Получи документы

Психологическая помощь и поддержка родителей, испытывающих чувство горя и вины в связи с рождением особенного ребенка

Жанна Щербакова
Психологическая помощь и поддержка родителей, испытывающих чувство горя и вины в связи с рождением особенного ребенка

Психологическая помощь и поддержка родителей, испытывающих чувство горя и вины в связи с рождением ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Автор Щербакова Ж. Н. ,

Педагог - психолог

МБОУ г. Мурманска СОШ №11

Для того, чтобы оказать психологическую помощь и поддержку родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо понять, что происходит с человеком, когда рождается ребенок с серьезными нарушениями психо-физического здоровья, как это влияет на его психологию и отношение к жизни. Рождение больного ребенка, даже если это прогнозировалось заранее врачами, всегда неожиданность и сильный стресс, оставляющий глубокий психотравмирующий след на всех членов семьи. Все это незнакомо, пугающе, угрожающе неотвратимо. По сути для родителей болезнь ребенка является крахом надежд, крахом естественной родительской мечты на исключительного ребенка, самого-самого… Отличительной особенностей российских родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является «чувство вины». Корни этих двух явлений лежат в истории нашего государства. Первое государство, строящее коммунизм, должно быть исключительным во всем. Дети - будущее нации, должны быть здоровы и счастливы, иначе и быть не может, ведь все лучшее - детям. Исключением из правил идеологи советского государства нашли гениальное по своей кощунственности объяснение: «Больные дети рождаются в семьях алкоголиков. Следовательно, дети расплачиваются за грехи родителей, и государство здесь ни причем. Каждый должен нести свой крест!»

Публикация «Психологическая помощь и поддержка родителей, испытывающих чувство горя и вины в связи с рождением особенного ребенка» размещена в разделах

Четыре стены стали на долгие годы уделом жизни ребенка с ОВЗ и его семьи. «Ребенок - инвалид в семье – это страшно». Эта проблема, с которой сообща должны бороться педагоги, медики, социальные работники. Но прежде всего, психологи. И главное условие здесь – не навредить.

Психолог, работающий с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должен хорошо понимать психологию этой категории людей, быть готовым к длительной и кропотливой работе. Он должен обладать специальной подготовкой и иметь знания в этой очень узкой специфичной области психологии. Мой ежедневный, многолетний опыт сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей показал, что 100% матерей имеют психологические отклонения и нуждаются в помощи, даже если сами они не признают этого. Необходимо отметить, что наиболее значительную трансформацию претерпевает психология именно матери ребенка с ОВЗ, исходя из физиологических, психологических особенностей женского организма, а так же культурных традиций и социальных особенностей нашего общества. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психологическим расстройствам. По мнению известного врача А. И. Захарова у матерей, имеющих детей-инвалидов, имеются следующие невротические изменения:

- сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность;

- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону снижения;

- тревожность – склонность к беспокойству;

- противоречивость личности - недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;

- доминантность - стремление играть значимую роль в отношениях с окружающими;

- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения;

- гиперсоциализация – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов, неадекватная самооценка, постоянное чувство вины, личностные нарушения связанные с честностью.

Психологические нарушения самих матерей оказывают сильное деформирующее воздействие на всю систему внутрисемейных отношений. Вследствие чего матери детей, имеющих отклонения в развитии, часто остаются без поддержки супругов, один на один со своим горем. Страдают не только супружеские отношения, но и система воспитания и общения с ребенком : от гиперопеки и симбиотического варианта до гипоопеки или полного отвержения.

Утрата надежд, связанных с рождением здорового ребенка, переживание его неблагополучия и отсутствие будущего, зачастую осложненные разводом или уходом из семьи супруга, формируют состояние горя и безысходности. Проводя параллель между процессами переживания матерью ситуации рождения больного ребенка и нахождения конструктивного решения, можно сказать,что они оказались практически аналогичны со стадиями процесса происходящего с психикой у людей, переживающих утрату, горе.

Основываясь на трудах ученых, работающих с синдромом утраты, горем (Моховикова А. Н. ,2001, Малкина-Пых И. Г. ,2005, Линдеманна Э. ,1984, Кюблера-Росса Э. ,2000, Ткачевой В. В. ,1999 и т. д, разработала карту наблюдения и анкету, с помощью которых выявляю состояние матери и отслеживаю признаки осложненного синдрома потери. Анализ результатов показал, что 87% родителей прибывают в состоянии отклоняющегося горя различного по форме. Признаками осложненного горя для меня являются :

1. Нарушение общего эмоционального фона настроения.

2. Частые соматические заболевания. Любое горе – это физическое страдание (потеря аппетита, нарушение сердечной деятельности, частые головные боли, неврологические заболевания и т. д.).

3. Наличие психологического страдания. Считается, что у людей в состоянии горя наблюдается потеря ясности сознания, из чего следуют нарушения поведенческого характера (агрессия, отстраненность).

4. Человек в состоянии горя поглощен образом утраченного. Находится в иллюзии, не воспринимает наличие беды, диагноза ребенка.

5. Люди, испытывающие горе всегда преследуемы чувством вины.

6. Горе как процесс всегда сопровождается враждебными реакциями, чаще спонтанными. Иногда окружающие принимают это поведение за помешательство.

7. Люди в состоянии горя утрачивают прежние модели поведения, они хаотичны, суетливы, заново учатся жить с утратой.

8. Снижение чувствительности или повышенная чувствительность.

Для себя, как психолога, я ставлю задачу научить матерей жить с утратой, перестроить их систему мировоззрения, имеющуюся до потери надежды на рождение здорового ребенка. Пытаюсь преодолеть поглощенность матерей образом несуществующего ребенка и наделить его несуществующими качествами, а самое главное, пытаюсь их вернуть в то состояние горя, которое необходимо перепрожить и проработать совместно с психологом. В данном состоянии я стараюсь дать матери возможность проплакать, пережить этот кризисный этап и перейти к тому состоянию, в котором можно её ввести в тренинговую группу для дальнейшей работы.

Состояние горя очень динамично, его этапы, предложенные Линдеманном очень схожи с этапами реабилитации матерей, переживающих рождение больного ребенка, анализируемых Кублером- Россом.

По Линденманну горе от утраты или смерти близкого человека проходит следующие этапы:

1. Шок и оцепенение (7-9 недель). В любую минуту может смениться реактивной реакцией (выбросится из окна, взрыв эмоций отрицание всего, что произошло). Психолог просто слушает и поддерживает присутствием.

2. Стадия поиска (5-12 дней, до 6 недель). Характеризуется стремлением выразить, преодолеть утрату. Страх сумасшествия, видение образов.

3. Острое горе (7-6 недель). Период наибольших страданий. Идеализация человека. Если это состояние не проходит, происходит агрессия.

4. Депрессия (через 6 месяцев).

5. Стадия восстановления через один год.

6. Стадия завершающаяся.

Я всегда помню, что горе человек должен пережить самостоятельно и обращаю внимание только на те случаи, когда происходит застревание на одной из стадий.

Попробуем провести аналогии этапов горя с процессом переживания матерью ситуации рождения больного ребенка Кублера Росса. Следует обратить внимание, что они несколько различны:

1. Этап отрицания, шок, неверие.

Матерям необходимо помочь преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, неприятие ребенка, его дефекта, принять себя. Родителям свойственно чувство агрессии и гнева.

2. Депрессия и полное ко всему безразличие.

Для себя в работе с матерями на этом этапе, я вижу основную задачу вывести их любыми способами из состояния оцепенения. Необходимо заставить мать говорить, плакать, искать пути решения своих проблем.

3. Этап самый тяжелый в жизни матери больного ребенка - утрата интереса к жизни, склонность к самоубийству.

В своей работе на этом этапе считаю самым важным не упустить такой момент. Вовремя оказаться рядом, чтобы поддержать и выслушать. Тогда этот этап пройдет наиболее безболезненно. Из своего опыта считаю, что применение групповых методов работы в это время неэффективно,так как сложно в группе отследить индивидуальную реакцию каждого и гибко изменить психотерапевтическое воздействие.

4. На периоде готовности к переговорам очень эффективно всякого рода психотерапевтическая и психокоррекционная помощь. В том числе групповые формы работы. С этого момента усиленно начинаю прорабатывать личностные проблемы матерей. Считаю для себя важным вселить в них веру в будущее и самого себя, а по возможности, изменить все мировоззрение, сформировать новую модель поведения с приятием утраты.

5. Следующая стадия выхода из кризиса, которая характеризуется согласием с самим собой и настроем на решение.

Матери, находящиеся на этой этапе реабилитации, очень полезны на психологических тренингах, так как они не только сами находят решение своих проблем, но и помогают другим родителям в преодолении тех этапов, на которых они находятся.

6. Этап полная реабилитация. На этом этапе матери находятся в согласии с собой, находят возможности общения с окружающими, а зачастую вступают во второй брак. На данном этапе психологическое сопровождение практически не требуется.

Существует несколько форм отклоняющегося горя, которые являются типичными для категории матерей, имеющих детей с ОВЗ:

- хроническое горе, переживания носят постоянный характер;

- конфликтное горе или горе преувеличенное. Восприятие действительности искажается или преувеличивается;

- подавленное горе, горе недостаточно пережитое или не пережитое вообще. Данному состоянию свойственно наличие большого количества у матери соматических заболеваний и частых беспричинных головных болей;

- неожиданное горе. Внезапность делает невозможным пережить его. Свойственны постоянные мысли о самоубийстве и постоянном планирование его;

-отсроченное горе. Переживания откладываются на несколько лет за счет эмоционального сдвига. Спустя некоторое время состояние под действием обстоятельств всплывает.

- отсутствующее горе. Человек ведет себя так, будто ни чего не случилось (стадия шока или отрицания.

Задачи, которые должны быть решены в процессе горя :

1. Мать должна признать факт потери, т. е. прекратить попытки сделать ребенка тем, кем он никогда не будет (увлеченность методиками по восстановлению утраченного).

2. Нужно пережить боль потери. Все, что мешает горевать, должно быть на время отодвинуто (непрерывная работа, бесконечные путешествия, отрицание боли).

3. Организовать окружение, где ощущается отсутствие желаемого, но при этом сохраняются годами создаваемые устои и традиции.

4. Выстроить новые отношения к ребенку с отклонениями в развитии и начать дальше жить.

В своей работе с горем я никогда не останавливаю плач, так как это физиологическая потребность, смягчающая боль. Позволяю матери говорить о том, какого ребенка она хотела видеть. Не ограничиваю длительность встреч. Во время индивидуальных консультаций, если матери тяжело проговаривать вслух то, что ей не нравиться в своем ребенке, разрешаю написать. Даже, если, с моей точки зрения, произошла реабилитация, продолжаю наблюдать за поведением родителей, так как всегда помню о том, что состояние горя способно возвращаться под действием ежедневных стрессов. После реабилитации стараюсь включить маму в активную жизнь образовательного учреждения.

Продиагностировав психологическое состояние мамы, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и определив особенности состояния, в котором она пребывает, необходимо грамотное специализированное сопровождение. Психологическая помощь оказывается как индивидуально так и в форме групповой психотерапии.

Не следует приступать к профессиональному консультированию, если не владеешь практическими специализированными методами психокоррекции и психотерапии. Консультирование включает в себя психокоррекцию отдельных, наиболее болезненных эмоциональных состояний (те чувства, которые они испытывают в данный момент и степень их выраженности). Необходимо оценить этап психодинамического процесса, на котором в данный момент находиться семья. Правильная оценка этапа позволяет наиболее эффективно построить консультационную работу с семьей путем подбора адекватных техник и приемов коррекции, достичь планируемых целей в целом.

Эмоциональное состояние семьи в процессе консультирования может быть представлено в виде нарастания и спада напряжения, что сопровождается различными по виду и выраженности субъективными симптомами (чувством тревоги, вины, растерянности, беспомощности, агрессии и т. д.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формирование защитных «семейных мифов», лжи, переосмысление ценностей и т. п). Каждой фазе присуще свои специфические признаки. Длительность определенных фаз может варьироваться, причем в значительном временном диапазоне. В зависимости от фазы, характеризующей психическое состояния, производиться подбор психологических методов и приемов.

Надо помнить, что в процесс консультирования матерей консультант не должен быть ведомым. Психологическому состоянию родителей свойственна цикличность на своей проблеме. Если только слушать и сопереживать, клиент не получит необходимой помощи, а наоборот, впадает в свойственное ему состояние. Консультант должен отслеживать психологическое состояние матери и с помощью всевозможных психотерапевтических приемов (внушения, отзеркаливания, рефлексии, НЛП, гештальттерапии, психоанализа и др.) вести планомерную корректировку негативных состояний и установок. Количество консультаций определяется по необходимости и чаще всего сама мама решает прийти ей еще или нет в силу внутренней потребности. Однако психологическое сопровождение на этом не заканчивается, и следующим его шагом должно быть наблюдение и групповая психотерапия.

Все формы групповой психологической помощи должны решать ряд задач:

1. Оказание психологической помощи и поддержки матерям в преодолении состояния осложненного горя, коррекция неадекватных поведенческих реакций. Необходимо освободить родителей от психологического стресса и обеспечить их эмоциональную стабильность.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и психологической культуры.

3. Оптимизация стиля семейного воспитания (информативного и обучающего характера).

4. Гуманизация детско-родительских отношений.

Групповые методы работы могут быть разной формы. Можно организовать «Школу для родителей», «Круглый стол», просто тематические групповые консультации, групповые тренинги. Но мне кажется наиболее эффективна форма в виде организации клубов психологической поддержки родителей. Все встречи клуба психологической поддержки проходят в форме групповых тренингов, где четко придерживаюсь этапов его проведения:

1. Разминка, разогревающие игры и психотехники, которые включают в себя знакомство участников тренинга и установление между ними тесного эмоционального контакта. Длительность этого этапа различна. Первые встречи могут длиться даже несколько часов.

2. На первом тренинге принимаются правила работы группы, которые повторяются на каждой последующей встрече. Они включают в себя:

а) активное участие всех членов тренинга;

б) доверительный стиль общения;

в) искренность в общении;

г) конфиденциальность всего происходящего в группе;

д) группа оказывает поддержку каждому.

3. Основная часть содержит необходимые методы для решения конкретно стоящей передо мной задачи.

4. Рефлексия или обратная связь. Подведение итогов занятия. От ведения дневников, в силу занятости наших родителей, мы отказались.

Для себя я всегда имею в запасе несколько разогревающих игр для снятия напряжения или просто заполнения пауз между этапами, а так же стараюсь заучивать наизусть ряд баек, анекдотов не только для разрядки обстановки, но и с философским смыслом.

Для первого этапа работы с осложненным горем я использовала специально разработанную для матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, психокоррекционную программу В. В. Ткачёвой. В ходе работы с родителями по данной программе внесла некоторые изменения. Например, прежде чем ввести рассказы психодрамы, я не использовала предложенные ею психологические игры и упражнения, а проводила релаксацию для снятия эмоционального напряжения с использованием методов НЛП, лёгких трансовых форм, элементов аутогенной тренировки и символ драмы. И заканчивала занятия релаксацией.

На четвёртом занятии ввела рассказы-драмы, которые предварительно раскладывала перед матерями. Старалась соблюдать необходимый тембр голоса и правильно расставлять акценты в рассказе. В конце психодраматического рассказа участницы отвечали на ряд вопросов, в которых они излагали свою личную точку зрения: «А как бы вы поступили на месте героев рассказа?». Использовала два типа рассказов:

- рассказ-образец, в котором рассказывается о продуктивных формах общения и взаимоотношений в семье;

- проблемный рассказ, в котором нет готовых советов, и члены группы сами подсказывали главным персонажам выход из сложившейся ситуации на основе личного опыта.

Психодраму я использовала в комплексе с другими вспомогательными формами психокоррекции. Так для верболизации собственных проблем и их осознания использовались тематические опросники, предложенные Ткачёвой. С их помощью родители переоценивали жизненные установки, и это подготавливало их к запланированной дискуссии по психодраме. Как дополнительную форму психокоррекции применяла также арттерпию, с помощью которой матери художественно отображали свои чувства, что позволило участницам выявить всю их глубину и верболизовать. Во время проведения тренингов по психодраме к концу занятий (на 8-9 занятии) попробовала введение ролевой игры. Должно быть проплакано и проговорено всё, что наболело за долгие годы нахождения наших матерей в состоянии стресса. Здесь эффективны «Исцеляющие письма» из И. Г. Малкиной- Пых.

Психолог оказывает помощь матерям в развитии личностных качеств, способствующих адаптации их в окружающей действительности. Для этого проводит ряд психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие веры в себя и в завтрашний день, а также обучению навыкам общения со своим ребёнком и с окружающими людьми. Широко используется эффективные, в силу своей простоты и естественности, методы креативной терапии:

- сказкотерапия;

- игротерапия;

- телесно-ориентированная терапия;

- психо-гимнастика;

- арттерапия;

- все техники, направленные на формирование позитивного мышления.

Сказкотерапия позволяет лечить различного рода психологические проблемы. Сказка позволяет восстановить внутреннюю гармонию, позволяет постичь Истину, пробуждает веру (самого себя и в свои силы, а также передаёт знания о жизни. С помощью сказки и «теории волшебства» наши родители находят выход, из казалось бы, без выходных ситуаций. Волшебные силы выступают в качестве созидателя. По волшебству у человека появляется то качество которое казалось бы не могло быть (вера в себя, успешность, безграничная доброта, самоотверженность, терпение).

Творческое сочинение сказок позволяет трансформироваться нашим родителям двумя способами :

- обратимым - «оборотничество». Мама меняет свою социальную роль- одевает маску (например, своего ребёнка, становится животным или суперменом);

- необратимым - «метаморфозы». Качественное изменение личности. В подборе сказок я стараюсь быть крайне осторожна, так, чтобы сказка типа «Русалочка» не формировала комплексы жертвы и несчастной любви. Или «Аленький цветочек», так как она закладывает негативный сценарий жизни женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца.

В работе с родителями широко использую различного рода психологические игры. В первую очередь игры – отреагирования. Родителей ставлю в стрессовую ситуацию и предлагаю найти самостоятельно выход из неё. Как ведущая стараюсь влиять на ход игры и исправлять их по необходимости. Эти игры тоже позволяют тоже освободиться от боли. Используются мною также деловые игры, на которых обсуждаются ситуации повседневного характера. На них предлагается смена различных ролей. Родитель ставится на место администрации либо на место ребёнка или воспитателя. Проводятся также игры- драмы, где сценарий игры сочиняется самими родителями. Мною как психологом предлагается только тема.

Невозможно охватить всё многообразие методов и приёмов работы с родителями в данной нестандартной ситуации. Следует только отметить, что у групповых форм работы есть свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам мы отнесем невозможность оказания экстренной помощи в особо сложных ситуациях и невозможность обсуждения деликатных тем. А к явным преимуществам можно отнести большой объём охваченных психологическим воздействиям родителей и оказание помощи друг другу в процессе проведения тренинга.

В заключение хочу сказать, что само главное в психологическом сопровождении родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, - это бесконечное терпение чуткость и понимание проблем с которыми они сталкиваются каждый день.

Используемая литература:

Малкина –Пых И. Г. Экстремальные ситуации. -М. :Изд-во. Эксмо,2005.

Василюк Ф. Пережить горе. О человеческом в человеке. М. ,1991.

Линдеманн Э. Клиника острого горя. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. Изд-во МГУ, 1984

Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев, София,2000.

Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя :модель помощи. Психология зрелости и старения, №1(17,весна, 2002

Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. Изд-во. Дидакт. Плюс 2002 .

Шипицина Л. М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии.

Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии-М.

Ткачева В. В Психокоррекционная работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по гормонизации внутрисемейных отношений. -М.

Ткачева В. В Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации семьи. -М.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. -СПб «ООО Речь» 2002.

Адлер Х. НЛП: современные психотехналогии. СПб., Питер, 2000.

Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуации утраты объекта экстраординарной значимости. Психиатрия и психофарматотерапия, 2000 № 4 Т. 2.

Черепанова Е. М. Психологический стресс. М. ,Академия,1996

И т. д.

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма»Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Сотрудничество с родителями. Помощь родителей в изготовлении пособий.Сотрудничество с родителями. Помощь родителей в изготовлении пособий. Сотрудничество с родителями. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Нам для работы с малышами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая помощь и поддержка родителей, испытывающих чувство горя и вины в связи с рождением особенного ребенка
Опубликовано: 21 июля 2020 в 18:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД