Приложение МААМ

Психоэмоциональные и коммуникативные игры

Людмила Стахова
Психоэмоциональные и коммуникативные игры
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ ЦРР д/с «Классика»

Разработала: педагог – психолог Людмила Евгеньевна Стахова

Психоэмоциональные и коммуникативные игры

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Публикация «Психоэмоциональные и коммуникативные игры» размещена в разделах

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

*безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

*позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

* равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней).

Обеспечение детям возможности: свободно перемещаться в пространстве группы и других помещениях детского сада,

(например, в музыкальном и физкультурном залах) непосредственно общаться со сверстниками.

*гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

*тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);

*создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

*внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

*тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

*конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить.

«Живые картинки" (игра для работы с подгруппой детей 3-5 лет)

Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить.

Например, улыбающееся лицо на картинке (рот "лодочкой", уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры - под музыку дети берут из "волшебного мешочка" по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог-психолог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

"Сказочная радуга" (игровое упражнение для работы с подгруппой детей 5-7 лет) Под музыкальное сопровождение (например, можно использовать композиции из альбома А. П. Чайковского "Времена года") участники игры "превращаются" в разноцветные карандаши из коробки художника. Каждый "волшебный карандаш" пробует с помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные "карандаши" берутся за руки, образуя свою "волшебную" сказочную радугу. Последовательность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о "чудесном превращении" дети совместно с педагогом-психологом воспроизводят получившуюся у них радугу, выкладывая ее перед собой из цветных каран­дашей или рисуя на большом общем листе. Данное игровое упражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.

Коммуникативные игры : Игра «Капля, речка, океан» Энергичная игра, для проведения которой требуется значительное «жизненное» пространство и большое количество игроков. Действие сопровождается динамичным музыкальным фоном. Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Игра «Летний дождь»

Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой.

Время проведения: 10 минут.

Члены группы должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи: положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А); потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В); теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С); вернитесь к фазе В ; перейдите к фазе А ;остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.

Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т. д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)

Публикации по теме:

Путешествие в мир эмоцийПутешествие в мир эмоций Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает.

Семинар-практикум для воспитателей и узких специалистов «Эмоции. Игры, способствующие эмоциональному развитию дошкольников» Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психоэмоциональные и коммуникативные игры
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 12:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психоэмоциональные и коммуникативные игры» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Стахова (УИ 309089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД