Папки-передвижки

Конспект занятия «Путешествие в мир золотой хохломы» (4 фото)

Брагина Наталья
Конспект занятия «Путешествие в мир золотой хохломы»

Форма деятельности: комплексная

Тип: комбинированное занятие.

Основная образовательная деятельность: познавательное развитие

Интеграция с образовательными областями: речевое, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие

Предполагаемая продолжительность: 30 мин.

Тема: Путешествие в мир Золотой Хохломы

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир золотой хохломы“» размещена в разделах

Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями и русским народным промыслом «Золотая хохлома», организации художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

- закрепить знания о русском декоративном прикладном искусстве;

- закрепить знания о Хохломской росписи;

- закрепить умения выполнения элементов Хохломской росписи.

- активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки);

Развивающие

- формировать умение руководствоваться правилами при выполнении работы;

- формировать умение обобщить и систематизировать информацию;

- развивать творческую активность, фантазию, эстетический художественный вкус детей при росписи ложек;

- развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.

- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться

Воспитательные

- воспитывать интерес любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;

- вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках;

Методы:

- наглядные (показ, рассматривание, прослушивание аудиозаписи, презентация);

- словесные (беседа, вопросы, пояснение, загадки, проблемные ситуации и вопросы);

- практические (рисование, игровая беседа с элементами движений, игровые задания, рассматривание)

Приемы:

- организация детей подгруппой, индивидуальная работа;

- активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, пробуждающие познавательную и речевую активность, постановка проблемной ситуации);

- обучения (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности детей, наглядное использование наглядного материала и демонстрационного, музыки)

Материалы и оборудование:

- мини-музей предметов декоративно-прикладного искусства для рассматривания: хохломские изделия (посуда, матрешки, одежда);

- интерактивная доска с презентацией;

- шаблон кувшина на доске и узоры для украшения кувшина;

- кукла Марья-искусница, колонка, сундук с заготовками – деревянные ложки для росписи, распечатанные картинки «Песочные часы», «Краски и кисти», песочные часы;

- кисти, краски акриловые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, образец, выполненный педагогом, распечатанные рисунки расписанных ложек;

- кокошники, картузы, деревянные ложки

Индивидуальная работа:

- следить за развитием творческих способностей;

- развивать желание довести дело до конца, аккуратность;

- развивать речевую активность, умения отвечать на вопросы

Содержание

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

А я к Вам пришла не одна. Как думаете, с кем?

Дети: с Матрешкой

Воспитатель:

Совершенно верно и мы с Вами хотим сначала познакомиться. Передавайте матрешку друг другу и называйте свои имена.

(передаю матрешку ребенку)

Воспитатель:

Как тебя зовут?

Дети: Арина…. Дети по очереди называют свои имена.

Воспитатель: А Меня зовут Наталья Николаевна.

Вот мы с вами уже и познакомились. Ребята, а матрешка, по-вашему мнению какая?

Дети: красивая, яркая….

Воспитатель: Согласна с Вами, матрешка наша не простая, а расписная. А как думаете, какая же тут роспись?

Дети: ….

Воспитатель: Да, на нашей матрешке узоры хохломской росписи.

Воспитатель: А об этой росписи я Вам сегодня расскажу, а лучше покажу. И приглашаю Вас в волшебным мир – мир русского народного декоративно-прикладного искусства – мир хохломы, мир музыки и ярких красок.

Воспитатель ведет детей к музею

Воспитатель: Проходите в наш музей. Посмотрите, что мы здесь с Вами видим?

Дети: ложки, матрешки….

Воспитатель: Ребята, а как можно одним словом назвать эти предметы ложки, чашки?

Дети: посуда

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки любой предмет и расскажите по очереди какой он? Из чего сделан? Что изображено?

Дети: из дерева, яркая, изображены листочки…

Воспитатель: Да ребята, в нашем музее собраны предметы, вырезанные из дерева и расписанные хохломской росписью мастерами-умельцами. А наша матрешка тоже расписана такими же узорами?

Дети: да

Воспитатель: Предлагаю нашу матрешку оставить в музее и отправится в кинозал, там я Вам расскажу откуда появилась эта сказочная хохломская роспись, проходите в кинозал и присаживайтесь на стульчики.

Видеопрезентация «Золотая хохлома»

Воспитатель:

Ребята, в какой стране мы с Вами живем?

Дети: в России

Воспитатель: Совершенно верно в России, а раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремеслами, которые изготовляли мастера, каждый мастер делал все сам – от начала и до конца.

Слайд 2.

Воспитатель: Хохломская роспись возникла в лесах возле Нижнего Новгорода в 17 веке

Слайд 3.

Воспитатель: Сказывают в народе о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду.

Слайд 4.

Воспитатель: Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая.

Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

Слайд 5.

Воспитатель: Ребята, какие основные цвета использовали мастера-умельцы?

Дети: желтый, черный, зеленый, красный

Воспитатель: Правильно. Цвета в хохломской палитре ограничены. Это золотой, красный, чёрный и зелёный в разных сочетаниях.

Слайд 6.

Воспитатель:- А кто может сказать, какие основные узоры в хохломской росписи?

Предполагаемые ответы детей: цветы, листочки

Воспитатель: Совершенно верно. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Слайд 7.

Воспитатель: Расписная посуда блестит и выглядит как позолоченная. Секрет в том, что посуду покрывают специальным лаком, сделанным из льна.

Слайд 8.

Воспитатель: Самым популярным изделием была хохломская ложка. Деревянную красивую ложку умелые мастера могли сделать за 15 минут.

Слайд 9.

Воспитатель: Для детей рисовать на ложках — это большое удовольствие! Ведь потом свои расписанные ложки можно подарить своим родным и близким.

Слайд 10.

Воспитатель: Сегодня каждый желающий может приобрести для себя товары в стиле хохломы. Можно купить расписные офисные принадлежности – мышки, флэшки, клавиатуру. Часы, подносы, телефоны, шкатулки, и много всего интересного.

Слайд 11.

Воспитатель: Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Воспитатель: Ребята, Вам понравился рассказ. Напомните мне, из чего же делала раньше посуду

Дети: из дерева

Воспитатель: А какие цвета присутствуют на посуде и игрушка?

Дети: зеленый, красный, черный

Воспитатель: а как же называли людей, которые изготавливали и расписывали эти красивые предметы?

Дети: мастера-умельцы

Слайд 12.

Воспитатель: Так вот ребята, мастера-умельцы к нам на почту детского сада прислали электронное письмо. Прочитаем?

Слайд 12.

Воспитатель: Ну что, поможем мастерам? Только интересно про какой кувшин они говорили?

Предполагаемый ответы детей: Вот этот на доске

(дети показывают на кувшин на доске) Воспитатель с детьми подходит к кувшину.

Воспитатель:

- Какой красивый кувшин. А какого он цвета? А какие еще присутствуют цвета? А в хохломской росписи, какие цвета использовали мастера?

Ответы детей: желтые, красные

Воспитатель:

- А чего не хватает на нашем кувшине? Что нужно сделать, чтобы все восстановить?

Ответы детей: узоров

Воспитатель: Предлагаю по очереди взять один узор и нанести его на кувшин.

Дети украшают кувшин

Конспект занятия «Путешествие в мир золотой хохломы»

Воспитатель: Ребята, сегодня такой интересный день, когда я пришла в детский сад, меня ждала Марья-Искусница с посылкой. Послушаем, что она нам хочет сказать?

Ответы детей: да

(включаю звук)

Фото «Путешествие в мир золотой хохломы»

Говорит Марья-Искусница:

«Уважаемые ребята детского сада № 314. Я Марья-Искусница. Приехала к Вам из Нижнего Новгорода. Хохломские мастера прислали вам волшебную посылку. В ней сувениры для Ваших родителей. Только, к сожалению, не успели закончить вовремя и попросили у в Вас помощи - завершить работу. Желаю Вам творческих успехов».

Воспитатель: Открываем?

(В коробке дети находят деревянные ложки и картинки «Песочные часы» и «Краски и кисточки»)

Воспитатель: Ребята, а что у нас тут в посылке?

Дети: ложки

Воспитатель: А что с ними не так?

Ответы детей: не раскрашены

Воспитатель: Действительно, они не до конца расписаны. Что будем делать?

Ответы детей: расписывать

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим ложки в стиле «золотой хохломы». Согласны?

Ответы детей: да

Воспитатель: А что это за картинки? Что они означают? Как думаете?

Ответы детей: часы и кисточки

Воспитатель: Да. Часы – это значит, мы будем работать по времени и помогут нам в этом вот эти песочные часы. А расписывать мы будем кисточками и красками.

Для выполнения этой работы нам с Вами необходимо пройти в творческую мастерскую

( на столах все заранее приготовлено: краски, кисти, стаканы с водой, салфетки).

Воспитатель: Надеваем фартуки, чтобы не испачкать вещи. Напомните, какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?

Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать мы будем с помощью кистей. Приступаем к работе! Работаем аккуратно, но быстро. Время для выполнения у нас 10 минут. Мы помним, что за временем следим по вот этим часам… (песочные часы) Если Вам нужна помощь - поднимите руку, я подойду и помогу Вам.

(Рисование проходит под тихую спокойную музыку)

Конспект занятия - фото

Воспитатель:

- Ребята, какие вы замечательные мастера и мастерицы! Но наше время уже закончилось, кто не успел – не переживайте, дома сможете закончить свою работу. А пока ваши ложки подсыхают, немного отдохнем. Снимайте фартуки и продолжим наше путешествие.

Воспитатель ведет детей к столу с картузами и кокошниками

Воспитатель:

- Ребята, на улице мы с Вами надеваем головные уборы. Какие?

Ответы детей: панамки, шапки, кепки

Воспитатель: А вот на Руси много-много лет назад все девушки носили традиционный головной убор под названием – кокошник. Изготавливался в форме полумесяца, расшивался золотыми и серебряными нитками в виде цветочных узоров, различными драгоценными камнями и украшался лентами, бусинами и жемчугом. (показываю детям)

А мужчины носили картузы. Это известный мужской головной убор.

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам, сейчас превратится в настоящих артистов. А для этого надеваем девочки – кокошники, мальчики – картузы. Предлагаю стать так, чтобы всех было хорошо видно

Под кокошниками и картузами лежит еще письмо-загадка

Воспитатель:

- Ух ты, а хохломские мастера для нас еще приготовили послание

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких.

(Ложках)

Воспитатель: Правильно! Все известно, что ложками можно не только кушать, их можно использовать как музыкальный инструмент. И сейчас я Вам предлагаю встать полукругом, чтобы всем было удобно и меня хорошо видно. Сначала я Вам покажу, как играть на ложках, а потом мы вместе исполним музыкальный номер под музыку. Договорились?

Ответы детей: да

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно

Фото №1 Форма деятельности комплексная Тип комбинированное занятие

- Раз, два, три, четыре – медленно

Раз, два, три – быстро.

Воспитатель раздает ложки детям

Воспитатель:

- Сначала пробуем без музыки. А затем с музыкой.

Воспитатель и дети играют на ложках

- Ребята, Вы настоящие артисты! Так здорово играли! Кладите ложки.

Рефлексия

Но нам, к сожалению, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Расскажите, о какой росписи мы сегодня говорили?

А что интересного вы сегодня узнали?

Вам понравилось быть хохломскими мастерами?

Какие основные цвета используются в росписи хохлома?

А что больше всего понравилось?

А что сложнее было сделать?

Спасибо Вам огромное! Мне очень понравилось с Вами! А за ваши творческие таланты и за Вашу любознательность, я тоже хочу подарить Вам подарки. До скорой встречи!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-hohloma_s9p6b.pptx | 15622,45 Кб
 
Публикации по теме:

«Волшебный завиток хохломы» фотоотчёт с занятия по ИЗО«Волшебный завиток хохломы» фотоотчёт с занятия по ИЗО "Волшебный завиток хохломы" фотоотчёт с занятия по ИЗО Занятие проводилось в рамках тематической недели "Народные промыслы". Цель: развитие.

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок»Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок» Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок». Цель: Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения.

Конспект логопедического занятия «Золотой ключик или приключения Буратино» Конспект логопедического занятия по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» Образовательные области: развитие.

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку «Золотой Ключик» Путешествие в сказку "Золотой ключик. "Задачи: образовательные -уточнить представление о геометрических фигурах; - закрепить ориентировку.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Золотой ключик»Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Золотой ключик» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Золотой ключик»» Цель: систематизация и.

Конспект ОД «Тарелочка в хохломской росписи» в технике «пластилинография» ко Дню хохломы на МAAMКонспект ОД «Тарелочка в хохломской росписи» в технике «пластилинография» ко Дню хохломы на МAAM Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по аппликации «Петушок — золотой гребешок»Конспект занятия по аппликации «Петушок — золотой гребешок» Программные задачи:Продолжать закреплять знания основных цветов;упражнять детей в составлении изображения из готовых деталей,дорисовывать.

Конспект занятия «Рассматривание золотой рыбки и карасика»Конспект занятия «Рассматривание золотой рыбки и карасика» Цели: Дать общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в мир золотой хохломы»
Опубликовано: 30 марта 2023 в 21:31
+260Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД