МААМ-картинки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю Приморского края»

Ольга Пожеванная
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю Приморского края»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №113 общеразвивающего вида г. Владивостока».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста.

Тема: «Путешествие в историю Приморского края».

Воспитатель: Пожеванная О. О.

Владивосток 2015

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в историю Приморского края“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цели: познакомить детей с коренными народностями нашего края, их бытом, культурой и обычаями; развивать интерес к истории родного края, любознательность; воспитывать уважение к малым народностям.

Планируемые результаты: знает названия коренных народов нашего края, имеет представление об их быте, хозяйственной деятельности, обычаях.

Подготовка к занятию: посещение краеведческого музея, чтение книги В. К. Арсеньева: «По Уссурийскому краю», просмотр книг и иллюстраций с изображением коренных народностей и их быта.

Содержание организованной деятельности детей :

Воспитатель: Скажите ребята, в какой стране мы с вами живем?

Дети: В России.

В: А как называется наш край?

Д: Приморский.

В: Сейчас в нашем крае живет много людей разных национальностей (русские, украинцы, белорусы, армяне и т. д., а когда-то, давным-давно, здесь жили только местные коренные народности: удегейцы, нанайцы, орочи и тазы. Они и сейчас живут на территории Приморья, но их осталось уже очень мало. Хотите узнать, как жили эти люди, чем занимались, чем питались, какую одежду носили?

Д: Да.

В: Тогда давайте с вами отправимся в путешествие на волшебной лодке, которая перенесет нас в удегейское стойбище. Мы поплывем с вами по реке Большая Уссурка. Раньше она называлась Иман. Я буду капитаном на нашей лодке, а вы – матросами. Садитесь поудобнее, отправляемся в путь. А пока мы плывем, отгадайте загадки об обитателях нашего приморского леса – тайги.

1) Этот зверь как кот усатый,

Только очень полосатый.

Когти, острые клыки,

Он хозяин всей тайги. (Тигр)

2) Это животное с длинными рожками,

Прыгает ловко, копытца на ножках.

Маленький хвостик и пятнышки есть.

Любит он сочной травки поесть. (Олень)

В: Ну вот и берег. А кто это там на берегу нас встречает? Это, ребята, удегейский мальчик.

Удегейский мальчик: Здравствуйте дети! Меня зовут Сомо. Я – удегеец из рода Кялондига. Я живу с родителями в стойбище под названием Вагунбе.

В: Скажи нам, Сомо, как называются ваши хижины?

У. м. : Мы называем свои постройки – джугди. В таких постройках мы живем обычно зимой. У нас там есть нары для отдыха. В центре жилища находится очаг, а над ним – котел для приготовления еды. А летом мы строим шалаши, поближе к реке, чтобы удобнее было ловить рыбу. Удегейцы побогаче живут в фанзах – домиках с вертикальными стенами и крышей.

В: Сомо, какую одежду вы носите?

У. м. : Наша одежда делится на повседневную и праздничную. Зимой она охраняет нас от мороза, а летом – от дождя, солнца и кровососущих насекомых, которых очень много в Уссурийской тайге. Шьют одежду женщины из шкур животных и рыбьей кожи. После особой выделки рыбья кожа становится прочной, непромокаемой и очень ноской. Кстати, именно поэтому название «удегейцы» означает «рыбокожие инородцы». Мужская одежда состоит из халата, коротких и длинных штанов, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви и меховых чулок. Женская одежда состоит из более длинного халата, наколенников и берестяной шапки и более украшена орнаментом.

В: Ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного отдохнем и сделаем морскую зарядку.

Физкульт минутка.

Рыбы делают зарядку

Видим кильку и зубатку,

Две селедки, три тунца

Приседают без конца.

Вот дельфины, выгнув спины,

Мостик делают дельфины.

В быстром беге кот морской

Соревнуется с треской.

Вот, расставив плавники,

Бодро скачут окуньки.

Поднял гирю кит-силач.

Рыба-меч кидает мяч.

Мы считаем все в порядке,

Просто рыбы на зарядке.

В: Сомо, расскажи ребятам, что вы кушаете, чем питаетесь?

У. м. : Весной и летом мы употребляем в пищу рыбу, моллюсков, морскую капусту, съедобные травы, коренья и овощи. Осенью и зимой: рыбу, мясо птиц (уток, фазанов, рябчиков) и диких зверей (кабана, изюбря, медведя, кабарги, супы, каши, чай. Вместо хлеба у нас сушенная рыба – юкола. Есть у нас такое блюдо, которое подают как угощение только самым уважаемым и дорогим гостям, называется солими, сейни. Это – юкола, жеванная вместе с кетовой икрой и ягодами, залитая рыбьим или животным жиром. Готовят его женщины: одна жует рыбу, другая – ягоды, затем выплевывают в общую чашку и подают гостям.

В: Скажи Сомо, а кто добывает еду?

У. м. : Еду добывают мужчины. Чтобы охотиться на диких зверей, они берут на охоту лук со стрелами, копья, ножи и носилки – «ханами», чтобы нести мясо. Рыбу ловят специальными сетями на лодках-долбленках (оморочках и батах, которые выдалбливают из ствола тополя, делают из бересты и шкур нерпы. Зимой охотники пользуются лыжами – «голицами». Еще мы выкапываем в тайге корень жизни – женьшень и меняем его у китайцев на деньги или какой-нибудь товар.

В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Поможем мальчику Сомо собраться на охоту. Посмотрите: у меня на доске развешаны картинки с изображением разных предметов. (На доске висят картинки, на которых изображены: лук и стрелы, пистолет, копье, лопата, нож и т. д.). Вам нужно выбрать те предметы, которые необходимы для охоты. (К доске вызывается 2-3 ребенка поочередно).

В: Молодцы ребята! А теперь, Сомо, расскажи нам, есть ли у вас какие-нибудь традиционные праздники или обряды?

У. м. : Да. Самый важный праздник у нас – это «медвежий праздник». Для моего народа медведь считается священным родственником, нашим предком, потому что он внешне похож на нас, людей, а по своему уму, хитрости и силе он считается могущественным существом – божеством. И вот, чтобы укрепить с ним родственные отношения и увеличить количество медведей в лесу, мы и устраиваем этот праздник. На него приглашаются гости из соседних и дальних стойбищ. Мы устраиваем ритуальные танцы, едим мясо медведя, чтобы еще больше с ним породниться и чтобы сила, ум и хитрость медведя передались нам. Еще священными животными у нас считаются касатка и тигр – Амба. Этим животным мы также поклоняемся и никогда на них не охотимся.

В: Спасибо тебе, Сомо, за интересный рассказ. Мы сегодня узнали много нового и познавательного о жизни коренных народов нашего края. А теперь нам пора отправляться назад. До свидания, Сомо!

У. м. : До свидания, ребята!

Итог:

В: Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Д: Да!

В: Что нового вы узнали?

Д: (Ответы детей).

В: Что больше всего запомнилось?

Д: (Ответы детей).

Публикации по теме:

«Город мой, дорогой Заводоуковск» — путешествие в историю города Цель проекта: формирование чувства патриотизма у воспитанников, создание условий для расширения и закрепления знаний детей и их родителей.

Экскурсионные прогулки «Изучаем историю»Экскурсионные прогулки «Изучаем историю» Мы живём на исторической земле. В нашем пензенском крае жили и творили свои шедевры замечательные поэты и писатели, поэтому перед работниками.

Конспект занятия «Путешествие в историю создания велосипеда» Задачи: 1. Формировать у детей знания о том, что велосипедист является участником дорожного движения. Дать представление о том, что для.

Проект «Растения Приморского края» Паспорт проектной работы: Название проекта «Растения Приморского края» Тип проекта: Информационно – творческий. Образовательная область:.

Изучаем историю РоссииИзучаем историю России Две недели дети изучали культуру и традиции русского народа. Они побывали в мини – музее, встречались с народными умельцами, изготавливали.

Как придумать сказку или забавную историю? 1. Море фантазий. Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (или наоборот). Получится.

Конспект НОД «Путешествие в историю космоса» (средняя группа) Задачи: -формировать начальные представления о космосе, развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира, закрепить.

«Путешествие в историю русской игрушки». Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в средней группе Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в средней группе. Тема: " Путешествие в историю русских.

НОД «Путешествие в историю пожарной службы» Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кем работают ваши родители? Ответ детей Игра с мячом «Кто что делает?» воспитатель называет профессию,.

Путешествие по рекам Пермского краяПутешествие по рекам Пермского края Уважаемые коллеги! На днях просматривала странички друзей и увидела много замечательных экскурсий. Я тоже очень люблю путешествовать, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю Приморского края»
Опубликовано: 13 октября 2015 в 13:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД