приносить негативные эмоции на родителей, поэтому свою злость ребенок направляет на другой, более безобидный объект.

В норме, агрессия спадает к семи годам, дети уже умеют решать конфликты мирными способами, снимать внутреннее напряжение в игре, становятся менее эгоцентричными. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не уменьшается, а набирает силу, то есть повод для беспокойства. Если не принять предупредительные меры, то у определённой категории детей агрессивность как форма поведения может перейти в качество личности.

Все формы проявления агрессивности объединены общей целью – попыткой контролировать ситуацию и управлять ею. Чтобы ребенка назвать агрессивным, необходимо определить, нападает ли он первым, на кого нападает и как часто он это делает?

Какого ребёнка можно назвать агрессивным?

Как правило, агрессивным детям свойственны следующие черты:

- низкая самооценка;

- сниженный уровень произвольности;

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- недоразвитость игровой деятельности;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Причины появления агрессии у детей – дошкольников могут быть самыми разными. Самую значимую и решающую роль в развитии тех или иных качеств играет воспитание в семье. Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда мирным способом умеют решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Факторы, влияющие на формирование агрессивности у детей:

- негативизм матери, отсутствие родительской любви;

- терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым;

- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, оскорбление);

- индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость);

- несогласованность требований родителей: у ребёнка нет чётких норм поведения;

- гиперпротекция – чрезмерное количество указаний со стороны взрослого;

- личностные особенности родителей: раздражительная мать, суровый отец, психопатии, психические заболевания;

- родовые травмы, заболевания головного мозга;

- врождённые физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребёнка;

- средства массовой информации, в том числе телевидение.

Определённое сочетание и взаимодействие этих факторов создают условия для развития агрессивности в детстве.

Причины проявления агрессивности:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников

- стремление получить желаемый результат

- стремление стать лидером

- защита и месть

- желание обидеть другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство.

Формы проявления агрессии у дошкольников:

- вербальная (словесная): ребёнок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет детей;

- физическая: ребёнок нападает на детей и взрослых, дерётся, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы других детей;

- косвенная агрессия (носит непрямой характер): ребёнок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, манипулирует другими.

В работе и общении с детьми, проявляющими агрессивность, важно знать, какие формы проявления агрессии можно поддерживать, а какие останавливать.

Приемлемые формы проявления агрессии (что можно)

- создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы, драки, войны и т. п. ;

- играть с предметами: разрушать свои постройки, кидать игрушки в определённую не живую цель, корзину, ящик;

- выражать протест «нет» желательно с объяснением «почему»;

- бить подушки, боксёрские груши;

- бороться с кем-нибудь по обоюдному согласию

- заниматься спортивными играми, трудиться.

Неприемлемые формы проявления агрессии (нельзя)

- оскорблять и унижать других людей;

- применять физическое насилие по отношению к любым живым объектам;

- манипулировать чувствами других людей, провоцировать их.

Как вести себя родителям?

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Характер наказаний, применяемых для подавления гнева у ребенка, также имеет прямое отношение к возникновению отрицательных качеств личности. В таких ситуациях, как правило родителями используются два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково встречаются и у слишком мягких родителей и у очень строгих.

Исследования показывают, что попытки резкого подавления агрессивности у своих детей не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.

Профилактика агрессивного поведения

1. Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

2. Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

3. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять детям, чего от них ждут.

4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия формирует у детей аналогичное поведение и способствует появлению в характере ребёнка таких черт характера, как злость, жестокость и упрямство.

5. Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.

Ребёнок может и должен выражать свои негативные эмоции, но делать это словами, а не с помощью кулаков. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды. Научите ребёнка говорить о своих чувствах, называть вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т. д. Никогда не обзывайте ребёнка или других людей в его присутствии плохими словами – он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше агрессии будет с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.

Учитывая психологический риск, связанный с применением телесных наказаний, психологи рекомендуют «Неагрессивные модели дисциплинарного воздействия»:

- терпение;

- объяснение, ребёнку следует объяснить, почему его поведение неправильно, объяснение должно быть кратким;

- отвлечение, надо предложить ребёнку более интересное занятие, чем то, что ему хочется сейчас;

- неторопливость, не надо поспешно наказывать ребёнка, поступок может повториться;

- награды, лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. У него появится желание ещё раз услышать похвалу.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным

Самое главное – научить ребёнка избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Детям необходимо предоставить как можно больше возможностей для разрядки.

Очень активным детям следует создать условия для движения: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

Вспыльчивым детям можно предложить приемлемые методы для выражения подавленного гнева:

- пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил;

- когда сложно сдержаться, предложите ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать;

- в момент раздражения, прежде чем что-то сделать или сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти;

- можно послушать музыку, громко попеть или покричать;

- можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

- обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

- обсуждать с ребёнком, на кого он хочет быть похож, что его привлекает в этом персонаже;

- следить за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, повторяя ваши выражения, он копирует ваше поведение;

- быть готовым выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений.

- поощрять ребёнка говорить о том, что его волнует, научить ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Современным родителям трудно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением).

В телепередачах, которые являются для ребёнка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем 5-6 раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники.

Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не стоит полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний, в реальной жизни избежать гнева, обид и столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам.

Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.

Таким образом, если дети в дошкольном детстве овладеют умениями находить мирные способы предотвращения агрессии, правильно выражать эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию, у них в будущем не возникнет проблем в коммуникации с окружающими. Родителям важно помнить, что агрессия – это не только деструктивное поведение, приводящее к негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять.

Публикации по теме:

Капризы детей дошкольного возраста: причины и проявление Капризы детей дошкольного возраста: причины и проявление В психологии понятие «каприз» определяется как мелкая прихоть, причуда без действительной.

Консультация «Влияние семьи на проявление агрессивного поведения ребенка» Консультация: «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА» Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что.

Проект «Программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Методологическая разработка: Проект программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного.

Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Некоторые авторы, например Фрейд З., Бандура А., Адлер А. ,.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Рекомендация «Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста» Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ - РЯБОВА АННА ЮРЬЕВНА, ДЕТСКИЙ №7 «ЗОЛУШКА», г. ЮЖНО-САХАЛИНСК Агрессия.

Консультация «Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста» На сегодняшний день существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия агрессивному поведению.

Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения. Речевое развитие- является значимойобразовательной областью ФГОС ДО. Дошкольное.

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей дошкольного возраста Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте еще не достаточно сформированы.

Эмоциональное проявление — плач: причины и факторы, формирующие эмоциональную стабильность Эмоциональное проявление - плач: причины и факторы, формирующие эмоциональную стабильность. Одним из частых эмоциональных проявлений у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2019 в 14:48
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД