Вера Семенова
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (описание игр). Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход игры. Педагог произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: мо-ко-то; во-хо-но; око-оно-ово и т. д.
Публикация «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (описание игр), Часть 3» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Примечание: если ребенок затрудняется в воспроизведении цепочки из трех слогов, ему можно предложить цепочки из двух слогов, а отработав их, перейти к трех – сложной цепочке.
«Обведи пальчиком и назови фигуру»
Цель: развитие тактильного восприятия
Оборудование: геометрические фигуры (картонные или деревянные).
Описание : ребенок с закрытыми глазами обводит фигуру по контуру пальчиком и называет ее.
Инструкция: «Я буду ставить твой пальчик возле геометрической фигуры, а ты с закрытыми глазами обведи пальчиком ее и определи фигуру и ее название. Начинаем».
Примечание: первый раз возможна помощь педагога. Он пальчиком ребенка обводит фигуру, а дошкольник называет ее.
«Невнимательный художник»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Примечание: данное задание выполняется аналогично заданию «Что перепутал художник?».
«Собери фигуру по памяти»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: рисунок с геометрической фигурой, набор геометрических фигур, из которых состоит образец.
Описание : демонстрируется образец с геометрической фигурой на протяжении 30 секунд. Ребенку дается задание собрать ее из геометрического набора.
Инструкция: «Я покажу лист, на котором изображена геометрическая фигура. Она состоит из нескольких частей. Внимательно рассмотри ее и запомни. Потом из геометрического набора выбери фигуру и составь ее. Приступай к заданию».
«Картинка»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор разрезных картинок.
Описание : ребенку предлагается собрать по частям картинку в единое целое.
Инструкция: «Вот набор разрезных картинок. Собери их, внимательно подставляй кусочек к кусочку. Приступай к заданию».
«Скажи наоборот»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Педагог произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Они должны произнести слог наоборот и перебросить мяч обратно.
- ом-мо; от-то; он-но…
- ак-ка; ав-ва;ах-ха…
Примечание: перед игрой педагог должен дать образец изменения слогов (ок-ко).
«Карусель»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: шнур.
Ход игры. Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны.
Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут.
После того как дети пробегут два раза по кругу, педагог меняет направление движения, говоря «Поворот!». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.
Затем педагог продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по группе.
После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
«Найди одинаковое» (слоны)
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: рисунок с изображением слонов; цветные карандаши.
Описание : ребенку предлагается отыскать на рисунке двух одинаковых слонов и раскрасить цветным карандашом.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Необходимо найти среди всех слонов одинаковых и раскрасить их одним цветом».
«Расколдуй картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Примечание: данное задание выполняется аналогично заданию «Расколдуй игрушки».
«Собери фигуру по памяти»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: рисунок с геометрической фигурой, набор геометрических фигур, из которых состоит образец.
Описание : демонстрируется образец с геометрической фигурой на протяжении 30 секунд. Ребенку дается задание собрать ее из геометрического набора.
Инструкция: «Я покажу лист, на котором изображена геометрическая фигура. Она состоит из нескольких частей. Внимательно рассмотри ее и запомни. Потом из геометрического набора выбери фигуры и составь ее. Приступай к заданию».
«Спичечная сказка»
Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.
Оборудование: спички, текст «Спичечной сказки».
Описание : ребенку предлагается прослушать сказку и по ходу чтения повторить те спичечные фигуры, которые составляет взрослый.
Инструкция: «Я расскажу тебе «Спичечную сказку» и буду показывать фигуры, а ты повторяй их за мной. Начинаем».
«Сигнальщики»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: карточки с буквами А и О.
Ход игры. Дети берут в правую руку карточку с буквой А; в левую – с буквой О. педагог произносит имена. Если в слове есть звук а, дети должны показать букву А, если звук о – О.
Слова: Аня, Оля, Аля, Коля, Иван, Толя, Таня и т. д.
Примечание: педагог, произнося слова, четко произносит (тянет) звуки а; о.
«Перышко и стул»
Цель: развитие тактильного восприятия.
Оборудование: игрушки, различные по тяжести.
Ход игры. Детям предлагается на ощупь с закрытыми глазами сравнить предметы по тяжести и сказать, в какой руке у них легкий предмет, а в какой тяжелый. Педагог завязывает ребенку глаза и говорит: «Сейчас я в твои руки положу предметы, а ты скажи в какой руке у тебя тяжелый предмет, а в какой легкий».
Примечание: перед игрой педагог должен уточнить как хорошо ребенок знает, где у него левая рука, а где правая.
«Дорога в лес»
Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.
Оборудование: рисунок с изображением елки, людей и дорог разной длины и ширины; цветные карандаши.
Описание : ребенку предлагается определить длинную и короткую дороги, раскрасить длинную в красный цвет, короткую – в синий, а также определить, какая из них широкая и узкая.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок и постарайся определить длинную и короткую дороги. Кто идет по длинной, а кто по короткой. Раскрась длинную дорогу в красный цвет, а короткий – в синий. А теперь внимательно посмотри, какая из них узкая и широкая. Покажи».
«Убежавшая тень»
Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.
Оборудование: рисунок с контурным изображением одного предмета и четырех «теней», закрашенных в черный цвет, но отличающихся друг от друга; цветные карандаши.
Описание : ребенку предлагается найти среди четырех «теней» ту, которая подходит. Раскрасить контурное изображение предмета и обвести его «тень» одним цветом.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Тебе необходимо сравнить фигуру, изображенную только контуром, с его убежавшей «тенью». Будь внимателен. Потом нужно раскрасить предмет и обвести его «тень» карандашом одного цвета. Приступай к заданию».
«Чье звено скорее соберется»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: флажки 3 цветов (по числу играющих, 3 больших флажка тех же цветов, бубен.
Ход игры. Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3-4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флажком своего цвета.
Когда играющие построятся, педагог ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается педагогом.
По сигналу «На места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу) педагог отмечает, чья группа построилась первой.
Указания к игре. После 2-3 повторений игру можно усложнять. В тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит «Стой!». Поэтому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флажков и говорит «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
«Нарисуй звездочки»
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти.
Оборудование: набор карточек с изображением звездочек, расположенных в разном порядке; чистые листы бумаги, цветные карандаши.
Описание : демонстрируется карточка в течение 30 секунд, ребенку необходимо запомнить расположение звездочек и на чистом листе бумаги нарисовать их в таком порядке, как на образце.
Инструкция: «Я покажу карточку, на которой нарисованы звездочки в разнообразном положении, запомни их расположение и на листе бумаги это расположение воспроизведи. Приступай к заданию».
«Убежавшая тень» (снеговик)
Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.
Примечание: данное задание выполняется аналогично заданию
«Убежавшая тень».
«Прокати шарик к своему флажку»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: флажки разного цвета, разноцветные шарики.
Ход игры. Ребята строятся на одном краю ковра. Детям даются шарики разного цвета: первый получает красный флажок, второй – зеленый, третий – синий и т. д.
На другом краю ковра кладутся флажки разных цветов (соответствующих детским шарикам). По сигналу педагога дети начинают катить свои шарики к флажкам. Каждый ребенок должен докатить свой шарик до флажка такого же цвета и остановиться. Когда дети доберутся до флажка, они меняются шариками и игра повторяется.