Лучший педагог года

Психологическое сопровождение одаренных детей

Наталья Саушкина
Психологическое сопровождение одаренных детей

Одарённые дети -это особые дети, требующие нестандартного подхода.

На протяжении 10 лет в нашем саду проводится экспериментально - исследовательская работа по гендерному воспитанию дошкольников.

В рамках исследования большое внимание уделяется одарённым детям.

к. п. н. С. В. Железновой (заведующей нашего детского сада, были разработаны критерии оценки гендерных проявлений «одарённых» дошкольников в различных видах деятельности».

Публикация «Психологическое сопровождение одаренных детей» размещена в разделах

На основании исследований, проводимых в нашем саду в 2004-2008 годах в подготовительных группах, были выведены характеристики психодинамических свойств в большей степени присущие «условно одарённым детям». Всё это в настоящий момент позволяет очертить круг детей данной категории для более углубленной работы.

Далее каждый ребёнок обследуется набором психологических тестов (используются диагностика Стребелевой, тест Д. Векслера, методика В. С. Юркевич «Дерево желаний», фигурные тесты П. Торренса.

Моя задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления, личностные характеристики, психодинамические свойства личности, степени эмоциональной устойчивости и т. д. На основе диагностики составляется личностный портрет ребёнка и даются рекомендации педагогам по составлению индивидуальных маршрутов.

Хотя все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей с повышенными возможностями, которые требуют психологического сопровождения :

•Высокая или нестабильная самооценка;

•Низкая эмпатия, не желание учитывать точку зрения других людей;

•Повышенная эмоциональность, склонность к бурным, ярким аффектам;

•Повышенный уровень ситуативной тревожности;

•Непредсказуемость поведения;

Для таких детей необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития и коррекции.

Все свои занятия, я провожу в виде мини-тренинга. Каждый тренинг начинается в кругу, взявшись за руки, с общего приветствия. Мы все встаём в круг, берёмся за руки, и говорим «Здравствуйте».

На одном из первых занятий мы выстраиваем ассоциативную цепочку между настроением и цветом. Разукрашиваем экран настроения - СЕРДЕЧКО. На каждом последующем занятии экран пополняется одним смайликом- это позволяет определить не только уровень эмоционального благополучия ребёнка, но и позволяет ребёнку учиться рефлексии. (анализировать своё состояние «здесь и сейчас» и находить причинно-следственные связи).

Если на протяжении нескольких занятий подряд (более 3, ребёнок клеит грустные смайлики, то необходимо обратить на это внимание!

В таких случаях мы приглашаем родителей, беседуем с ними и с ребёнком, проводим дополнительную диагностику, выявляем причины эмоционального неблагополучия. Для нормализации эмоционального состояния ребёнка, как правило, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Для коррекции и развития эмоциональной сферы мной разработаны тренинги по темам: «Актёрское мастерство», «Театральное искусство», «Киностудия», «Танцуй, танцуй».

Разработана программа для развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие по сказкам». Каждое занятие в этой программе состоит из сказок и упражнений по арт-терапии.

Одарённым детям нелегко работать в коллективе, поэтому часто провожу игры, которые не только способствует развитию у ребёнка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания, но и приучает ребёнка к соблюдению этических норм, правил общежития. На занятиях часто провожу следующие игры «Два корабля», «Мокнущий плот», «Воробьи и Вороны», «сантики-фантики», и. т. д.

Не редко среди «одарённых детей», встречаются интропунитивные интроверты (это дети с тонким внутренним миром, которые не приемлют помощи со стороны) любая неизвестность приводит к сильной фрустрации и неврозам. Для снятия мышечного напряжения я использую этюды на расслабление мышц (по Чистяковой) «Штанга», «Сосулька», «Рыбки» и различного вида приёмы релаксации.

После каждой деятельности (рисования, создания коллажей, исполнения какой-либо роли) прошу ребёнка положительно оценить кого-нибудь из товарищей и объяснить за что, для нивелирования проблемы склонности к доминированию в оценках деятельности сверстников.

Чтобы дети прислушивались и были внимательны к высказываниям другого человека, проводим игру «Расскажи мне обо мне». По условиям игры один из участников тренинга должен вспомнить и рассказать о том, что говорил, чувствовал или делал другой.

Чтобы тренинг прошёл с пользой для всех участников, необходимо тонко чувствовать настроение, потребности и особенности каждого одарённого ребёнка.

Каждое занятие не похоже друг на друга и иногда в структуре тренинга меняются упражнения, игры или уделяется больше времени для рефлексии ощущений, эмоций, чувств, в зависимости от сложившейся ситуации, эмоционального состояния участников.

Чтобы тренинг прошёл с пользой для всех участников, необходимо тонко чувствовать настроение, потребности и особенности каждого одарённого ребёнка.

В завершении, мне хотелось бы процитировать известного чешского педагога-гуманиста, писателя, основоположника научной педагогики, изобретателя классно-урочной системы Яна Коменского:

«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом».

Прикреплённые файлы:

prezentacija11_c9h44.ppt | 8902,5 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста 1 слайд Тема методического объединения 2 слайд Понятие 3 слайд – 4 слайд Формирование гендерной идентичности – одна из задач реализации.

План работы по самообразованию. Тема «Реализация генндерного подхода в воспитании детей» В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в области «Социализация» поставлена задача – формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение одаренных детей
Опубликовано: 22 августа 2014 в 11:14
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД