Лучший педагог года

Психологический практикум «Детский и подростковый суицид. Техники и приемы работы с детьми, склонными к саморазрушению»

Ольга Бондаренко
Психологический практикум «Детский и подростковый суицид. Техники и приемы работы с детьми, склонными к саморазрушению»

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

Необходимо коснуться возрастной динамики отношения детей и подростков непосредственно к суициду и смерти.

Дети крайне редко совершают осознанные самоубийства, хотя периодически это происходит. Дети-суициденты 6-7 лет представляли смерть как

«иное существование». Собственная смерть детям в этом возрасте кажется

глубоким сном, а смерть близких – длительным отсутствием. Дети убеждены, что смерть имеет свой конец и когда она закончится, жизнь начнется снова, без прежних трудностей. Дети не испытывают страха перед суицидом.

Публикация «Психологический практикум „Детский и подростковый суицид, Техники и приемы работы с детьми, склонными к саморазрушению“» размещена в разделах

Дети более старшего возраста (10-12 лет) понимают, что смерть это

исчезновение навсегда, но у них нет понимания, что смерть есть конец жизни. Дети этого возраста убеждены, что суицидальной попыткой они устранят себя из тяжелой ситуации, накажут себя или своих близких на какое-то время, но не навсегда.

Подростковый и юношеский суицид может являться результатом кризиса взросления. В силу гормонального развития и нестабильности эмоционального состояния, а иногда и в неспособности идентифицировать и обозначать свои эмоции, подростки используют суицид, как средство прекращения своих душевных страданий. Если дети и подростки не находят решений трудных жизненных ситуаций, то суицидальные мысли приобретают патологический навязчивый характер, что повышает риск возникновения суицидальных попыток

Рассмотрим техники и приемы, которые мы можем использовать для профилактики аутоагрессивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков.

Психотерапевтическая сказка «Коряга».

Цели: Диагностика и коррекция самопринятия несовершеннолетних; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.

Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! ( Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики.», - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании.». ( Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут. Но, не смотря на это, она была счастлива! ( Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). ( Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью. Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец. Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко. Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать. Здесь она была одна такая., единственная. И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) ( Метафора: Вода и шторм - метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т. е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее - именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью., (Пауза). и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. ( Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью. (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». ( Метафора: торжество)

Анализ впечатлений участников. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию».

Упражнение «Коридор безопасности-выход есть!»

Я предлагаю вам следующее упражнение, которое называется «Коридор безопасности-выход есть!». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации? (Участники высказываются). Сейчас мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь ребенку, если он оказался в трудной жизненной ситуации и решился на самое страшное — суицид.

Давайте разделимся на две группы, участники которых расположатся друг напротив друга. Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период школьной жизни с 1 по 11 классы, т. е. с 7 до 18 лет.

Мне нужен помощник. (Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).

Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?

Примечание! Это могут быть не только школьные трудности.

(Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).

Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, «помощник», страшно? Как ты будешь преодолевать эти препятствия?

(«помощник» пытается найти решение каждой трудности).

Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые мальчики и девочки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете? (Участники высказываются)

Для того, чтобы понять и удержать друга или знакомого от самоубийства, надо владеть информацией и немного разбираться в человеческой психологии.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, во-первых, чтобы нас любили, и, во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться.

Потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение. А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е. наши поступки не происходят «просто так».

Что же такое «потребность в любви»? (Участники высказываются).

Потребность любви — это:

- потребность быть любимым;

- потребность любить;

- потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.

Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.

«Помощник», давай вообразим, что вы такой подросток. У тебя куча нерешённых — как тебе кажется- проблем; все твои отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири. Попробуй-ка, надень их на шею!

(На шею «помощник» вешается тяжёлый рюкзак, на руки и ноги тоже. Затем «помощник» озвучивает своё эмоциональное состояние).

Ведущий: С таким грузом не то чтобы идти, встать невозможно. Психологи называют такие проблемы «три Н» : непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся, когда он боится, что не сможет дальше переносить охватившую его тоску и чувство одиночества.

Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б» : беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью.

Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.

Давайте мы дадим «помощнику» эти шарики.

Что вы теперь чувствуете? («помощник» говорит о своих чувствах).

Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.

Кто может сыграть в такой ситуации роль воздушного шара?

(Участники высказываются).

Ведущий: Есть такие стихи:

Когда в душе полярная зима,

и неизвестно, подойдёт ли лето,

Бывает, очень нужно, чтобы тьма

пересеклась порой полоской света.

Что может просиять таким лучом?

Порой довольно взгляда иль улыбки-

И будто снова провели смычком

по струнам позабытой, старой скрипки.

Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара. Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.

Что ещё воздействует на наше поведение?

Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.

Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает детям хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.

Когда настроение плохое, у несовершеннолетних вырабатывается негативное отношение к действительности. В их словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У них угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.

(Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого- доброжелательного).

«Помощник», к кому из своих коллег вам хочется подойти? («помощник» отвечает).

Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе? (Участники высказываются).

Всякое поведение имеет цель.

Вы наверняка наблюдали когда-нибудь за маленьким ребёнком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать. Так вот подростки, подумывающие о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о своих переживаниях и надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. Я не хочу умирать!».

Публикации по теме:

Детский мастер-класс коллективной работы по аппликации «Зимующие птицы» с детьми подготовительной группыДетский мастер-класс коллективной работы по аппликации «Зимующие птицы» с детьми подготовительной группы Коллективная работа детей «Дельфины Черного моря» некоторое время находилась в раздевалке, чтобы с ней могли познакомиться родители. На.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2)Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.

Родительское собрание-практикум «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»Родительское собрание-практикум «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка» Тема: Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребёнка. Форма проведения: практикум. Цель: привлечение внимания родителей к ценности.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический практикум «Детский и подростковый суицид. Техники и приемы работы с детьми, склонными к саморазрушению»
Опубликовано: 28 января 2021 в 22:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД