Папки-передвижки

Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами

Наталия Федосимова
Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами
▼ Скачать + Заказать документы

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ, ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ.

Ребенка окружает множество звуков : музыка, шелест травы, журчание воды…

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Публикация «Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами» размещена в разделах

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирование речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, т. к. недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма и дислексии – нарушению процесса чтения.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)

В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов.

Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а также смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ. Неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие звуки очень часто принимают за недостатки в развитии фонематического слуха. Это совершенно неверно.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие, как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) выделение отдельных звуков;

3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

Сформулируем разницу между этими двумя процессами (при норме речевого развития ребенка).

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

А теперь давайте немного остановимся на специальных знаниях, которые необходимо знать при обучении детей звуковому анализу.

Слова состоят из звуков.

Звук – то, что мы слышим и произносим.

Буква – то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву «Р» неверно. Следует говорить: «Мальчик не произносит звук «Р»

В русском языке 10 гласных букв: А, У, И, О, Ы, Э, Я, Ё, Ю, Е, а гласных звуков всего 6 (А, У, О, И, Э, Ы). Гласные звуки обозначаем красным цветом.

В названии Я, Ё, Е, Ю содержится 2 звука :

Сравните слова: ЁРШ – звуки ЙОРШ, а в слове МЁД – звуки МьОТ (звук Й исчез, т. к. звук Ё звучит после согласной.

Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа.

Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков 42, в основном за счет мягких согласных (Нь, Ть, Пь). Сравните: ныть – нить. Первые буквы одинаковые, а звуки разные : твердый и мягкий.

Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью: Ь, буквы И, йотированных гласных.

Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать в них наличие мягких согласных и избегать таких, если ребенок ещё не умеет различать твердые и мягкие согласные.

Также хотим обратить внимание воспитателей на то, что детям необходимо предлагать на полный звуковой анализ и синтез слова, произношение которых не расходятся с их написанием (кран, карман, звонкие согласные в конце слов оглушаются (гриб).

Произносить согласные звуки необходимо коротко без призвука гласного (Т, Б, М, а не ЭМ, ЭР, ПЭ).

(Учимся читать. С чего начнем? Гл. +гл., гл. +согл., согл. +гл.)

Формирование фонематического анализа и синтеза

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза :

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных ( закрытые: ор, ыс, ах и т. д. ; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию

(использование различных вспомогательные средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек, на речевое проговаривание

(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приё мы:

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком :

а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,

б) чтобы этот звук находился в середине слова,

в) чтобы этот звук был последним в слове;

3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;

4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;

5) определение второго звука в слове, придумывание с ним слов:

а) если в слове второй звук гласный,

б) если в слове второй звук согласный;

6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);

7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;

8) придумывание слов из определённого количества звуков :

а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры,

б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук :

а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка,

б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот,

в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);

11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);

12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т. д.

Игровые приё мы:

1) Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове;

2) покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове;

3) пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла.

4) пусть подойдёт к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.);

5) игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д.)

6) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.);

7) игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова : ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)

В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.

Публикации по теме:

«Речевые и не речевые звуки. Звуки [а ], [о], [и]. Буквы А, О, И». Программное содержание: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а ], [о], [и],.

Консультация для родителей «Звуки, которые нас окружают» Мир звуков окружает ребенка с момента рождения (а вернее,он живет в нем еще до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 16:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Федосимова (УИ 182682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД