Елена Мочалова
Психологическое сопровождение при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.
В детском саду закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения с взрослыми и сверстниками). Осваивая это социальное пространство, ребенок (осознанно и неосознанно) строит свое отношение к обществу, к жизни в целом, к будущему. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие ценности, нормы, установки, будет зависеть дальнейшее его движение, траектория социального развития. Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его социально-коммуникативной сферы. В основном указанный дефицит сопряжен с проблемами развитии речи и эмоциональной регуляции.
Публикация «Психологическое сопровождение при реализации задач „Социально-коммуникативное развитие“ у воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Отсюда необходимость обретения детьми знаний, умений, навыков снижающих индивидуальные и коллективные риски и развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в социальном и природном мире, умение учитывать интересы не только свои, но и других людей, проявляя устойчивость и одновременно гибкость.
Целью психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ является создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.
Задачи психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ:
- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;
- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.);
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Основные этапы процесса психологического сопровождения при реализации задач О. О. «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ
1 этап
• Психологическая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
2 этап
-Система индивидуальных и групповых психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ включающие в себя комплексы на развитие коммуникативных способностей, эмоционально-волевой сферы.
-Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения).
-Просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
-Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми
3 этап
• Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Психологическая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
В задачи психодиагностики входит намерение получить информацию об
индивидуальных психологических особенностях детей, которая была бы полезна как психологу, так и специалистам, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ, воспитателям, родителям.
В последнее время большинство выявляемых нарушений социально -коммуникативного развития у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Поэтому был сделан вывод о необходимости проведения с этими детьми коррекционной работы (изменении устойчивых отрицательных эмоционально-поведенческих реакций, которая включает также психологическое консультирование родителей.
Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:
1 направление «Здравствуйте, это я!»
Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе.
2 направление «Давайте жить дружно»
Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий.
3 направление «Я, ты, он, она - вместе целая страна!»
Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов : общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.
4 направление «Мы вместе»
Включает в себя работу с родителями. Традиционными в группах стали такие формы работы с родителями как совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.
Работа с детьми включает два этапа: индивидуальную и групповую коррекцию.
На первом этапе - индивидуальной коррекции - работа направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, подготовку к групповому коррекционному воздействию, знакомство ребенка с методами тренинга мышечного расслабления.
Второй этап - групповая коррекция - направлен на развитие навыков общения, социализацию ребенка в обществе, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитию эмоционально-поведенческой сферы.
Основное содержание групповых занятий дошкольников с ограниченными возможностями здоровья составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.
Вместе с тем мы используем психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
В связи с этим психологическое сопровождение реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в нашем детском саду включает использование таких форм работы как:
• Социально-психологический тренинг, который помогает ребенку получить знания о нем самом, развивает рефлексию, помогает совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал, помогает ему стать социально адаптированным.
• Занятия с использованием арт-терапевтических элементов (рисование, лепка) –изотерапии Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов. Изотерапия используется нами при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы.
• Занятия с использованием терапевтической песочницы
• Занятия с использованием куклотерапии широко применяются для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику дошкольника с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения.
Занятия с использованием игротерапии –могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе.
Занятия с использованием сказкотерапии дают возможность увидеть свои проблемы как в зеркале, проработать их через сказочный сюжет, на уровне поведения
Сказочный сюжет облегчает принятие и выход из проблемной ситуации раскрывает скрытые внутренние ресурсы через проигрывание сказочных сюжетов
Занятия с использованием с элементами релаксации – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы,
Занятия с использованием ИКТ
В настоящее время одним из направлений работы психолога с детьми с ОВЗ является использование компьютерных технологий, предоставляющих уникальные возможности, в частности, в области социально-эмоционального развития.
Анализ показывает, что на положительную динамику социально-коммуникативного развития в процессе психологических занятий большое влияние оказывает взаимодействие с родителями и педагогами. В связи с этим нами был сделан вывод о необходимости усиления этого аспекта работы в деятельности всего педагогического коллектива, а также включения в план работы психолога целенаправленных мероприятий по развитию психологической компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и родителей. Особое внимание в психологическом сопровождении уделяется именно
психопрофилактике. Так как только так возможно предупредить нежелательные
отклонения в социально-личностном развитии детей.
По данному направлению проводится преемственная работа с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре; с воспитателями.
Психолог проводит обучающие тренинги по использованию коммуникативных игр, «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями.
В результате психологического сопровождения при реализации задач О. О. «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей, что подтверждается результатами итоговой диагностики.