Любовь Рыжкина
Психологические детские травмы
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая тра вма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом. Психологическая травма часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо сопровождается эмоциональными потрясениями.
Публикация «Психологические детские травмы» размещена в разделах
Эмоциональный стресс, перенесенный во взрослом возрасте, оказывая влияние на физическом уровне, переворачивает нашу жизнь. Но когда с факторами стресса или негативным опытом сталкиваются дети или подростки, это оставляет еще более глубокий отпечаток. К потенциальным факторам стресса относятся постоянное унижение, эмоциональное игнорирование, развод родителей, смерть родителя, перепады настроения депрессивного или страдающего зависимостями родителя, сексуальное насилие, медицинская травма, потеря брата или сестры и проявление жестокости в обществе.
Хронический стресс, вызванный неправильным поведением родителей или других близких людей, запускает механизм развития заболеваний десятилетия спустя — даже если повзрослевшие дети ведут здоровый образ жизни.
Пережитый негативный опыт влияет на стрессовую реакцию в течение всей жизни. Сбои в биологической программе задают новые координаты активности эндокринной и иммунной системе, и в результате концентрированный коктейль из стрессовых нейрохимикатов повреждает наше тело и клетки в тридцать, сорок, пятьдесят лет и позже. Когда система запуска стрессовой реакции повреждена, мы слишком остро реагируем на стресс, а наша способность восстанавливаться естественным путем значительно ослабляется.
У ребенка, столкнувшегося с негативным детским опытом, наблюдается повышенная склонность к биполярному расстройству и депрессии, пищевым расстройствам; таким детям свойственна тревожность; они затрудняются в принятии решений; у них нарушена исполнительная функция. Почти все из перечисленного может привести к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Родители – самые главные люди для ребёнка, на которых он ровняется и старается быть на них похожим. Именно они обеспечивают его безопасность, восполнение базовых физиологических и психологических потребностей. К сожалению, многие родители пользуются беззащитностью своего ребенка и применяют к нему различные формы насилия в угоду своему комфорту.
Газлайтинг - это одна из форм психологического насилия.
Задача газлайтинга – заставить жертву сомневаться в адекватности и правдивости окружающей реальности, своих мыслей и чувств, воспоминаний и жизненного опыта.
Для этого родитель использует психологические манипуляции :
· Обесценивающие шутки
· Упреки и обвинения
· Запугивание
· Пристыжение
Примеры, как родители используют газлайтинг и зачем.
Родители применяют к детям газлайтинг, чтобы:
· Скрыть собственные ошибки
· Скрыть неуверенность в себе
· Укрепить свой авторитет в глазах ребенка
· Сделать ребенка более послушным (развивая в нём неуверенность)
· Избежать неприятной и пугающей воспитательной работы
Примеры родительского газлайтинга:
1. Отрицание эмоций и чувств.
Техника газлайтинга помогает родителю «подавить» детские эмоции, с которыми он не хочет сталкиваться и «работать» :
«Ребёнок упал, ударился коленками, плачет. Родитель говорит: «Ну что ты разнылся! Это же совсем не больно! Это всего лишь царапина.»
Эта техника газлайтинга перекликается с так называемым «запретом на эмоции».
2. Отрицание воспоминаний.
Эта техника лучше всего помогает родителям скрыть постыдные эпизоды своей жизни и ошибки воспитания:
«Ребенок жалуется друзьям семьи, что родитель ударил его ремнем. Родитель говорит: «Да что ты такое выдумываешь! Наверно, хочешь, чтобы тебя пожалели?»
3. Формирование сомнений в своей эмоциональной адекватности.
Это еще более изощренная форма газлайтинга, она помогает родителям скрыть факт психологического насилия со своей стороны:
«Родитель оскорбляет ребенка (например, называет его глупым). Ребенок говорит, что ему не нравится оскорбление. Родитель возмущается: «Это было вовсе не оскорбление, я пытаюсь воспитывать тебя, я это говорю тебе во благо!»
4. Отрицание достижений.
Родители используют эту технику, чтобы снизить самооценку ребенка. Это позволяет им укрепить свой контроль и замедлить развитие самостоятельности в ребенке:
«Ребенок радуется поступлению в университет. Родители говорят: «А вот если бы не мы, никогда бы ты не сдал эти экзамены!»
5. Принижение умственных и физических способностей.
Эта техника помогает абьюзивным родителям укрепить авторитет, доказать свою правоту через унижение ребенка:
«Родители красочно рассказывают знакомым, как ребенок попал в глупую ситуацию. При этом они приукрашивают историю, вносят в нее новые детали для усиления эффекта. Ребенок слышит это и возмущается: «Мама, папа, все было не так!». Родители смеются и делают вид, что ребенок просто захотел забыть о неприятном инциденте, поэтому не помнит деталей.»
Последствия газлайтинга для ребенка
Если родители регулярно «газлайтят» ребенка, он начинает сомневаться в своих мыслях, чувствах, эмоциях, поведенческих моделях. Его самооценка снижается, а недоверие к себе и к окружающему миру растет.
Путем газлайтинга родители отбирают у ребенка возможность стать полноценной здоровой личностью. Из-за постоянных сомнений и страхов он:
1. Боится строить с людьми доверительные открытые отношения.
2. Не может принимать важные для него решения и добиваться поставленных целей.
3. Приучается терпеть от окружающих неуважение, оскорбления, нарушение личных границ и прямое насилие.