МААМ-картинки

Психологические детские травмы

Любовь Рыжкина
Психологические детские травмы
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая тра вма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом. Психологическая травма часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо сопровождается эмоциональными потрясениями.

Публикация «Психологические детские травмы» размещена в разделах

Эмоциональный стресс, перенесенный во взрослом возрасте, оказывая влияние на физическом уровне, переворачивает нашу жизнь. Но когда с факторами стресса или негативным опытом сталкиваются дети или подростки, это оставляет еще более глубокий отпечаток. К потенциальным факторам стресса относятся постоянное унижение, эмоциональное игнорирование, развод родителей, смерть родителя, перепады настроения депрессивного или страдающего зависимостями родителя, сексуальное насилие, медицинская травма, потеря брата или сестры и проявление жестокости в обществе.

Хронический стресс, вызванный неправильным поведением родителей или других близких людей, запускает механизм развития заболеваний десятилетия спустя — даже если повзрослевшие дети ведут здоровый образ жизни.

Пережитый негативный опыт влияет на стрессовую реакцию в течение всей жизни. Сбои в биологической программе задают новые координаты активности эндокринной и иммунной системе, и в результате концентрированный коктейль из стрессовых нейрохимикатов повреждает наше тело и клетки в тридцать, сорок, пятьдесят лет и позже. Когда система запуска стрессовой реакции повреждена, мы слишком остро реагируем на стресс, а наша способность восстанавливаться естественным путем значительно ослабляется.

У ребенка, столкнувшегося с негативным детским опытом, наблюдается повышенная склонность к биполярному расстройству и депрессии, пищевым расстройствам; таким детям свойственна тревожность; они затрудняются в принятии решений; у них нарушена исполнительная функция. Почти все из перечисленного может привести к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Родители – самые главные люди для ребёнка, на которых он ровняется и старается быть на них похожим. Именно они обеспечивают его безопасность, восполнение базовых физиологических и психологических потребностей. К сожалению, многие родители пользуются беззащитностью своего ребенка и применяют к нему различные формы насилия в угоду своему комфорту.

Газлайтинг - это одна из форм психологического насилия.

Задача газлайтинга – заставить жертву сомневаться в адекватности и правдивости окружающей реальности, своих мыслей и чувств, воспоминаний и жизненного опыта.

Для этого родитель использует психологические манипуляции :

· Обесценивающие шутки

· Упреки и обвинения

· Запугивание

· Пристыжение

Примеры, как родители используют газлайтинг и зачем.

Родители применяют к детям газлайтинг, чтобы:

· Скрыть собственные ошибки

· Скрыть неуверенность в себе

· Укрепить свой авторитет в глазах ребенка

· Сделать ребенка более послушным (развивая в нём неуверенность)

· Избежать неприятной и пугающей воспитательной работы

Примеры родительского газлайтинга:

1. Отрицание эмоций и чувств.

Техника газлайтинга помогает родителю «подавить» детские эмоции, с которыми он не хочет сталкиваться и «работать» :

«Ребёнок упал, ударился коленками, плачет. Родитель говорит: «Ну что ты разнылся! Это же совсем не больно! Это всего лишь царапина.»

Эта техника газлайтинга перекликается с так называемым «запретом на эмоции».

2. Отрицание воспоминаний.

Эта техника лучше всего помогает родителям скрыть постыдные эпизоды своей жизни и ошибки воспитания:

«Ребенок жалуется друзьям семьи, что родитель ударил его ремнем. Родитель говорит: «Да что ты такое выдумываешь! Наверно, хочешь, чтобы тебя пожалели?»

3. Формирование сомнений в своей эмоциональной адекватности.

Это еще более изощренная форма газлайтинга, она помогает родителям скрыть факт психологического насилия со своей стороны:

«Родитель оскорбляет ребенка (например, называет его глупым). Ребенок говорит, что ему не нравится оскорбление. Родитель возмущается: «Это было вовсе не оскорбление, я пытаюсь воспитывать тебя, я это говорю тебе во благо!»

4. Отрицание достижений.

Родители используют эту технику, чтобы снизить самооценку ребенка. Это позволяет им укрепить свой контроль и замедлить развитие самостоятельности в ребенке:

«Ребенок радуется поступлению в университет. Родители говорят: «А вот если бы не мы, никогда бы ты не сдал эти экзамены!»

5. Принижение умственных и физических способностей.

Эта техника помогает абьюзивным родителям укрепить авторитет, доказать свою правоту через унижение ребенка:

«Родители красочно рассказывают знакомым, как ребенок попал в глупую ситуацию. При этом они приукрашивают историю, вносят в нее новые детали для усиления эффекта. Ребенок слышит это и возмущается: «Мама, папа, все было не так!». Родители смеются и делают вид, что ребенок просто захотел забыть о неприятном инциденте, поэтому не помнит деталей.»

Последствия газлайтинга для ребенка

Если родители регулярно «газлайтят» ребенка, он начинает сомневаться в своих мыслях, чувствах, эмоциях, поведенческих моделях. Его самооценка снижается, а недоверие к себе и к окружающему миру растет.

Путем газлайтинга родители отбирают у ребенка возможность стать полноценной здоровой личностью. Из-за постоянных сомнений и страхов он:

1. Боится строить с людьми доверительные открытые отношения.

2. Не может принимать важные для него решения и добиваться поставленных целей.

3. Приучается терпеть от окружающих неуважение, оскорбления, нарушение личных границ и прямое насилие.

Публикации по теме:

Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы»Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна "Светофор"Светофор - наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения» Тренинг:Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологические детские травмы
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 15:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические детские травмы» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Рыжкина (УИ 3038050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД