Получи документы

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (12 фото)

Ирина Гурова
Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе

О необходимости развития слухового восприятия на материале неречевых звуков более подробно можно прочитать здесьhttps://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-sluhovogo-vnimanija-i-vosprijatija-na-materiale-nerechevyh-zvukov-konsultacija-dlja-roditelei.html

Публикация «Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе» размещена в разделах

В этом учебном году в нашей группе реализуется проект «Звуковой ручеёк», который посвящён развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Известно, что узнавание, различение неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому встала необходимость подбора и разработки специальных игр и игровых упражнений для развития этой способности. Коррекционно-развивающая работа в группах компенсирующей направленности строится в соответствии с лексическими темами, поэтому игры в течение года подбираются и разрабатываются в соответствии с ними. Предлагаю вашему вниманию несколько апробированных игр и упражнений по данной теме.

Тема «Лето. Карельский лес».

Игра "Какую ягоду несёт мишка?"

Для игры используются пластмассовые ёмкости от мороженого в форме карельских ягод (земляника, малина, морошка, наполненные разными сыпучими веществами или разным количеством одного сыпучего вещества, например, фасоли или гороха. Также понадобится игрушка-медведь. Дети запоминают звучание каждой ягоды и угадывают, какую из них мишка нашёл и теперь идёт по лесу и несёт.

Фото №1 О необходимости развития слухового восприятия на материале неречевых звуков более подробно можно прочитать здесь

Тема «Осень»

Игра «Сильный и слабый дождик»

Для игры понадобится «пальчиковый бассейн», например, из фасоли или гороха. Также можно насыпать крупу и на тарелочку. Педагог набирает двумя ладонями крупу, высыпает её в бассейн (на тарелочку) быстро через щель между ладонями и предлагает детям послушать, как льёт сильный дождь (ливень). Ладони с крупой – это большая туча. Затем педагог набирает крупу в кулак и высыпает её медленно, снова предлагая детям послушать издаваемый звук. Это «мелкий дождик моросит». Кулачок – это маленькая тучка.

После это нужно предложить детям попробовать показать, как льёт ливень и моросит мелкий дождь и ещё раз послушать звуки. Затем педагог загадывает детям звуковые загадки: «Что вы слышите: ливень или мелкий дождь?»

Игра «Кто прыгнул в лужу?»

Для этой игры понадобится большая тарелка или поднос с любой крупой (это лужа) и две или три игрушки, изображающие животных. Игрушки должны контрастно отличаться друг от друга по размеру, например, самая большая и самая маленькая матрёшки из набора или большой резиновый (пластмассовый) медведь и маленький зайчик из набора мелких игрушек и т. п.

Педагог показывает, как большая игрушка, например, лягушка прыгнула в лужу и акцентирует внимание на издаваемом звуке. Затем то же самое выполняем с маленькой игрушкой. После этого дети самостоятельно выполняют действия и запоминают звуки, чтобы затем лучше угадать их.

Варианты похожих игр: «Какой мячик упал лужу?», «Какое яблоко зайка уронил в лужу?» и т. п.

Фото №2 Публикация Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе размещена в разделах Развитие ребенка Фото №3 Известно что узнавание различение неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха

Тема «Части тела»

Игра «Что я делаю и чем?»

В этой игре педагог предлагает детям выполнить разные действия разными частями тела: потопать ногами, попрыгать, постучать кулачками по столу, друг о друга, постучать ногтями по столу, пощёлкать пальчиками, похлопать в ладоши, потереть ладошки друг о друга, подуть через губы, вытянутые трубочкой, можно и пофыркать губками, как лошадка, постучать зубками. Педагог обращает внимание на издаваемые звуки и затем предлагает детям загадать друг другу загадки. Дети отворачиваются. Один ребёнок выходит и издаёт какой-то звук. Остальные угадывают, какое действие было выполнено. В этой игре закрепляется глагольный словарь.

Тема «Умывальные принадлежности (предметы гигиены)»

Игра «Угадай предмет по звуку»

Для этой игры используются предметы гигиены. Педагог предлагаем детям послушать и запомнить, как звучит переливаемая из ёмкости в ёмкость вода, пересыпаемая соль для ванны, режущие бумагу ножницы, скользящая по руке куклы мочалка (щётка, шуршащая бумажная салфетка, встряхиваемое полотенце. После это дети угадывают все звуки, отвечая на вопрос, используя соответствующие слова и короткие предложения: «салфетка шуршит», «ножницы режут», «вода льётся» и т. п.

Тема «Игрушки»

Игра «Кто позвал? («Какая игрушка прозвучала?»)

Предлагаем детям послушать, и запомнить, какие игрушки как звучат, например, трещотка трещит, зайка пищит, мишка гремит, ёжик топает, молоток стучит, неваляшка «поёт», шарик звенит.

Затем дети сами действуют с игрушками, запоминая звуки. После этого игрушки «прячутся» за ширму и издают звуки. Дети угадывают, какая игрушка прозвучала.

Фото №4 Поэтому встала необходимость подбора и разработки специальных игр и игровых упражнений для развития этой способности

Игра «На чём играл зайка?»

Предлагаем детям послушать и запомнить звучание несколько музыкальных инструментов: «Зайка принёс нам барабан, бубен, колокольчик, металлофон, дудочку…». Дети слушают, как зайка «играет» и запоминают звучание предметов. Затем они отворачиваются и отгадывают звуковые загадки зайки. После этого дети и сами, как зайка, могут загадать друг другу такие загадки.

Фото №5 Коррекционно развивающая работа в группах компенсирующей направленности строится в соответствии с лексическими темами поэтому игры в течение года подбираются и разрабатываются в соответствии с ними

Игра «Какой шарик скачет?»

В этой игре мы учимся ещё и подбору слов-признаков (прилагательных).

На столе несколько шариков разной величины, сделанные из разных материалов (поролоновые, пластмассовые, резиновые, текстильные (вязаные из ниток).

Дети играют с шариками, запоминают, как они звучат, прыгая по столу, а затем сами угадывают и называют признаки нужного шарика, например, «большой, красный, пластмассовый; жёлтый поролоновый; оранжевый теннисный и т. п.»

Фото №6 Предлагаю вашему вниманию несколько апробированных игр и упражнений по данной теме Фото №7 Карельский лес

Игра «Звучащие кубики»

1. «Какой кубик звучит?»

2. «Подбери пару по звуку»

В этих играх также закрепляется умение узнавать и называть цвета и геометрические фигуры. Для игры нужны картонные кубики. Они разного цвета с наклеенными на стороны предметами разной формы и наполненные внутри разными материалами. В играх с ними можно подобрать пару по цвету, по форме предметов и по звуку. Причём эти пары не совпадают. Но главная задача - сначала угадать несколько кубиков по звуку, а затем подобрать пары по звучанию. Более подробное описание этой игры можно найти в моей публикации «Звучащие кубики».https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschaja-igra-zvuchaschie-kubiki-podberi-paru.html

Также понадобится игрушка медведь Дети запоминают звучание каждой ягоды и угадывают какую из них мишка нашёл и теперь идёт по лесу и несёт Тема Осень Игра Сильный и слабый дождик Для игры понадобится пальчиковый бассейн например из фасоли или гороха Также можно насыпать крупу и на тарелочку

Тема «Семья»

Игра «Кто что делает?»

В этой игре используются предметы, которыми могут пользоваться разные члены семьи. Нужно только договориться с детьми, кто и что будет делать. Предметы должны издавать звуки, например, стук по клавиатуре ноутбука – папа работает; стук чашек – мама моет посуду; звук перелистывания книги или шуршание газеты – дедушка читает; стук вязальных спиц – бабушка вяжет; звук прыгающего шарика или маленького мячика – дочь (сестра) играет; звук катящейся машинки – сын (брат) катает грузовик. Возможны и другие варианты.

Взрослый сначала показывает детям предметы, обсуждает с детьми, кому в семье они могут понадобиться. Затем предлагает послушать издаваемые звуки и запомнить их. После этого детям можно загадать «звуковые загадки». Это могут делать и сами дети.

Продолжение следует.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 22:33
+613Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 163.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД