Александр Владимирович Гришин
Психологическое познания школьника о взрослой жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В «Педагогической психологии» проанализированы проблемы обучения, воспитания, особенности личности педагога и специфика его
профессиональной деятельности. Подробно освещаются вопросы сотрудничества учителя (воспитателя) с практическим школьным психологом.
Учитывая, что отечественная психологическая наука за последние годы расширила диапазон своих поисков достижениями зарубежной науки, в учебнике существенно дополнен раздел по теории и методикам исследования психического развития и формирования личности в онтогенезе. В связи с тем что в современной школе введена психологическая служба, материал по практической психологии образования представлен в отдельной главе.
Публикация «Психологическое познания школьника о взрослой жизни» размещена в разделах
Достаточно подробно прописана глава, посвященная личности
учителя. Студент, который готовится к своей профессиональной деятельности, может прочитать учебник вопреки сложившейся последовательности, начиная не с предмета и задач, а с темы «Психология личности и профессиональной деятельности учителя». Это даст возможность обучающемуся постигать курс возрастной и педагогической психологии начиная с глубокого осознания своей профессиональной пригодности и с учетом всей сложности задач профессионализации себя как педагога. «Нужно ли и доступно ли мне все, связанное с овладением профессией учителя?» — первый и непременный вопрос на который вы должны ответить прежде всего сами себе. Если «да», то
желаем вам успехов и радости в этом творческом и прекрасном труде.
Хочется думать, что овладение курсами возрастной и педагогической
психологии поможет вам значительно повысить уровень общего психологического образования, а тем самым расширить возможности творческого развития всей вашей жизни и деятельности.
Основные цели психологического образования студентов отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и приведены нами в приложении. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляю т к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решил и продолжит ь образование после школы).
Подчеркнем, что центральным новообразованием периода
ранней юности становится самоопределение — профессиональное
и личностное. Старшеклассник решает, кем быт ь в своей будущей
жизни.
Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительнось которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. «Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы
связанного с ним и поведения. Второй - подростковая фантазия,
когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной
привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, —
предварительный выбор профессии. Четвертый — практическое
принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в
себя два главных компонента : 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности»
Социальные притязания школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т. п.). Большую роль играет профориентационная работа в школе. Специалисты подчеркивают, что профессиональна я ориентация детей (как сложная психологическая проблема) должна органически связываться с их жизненным и перспективам и и ценностным и ориентациями. Наиболее важно знакомить юношей и девушек с конкретным и примерам и удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный путь человека; ознакомит ь с условиями труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек — благоприятные условия труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной профориентационной информации и консультации (школьная программа этих знаний не обеспечивает, и подавляюще е их большинство выбирает профессию стихийно). Квалифицированная профессиональная ориентация школьников может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом. При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью и внушаемостью ; у них слабо развита самостоятельность Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширит ь сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в
первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости : внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признак в «мужской» или «женской» взрослости делает его взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. Часто это идет за счет усвоения чужого опыта из средств массовой информации (кино, телевидение и т. д.). Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является так им непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника.
Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.
Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое :
он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральным и установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемым и трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакция х
подростков на замечания товарищей и родителей). На этой осное
нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».