МААМ-картинки

Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Бочарникова Оксана
Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Я как начинающий психолог детского сада хочу поделится своими начинаниями и с удовольствием приму к сведению замечания и отзывы! Спасибо!

Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи 3 уровня) по профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере

Публикация «Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Дети, имеющие нарушения речи испытывают множество психологических проблем, что наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. У детей возникают трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с социальной средой. В результате затрудняется общение, создаются неблагоприятные условия для психического развития ребенка, формируются такие черты характера, как робость, неуверенность в своих силах.

Дети с нарушениями речи нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. Чем раньше будет выявлена проблема и начата профессиональная, систематическая коррекционная работа, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.

Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

• развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

• создание положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 мин.

Психокоррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.

Конспекты занятий «Сказка за сказкой»

Занятие №1 «Хоровод животных»

Цель:

1. Учим представлять себя коллективу сверстников;

2. Развиваем чувство общности, выразительности движений, снимаем напряжение;

3. Развиваем восприятие, память и речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

4. Развиваем мелкую моторику.

Здравствуйте ребята! Давайте с вами в начале нашего занятия познакомимся и сыграем в игру:

«Назови себя» : «предлагаю каждому из вас, представит себя, назвав свое имя так, как называют его дома или как он хотел бы, чтоб его называли в группе».

«Приглашаю вас на стульчики, посмотрите перед вами картина. Что здесь изображено?»

Задание называется «Расскажи о животных» : в течении 5 секунд показываю детям картинку с животными. Затем каждый из ребят попытается вспомнить и назвать, что было нарисовано, и рассказать об особенностях этих животных.

Замечательно! А сейчас давайте встанем в круг и поводим необычный «Хоровод» : двигаясь по кругу, друг за другом по моей команде мы будем показывать, например, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Проходим и разукрашиваем «Лабиринт мишки!»

Занятие №2 «Хоровод сказочных героев»

Цель:

1. Воспитываем доброжелательное отношение детей друг к другу;

2. Развиваем выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность;

3. Вспоминаем героев сказок, развиваем образное мышление;

4. Развиваем общую и мелкую моторику, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.

«Добрый день ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!»

«Предлагаю вам ребята сыграть в игру «Позови ласково» : будем передавать друг другу по желанию игрушку, ласково назвав его по имени.

Давайте присядем, посмотрим с вами на картинки и скажем, кто изображен на рисунках, «Из какой они сказки?»

Водим «Хоровод сказочных героев» : Двигаясь по кругу, мы будем подражать ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по моей подсказке. (Н-р, Буратино)

«Обведи свою ладонь и оживи» самостоятельно обводим на листе бумаги левую руку. Превращаем этот силуэт во что-нибудь. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно».

Занятие №3 «Осенние облака»

Цель:

1. Воспитываем умение быть ласковым, активизируем в речи детей нежные, ласковые слова;

2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

3. Учим детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.

Приветствие! Мы все дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Поиграем в игру: «Волшебный стул» : один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.

«Осень по схеме» :

«Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней?» Составляем рассказ по схеме описания времен года.

«Облака-загадки» : детям говорится о том, как интересно наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Как на моей картинке.

Вы должны назвать мне как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями. Пусть каждый нарисует свое облако и расскажет нам о нем.

Занятие №4 «Моя любимая игрушка»

Цель:

1. Развиваем умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни;

2. Развиваем наглядно-образное и логическое мышление;

3. Тренируем моторику, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

4. Развиваем воображение, выразительность движения, снимаем мышечное напряжение.

Приветствие! Мы все дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

«Моя любимая игрушка» : дети выбирают, какую игрушку они будут описывать, не называя ее, и рассказывать о ней. Остальные отгадывают.

Предлагаю вам ребята нарисовать свою любимую игрушку, придумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Подсолнух».

«Мыльные пузыри» : педагог или ребенок имитирует надувание мыльных пузырей, а остальные изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды: «Лопнули!» дети ложатся на пол.

Занятие №5 «Осенний натюрморт»

Цель:

1. Учим выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе;

2. Развиваем восприятие и память;

3. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

4. Упражняем в составлении натюрморта из овощей и фруктов в сочетании с другими предметами;

5. Развиваем вариативность мышления.

Приветствие!

«Волшебный цветок» : представьте себя маленькими ростками цветов. По желанию дети выбирают, какими цветками они будут. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

«Расскажи о цветах» : в течении 5 секунд показываю детям картинку с цветами. Затем каждый из ребят попытается вспомнить и назвать, что было нарисовано, и рассказать об особенностях этих растений.

«Рассказ по схеме» : по схеме описания овощей и фруктов составить рассказ.

«Составь натюрморт» : дети составляют из набора ваз, тарелочек, овощей, фруктов, цветов, ягод натюрморты.

Занятие №6 «Сказка Деда Мороза»

Цель:

1. Учим детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие;

2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

3. Учим детей сочинять сказочные импровизации;

4. Развиваем образное мышление и мелкую моторику.

Приветствие!

«Разноцветный букет» : каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

«Зима по схеме» : «А растут ли ребята у нас сейчас цветы? Где мы их можем растить зимой? Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней?» Составляем рассказ по схеме описания времен года.

«История про Деда Мороза» : детям говорят, что скоро наступит Новый год и Дед Мороз придет из леса с подарками. По дороге с ним могут произойти неприятности, и поэтому нужно послать ему на помощь зверей. Ребята должны продумать и рассказать, что может произойти с дедом морозом и как могут ему помочь лиса, заяц и волк.

«Рисунок к нашей сказке»

Занятие №7 «Пирамида любви»

Цель:

1. Воспитываем уважение, заботливое отношение к миру и людям;

2. Развиваем коммуникативные способности;

3. Развиваем воображение и мимические движения;

4. Развиваем внимание и память;

5. Развиваем мышление и речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.

«Пирамида любви» : дети сидят в кругу. «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по разному его выражаем. Я люблю свою семью, своего ребенка, свой дом, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. Вы чувствуйте тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что нас любят, и мы любим.

«Люблю не люблю» : сначала педагог, затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

«Рассмотри, запомни, назови» сейчас я вам покажу картинку (20 сек) внимательно рассмотрите ее:

Сколько котят нарисовано на картинке?

Какой они окраски?

Какие насекомые на картинке были изображены?

Какого они цвета? Давайте проверим ваши ответы!

На картинке есть предметы, о которых мы не говорили, что это?

Занятие №8 «Сказка за сказкой»

Цель:

1. Воспитываем умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова;

2. Знакомим и вспоминаем героев известных сказок, развиваем наблюдательность, активную речь, навыки классификации и самопроверки;

3. Стимулируем творчество в изобразительной деятельности.

Приветствие! Мы все дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

«Волшебный стул» : один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.

«Сказка за сказкой» каждый игрок выбирает себе центральную карточку с изображением главного героя одной из сказок. Остальные карточки находятся у ведущего, который будет показывать по одной карточке. Тот, кто узнал своего героя, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Победителем становится игрок, первым составивший целый квадрат из карточек. Раскладываем, в какой последовательности появляются в сказке герои. Рассказываем свою сказку.

«Необыкновенное дерево» : рисуем необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

Занятие №9 «Волшебные превращения»

Цель:

1. Развиваем умение перевоплощаться в предметы, животных. Изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

2. Учим придумывать следствия невероятных событий, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

3. Развиваем умение классифицировать и мелкую моторику.

«Перевоплощение» : дети по очереди загадывают определенный образ, изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Волшебные превращения» : «Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья». Придумайте:

Какое у вас будет любимое занятие?

Чего бы вы опасались?

Через какое время вы бы хотели вновь стать большими? Почему?

«Представьте, что вы можете стать высотой 3 метра». Придумайте:

Какое бы у вас было любимое занятие?

Что бы вам не понравилось?

С кем бы вам хотелось встретиться, а с кем не хотелось встречаться?

«Классификация предметов» : Детям демонстрируется картина, на которой изображены предметы: виноград, мышь, лимон, кукла, мяч, роза, арбуз, лиса, нитки, туфли, заяц, кот, грибы, карандаши, куртка, торт, хлеб, ключи, платок, молоток, гвозди, пальто. «разделите эти предметы на возможные группы».

Рисуем по точкам.

Занятие №10 «Подарок другу»

Цель:

1. Развиваем умение невербально описывать предметы;

2. Учим находить противоположные по смыслу слова, развиваем мышление;

3. Развиваем творческие способности в конструктивной деятельности.

«Подарок другу» Один ребенок становится именинником, остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к имениннику.

«Антонимы» «Сейчас я буду называть предметы, слова, а вы постараетесь назвать это слово - наоборот, для начала воспользуемся картинками-подсказками».

«Полезный подарок» «Однажды у ослика Иа был день рождения. И в этот день ему подарили много полезных подарков. Самым полезным оказался шнурок, который принесла Сова. Представьте, что Сове очень понравилось делать подарки, она решила приходить ко всем на дни рождения и дарит что-нибудь полезное. Для каждого именинника Сова даже сочинила речь, в которой она объясняла, какая польза заключается в ее подарке. Подумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить:

Вини-Пуху – гирю от весов;

Пятачку – звонок от велосипеда;

Кролику – стрелку от компаса;

Тигре – оправу от очков;

Кенге – лампочку от фонарика.

«Растительные бусы» Изготавливаем бусы из природных материалов (ягоды шиповника, кленовые семечки, опавшие желуди) и подарим их кому захотим.

Занятие №11 «Сказочная весна»

Цель:

1. Воспитываем доброжелательное отношение детей друг к другу;

2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

3. Развиваем воображение, моторику.

Приветствие! Мы все дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Предлагаю вам ребята сыграть в игру «Позови ласково» : будем передавать друг другу по желанию игрушку, ласково назвав его по имени.

«Весна по схеме» Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней? Составляем рассказ по схеме описания времен года.

Рисуем весеннюю сказку.

Занятие №12 «Веселая история»

Цель:

1. Воспитываем умение быть ласковым, активизируем в речи детей нежные, ласковые слова;

2. Учим составлять истории на заданную тему, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;

3. Учим соотносить абстрактные предметы по форме.

«Волшебный стул» Один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.

«Веселая история» : Сочините историю про:

Собаку, которая жила в холодильнике

Ворону, которая любила кататься на велосипеде

Щуку, которая играла на гитаре

«Что в мешке у гнома?» педагог прикрепляет к мешочку карточки, где изображены различные формы и просит детей предположить, что может лежать в этих мешочках.

Дорисуем ответы!

Занятие №13 «Новая жизнь старых вещей»

Цель:

1. Развиваем умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни;

2. Учим согласовывать числительные с существительными, развиваем речь;

3. Учим придумывать новое применение знакомым предметам.

Приветствие! Мы все дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

«Моя любимая игрушка» Дети выбирают, какую игрушку они будут описывать, не называя ее, и рассказывать о ней. Остальные отгадывают.

«Один-много» «Сейчас я вам буду показывать картинки и называть предмет в единственном числе, а вы постараетесь мне ответить как правильно произносить эти предметы в множественном числе, например: один шарф - много…»

«Новая жизнь старых вещей» Детям показывают изображения различных, старых вещей. Расскажи, как ты сможешь использовать эти вещи необычным способом?

Занятие №14 «Фантастическое животное»

Цель:

1. Учим детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие;

2. Развиваем внимание, зрительное восприятие, логическое мышление и умение классифицировать предметы по группам;

3. Стимулируем творческое мышление в изобразительной деятельности;

4. Развиваем моторику и связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.

«Разноцветный букет» Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

«4 лишний» «Давайте внимательно посмотрим на картинки и скажем что у нас здесь лишнее, не подходит к остальным. Почему?»

«Фантастические животные» «Представьте, что мы с вами прилетели на необычную планету. Она населена фантастическими животными. Они живут везде: в воздухе, под землей, на земле. Эти звери плавают, летают, ползают.

Среди них есть красивые и «не очень», добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей знакомых животных, другие совсем не похожи ни на одно из животных на планете. Вообразите, представьте этих животных. Нарисуйте одного из них и опишите».

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 19:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Бочарникова Оксана (УИ 35085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД