кристина уманцева
Психологические и лингвистические основы слухового восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Психологические и лингвистические основы слухового восприятия.
В психологии слуховое восприятие рассматривается как сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку акустической информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. (Б. Г. Ананьев, 1982; А. В. Запорожец,1986).
Публикация «Психологические и лингвистические основы слухового восприятия» размещена в разделах
Слуховое восприятие опирается на слуховые образы - эталоны и представления, связанные с результатом переработки прошлых восприятий. (Н. И. Жинкин,1958; Л. П. Назарова 2001). В своих работах Б. Г. Ананьев, Ф. Ф. Рау, Б. М. Теплов описывают три уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный. На первой ступени в процессе анализа и синтеза звуковой информации дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе (эталонном, который формируется на втором уровне. Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образами происходят на третьем уровне в форме языковых понятий.
Исследователь Ухина Н. А. рассматривает слуховое восприятие как сложную системную деятельность, результатом которой является формирование обобщённого слухового образа. Развитие слухового восприятия происходит во взаимодействии с другими психическими процессами. Под воздействием речи слуховое восприятие приобретает избирательный и системный характер.
В исследованиях И. А. Зимней, Л. С. Цветковой,Л. А. Чистович отмечается, что для полноценного процесса коммуникации слуховое восприятие является необходимым условием понимания языковых единиц.
Способность, дифференцировать сложные звуковые ощущения, звуки речи воспринимать речь, как значимую информацию формируется у ребёнка под влиянием окружающей среды, в процессе активного овладения языком, как средством общения. Для восприятия речевого сообщения, активного взаимодействия с окружающими, ребёнок должен овладеть фонетической системой, лексическим и грамматическим строем. Адресат, который воспринимает сообщение должен обладать развитым речевым слухом, говорить на данном языке, иметь достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй речи, достаточное представление и понятие о содержании передаваемого сообщения.
«Восприятие речи представляет собой сложную иерархически организованную систему. В общей модели восприятия можно выделить определённые подсистемы, соответствующие фонетико-фонематическому, лексическому, грамматико-семантическому аспекту. Между этими подсистемами имеется тесная связь» (Р. И. Лалаева). По Л. А. Чистович полная модель восприятия речи включает три взаимодействующие части. Первая – это модель восприятия, включающая блок слухового анализа сигнала и блок фонетической интерпретации. На этом этапе основной задачей является преобразование акустического речевого сигнала в последовательность фонетических элементов и перевод их в «артикуляторные инструкции» (Бельтюков В. И.) В. К. Орфинская называет этот уровень восприятия этапом слухопроизносительной дифференциации фонем, Л. А. Чистович – текущим распознаванием речи. На данном уровне восприятие имеет сенсомоторный характер (Р. И. Лалаева, Л. С. Цветкова).
На втором уровне происходит соотнесение последовательности выделенных фонематических элементов и описание смысла предложения. (Соответствует аналитико-синтетической фазе по И. А. Зимней) Здесь осуществляется фонемное распознавание речи, установление звуковых последовательностей и их количества (в терминологии Л. А. Чистович). Именно эти операции и составляют содержание процесса фонематического анализа слов. Реципиент опознает те или иные единицы речи, в соответствии с хранящимися в памяти образами, используя грамматические правила данного языка и принимает предварительное решение относительно того, что содержится в поступающем сообщении, которое может измениться под влиянием поступающей информации. Здесь в процессе восприятия речи действует принцип не только прямой, но и обратной связи.
На третьем уровне осуществляется интерпретация и оценка полученных сведений, осмысление информации в целом. Полученная информация анализируется со следующей точки зрения: являются эти сведения истинными или ложными, важными или безразличными, определяет программу дальнейших действий.
Р. И. Лалаева рассматривает модель восприятия речи как аналитико-синтетический процесс: «Теория анализа через синтез предполагает встречное моделирование семантико-синтаксической структуры высказывания и последовательное уточнение в процессе восприятия устной речи». Автор отмечает, то восприятие будет иметь различную структуру в зависимости от условий восприятия, возраста воспринимающего и будет носить вариативный характер в зависимости от объекта восприятия : звуки, слоги, слова, предложения.
Многие исследователи (Р. И. Левина, ,Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев) пишут о недостаточности слухового восприятия у детей с недоразвитием речи. Обычно в работах понятия «слуховое восприятие» и «фонематическое восприятие» отождествляются. «Слуховое восприятие» -это многоаспектный процесс и фонематический слух является одним из компонентов в его структуре. Слуховое восприятие включает в себя неречевой и речевой слух.
Литература.
1. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., Воронеж,2001.
2. Лалаева Р. И., Логинова Е. А., Титова Т. А. Теория речевой деятельности. - СПб. : ОЗОН, 2000
3. Ухина Н. А. Коррекционно-логопедическая работа по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. : дисс. канд. пед. н. 04200956310 - М., 2009
Содержание методики диагностики слухового восприятия.
Задача: изучение основных структурных компонентов слухового восприятия : пространственного, временного, тембрового, звуковысотного, динамического, ритмического.
1. Исследование пространственного компонента слухового восприятия.
Цель: исследование способности локализовать звуки в пространстве.
Оборудование: барабан, бубен, дудка, погремушка.
Процедура и инструкция. «Закрой глаза и покажи рукой, откуда слышится звучание игрушки». Каждый инструмент должен прозвучать 2-3 раза. Исключается зрительное восприятие.
Критерии оценки
высокий уровень - 6-8 баллов
средний уровень -4-5 баллов
низкий уровень -0-3 баллов
2. Исследование временного компонента слухового восприятия.
Цель: изучение способности к различению на слух длительности звучания.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, дудка.
Процедура и инструкция. «Слушай внимательно звук дудочки. Если звук будет долгий - рисуй длинную линию, если короткий - короткую».
Критерии оценки
высокий уровень- 4 балла
средний уровень - 2-3 балла
низкий уровень - 0-1 баллов
3. Тембровый компонент слухового восприятия.
Цель: исследование умения различать на слух звуки, издаваемые разными объектами.
Оборудование : музыкальные и шумовые инструменты, звуки различных шумов, записанные на магнитофон.
Условие выполнения задания: сначала педагог знакомит детей со звуками, производимыми различными объектами, затем предлагает прослушать и сказать или показать, что звучало.
1 серия «Прослушивание музыкальных инструментов» : бубен, дудка, гармошка, барабан.
2 серия «Различение бытовых шумов» : часы, звук телефона, деревянные ложки, стеклянные стаканы, бумага, пылесос, звонок в дверь, шум моря, звук самолёта, звук мотоцикла.
Процедура. Педагог включает магнитофонную запись шумов. Ребенок должен показать соответствующую картинку или назвать, что звучало.
3 серия «Узнавание звучаний, связанных с явлениями природы» : гром, дождь, ветер.
4 серия «Узнавание голосов животных, птиц, насекомых» : кошка, собака, корова, лягушка, пчела, ворона.
Критерии оценки :
высокий уровень- 4 балла
средний уровень - 2-3 балла
низкий уровень - 0-1 баллов
4. Динамический компонент слухового восприятия.
а) Цель: исследование умения воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта.
Оборудование : бубен.
Задание: педагог стучит в бубен - дети идут по кругу, высоко поднимая ноги. Затем педагог тихо ударяет по бубну - дети идут по кругу на носочках.
б) Цель: исследование способности слухового внимания, умения различать на слух громкость движущихся объектов.
Описание.
Дети двигаются по кругу разными способами: шагом, бегом, прыжками, прислушиваясь к шуму, возникающему при разных видах движения. По сигналу педагога они меняют вид движения.
Затем дети садятся на стульчики и отгадывают шумовую загадку товарища. Ребёнок, загадывающий загадку, движется за стульчиками детей
Критерии оценки:
высокий уровень - 3-4 балла
средний уровень- 1-2 балла
низкий уровень - 0 баллов
5. Ритмический компонент слухового восприятия
Цель: проверить уровень сформированности ритмического компонента слухового восприятия, определяющий умение воспроизводить темп, метр, ритмический рисунок звучаний.
1. Исследование способности воспринимать и воспроизводить скорость следования звуковых элементов.
Оборудование: бубен, картинки медведя и зайца
Процедура. Педагог рассказывает детям, предъявляя картинки медведя и зайца, как ходят животные: «Медведь медленно, как стучит сейчас бубен. Зайчик прыгает быстро и бубен стучит быстро». Далее педагог играет на бубне, а дети изображают животных в соответствии со звучанием.
Критерии оценки.
Высокий уровень - 3-4 балла
Средний уровень - 1-2 балла
Низкий уровень - 0 баллов
2. Цель: Исследование возможности у ребёнка слухового восприятия и моторного воспроизведения различных по сложности ритмических структур.
Материал исследования:
4 серии простых неакцентированных ударов / //; // //; /// ///; // // //
6 серий акцентированных ударов. /;. // ; /. / ; //. / ; //. /; //. //
1. Инструкция: "Послушай и отстучи за мной удары".
-серии простых ударов: а) / //; б) // //; в) /// ///; г)// // //
2. Инструкция: "Послушай и отстучи за мной удары, где будут короткие и долгие удары" :. – короткий удар, / -долгий удар
-акцентированные удары: а). /; б). // ; в)/. / ; г) //. / ; д) /. //; е) //. //
Критерии оценки.
Высокий уровень - 3-4 балла
Средний уровень - 1-2 балла
Низкий уровень - 0 баллов
6. Фонематический компонент слухового восприятия.
6. 1Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).
Инструкция: Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даё т следующую инструкцию: "Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй". При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.
Материал исследования :слоговые ряды из двух слогов.
ма-на ба-ма
ба-па мя-ма
та-да на-га
га-ка
Критерии оценки.
Высокий уровень - 3-4 балла
Средний уровень - 1-2 балла
Низкий уровень - 0 баллов
6. 2Цель: Исследование сформированности навыка фонематического анализа.
Материал исследования: изображение собачки или игрушка.
Инструкция: Логопед произносит ряд звуков. В момент произнесения звука [р] показывает собачку. Затем предлагает ребёнку показать собачку, когда он услышит, как она рычит.
Критерии оценки.
Высокий уровень - 3-4 балла
Средний уровень - 1-2 балла
Низкий уровень - 0 баллов