МААМ-картинки

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое бумаги»

Галина Макарова
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое бумаги»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

Слышится звук летящего самолёта.

Воспитатель: Ребята, что это гудит?.

В группу влетает бумажный самолётик.

Воспитатель: Что это, ребята?. Откуда он взялся?.

Голос 1 (в записи):

Здравствуйте, ребята!

Я – бумажный самолёт,

Ветер в путь меня зовёт.

Всё на свете знать хочу,

И весь мир я облечу.

Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое бумаги“» размещена в разделах

Меня смастерил один очень любознательный мальчик. Он всё время задаёт вопросы и ищет на них ответы. Наверное, поэтому и я получился таким любопытным. Я слышал, что в детском саду дети узнают много нового и интересного обо всём на свете. Это правда?. А вы, случайно, не знаете, как появилась бумага?.

Голос 2: А давайте отправимся в прошлое и выясним это сами. Я ведь не простой самолётик, а волшебный.

Воспитатель: Ребята, вы не боитесь переместиться в прошлое?. Это так интересно! А как это сделать, уважаемый самолётик?

Голос 3: Очень просто. Нужно включить своё воображение. встать, развести руки в стороны, повернуться вокруг себя три раза и сказать: раз, два, три - лети!

Дети закрывают глаза, произносят слова. На экране появляется слайд №1 с изображением древнего мира и входа в пещеру.

Воспитатель: Где мы оказались?. Кто это бродит по холмам?. Это же мамонты! Авы знаете, когда они жили?. Значит мы оказались в древнем мире. Может быть в той пещере живут древние люди? Давайте зайдём и посмотрим…

Слайд №2 с изображением пещеры и стоянки древних людей.

Воспитатель: Кто это?. Чем древние люди отличаются от нас?. А чем они занимаются?. Обратите внимание на мужчину, сидящего в левом углу пещеры. Что он делает?. А на чём он рисует?. До сих пор на стенах пещер, на гладких поверхностях скал находят древние рисунки. Посмотрите на них внимательно. Что изображали эти люди?. Рассматривают слайды №4 и №5. Древние люди ещё не умели писать, поэтому они зарисовывали всё, что было для них важно – диких зверей, сцены охоты. Они пробовали рисовать углем, глиной, мелом, но такие рисунки смывало дождём. Поэтому первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Такие. рисунки оказались очень долговечны. Может и нам с вами стоит вместо бумаги писать на камнях?. А почему?. Показывает детям гладкий камень. Попробуйте приподнять такой рисунок. А представляете, сколько нужно времени, чтобы нацарапать на этом камне хотя бы одно слово! Конечно, на камнях писать очень неудобно, а уж носить с собой такие записи совсем тяжело. Но всё же, как мы видим, камни стали прапрадедушками бумаги. В древнем мире нам не узнать, как появилась бумага - пора нам лететь дальше.

Слайд №6 с изображением летящего самолётика. Дети встают, поворачиваются вокруг себя и произносят слова: раз, два, три – лети!

Слайд №7 с изображением древней страны - Месопотамии.

Воспитатель: Мы перенеслись на пять тысяч лет назад в древнюю страну Месопотамию. Давайте прогуляемся и посмотрим, как тут жили люди.

Слайд №7 с изображением школы в Месопотамии.

Воспитатель: Интересно, куда мы зашли?. Я думаю, что это школа. Дети читают что-то, написанное на пластинках. Вот бы узнать, из чего они сделаны.

Слайд №8 с изображением школы в Месопотамии.

Посмотрите, мужчина слева прямо в классе месит глину. Я думаю, из неё он лепит таблички для детей. На ещё мягкой глине ребята пишут острой палочками. Такая палочка называлась «клином». Когда глина засохнет, табличка с записями станет твёрдой, как камень. Но, в отличие от камня, такая табличка может легко разбиться. Некоторые древние глиняные таблички находят до сих пор. Посмотрите, как они выглядят. Слайд №9 с изображением глиняных табличек. Вы бы хотели вместо бумаги рисовать на глине?. Представьте себе, какой тяжелой должна стать книга с глиняными листами. Теперь мы знаем, что, хотя в Месопотамии люди уже научились записывать слова буквами, бумагу ещё не изобрели. Нужно нам лететь дальше.

Слайд №10 с изображением летящего самолётика. Дети встают, поворачиваются вокруг себя и произносят слова: раз, два, три – лети!

Слайд №11 с изображением древнего Египта.

Воспитатель: А я знаю, где мы оказались! Видите эти огромные пирамиды? Мы в древнем Египте.

Слайд №12 с изображением Египетской школы.

А вот и египетская школа. Что же в руках у учителя? Может быть, это бумага? Давайте подойдём поближе и посмотрим, на чем пишет девочка.

Слайд №13 с изображением листа папируса.

Это почти настоящая бумага. Но сделана она из папируса – высокого травянистого растения.

Слайд №14 с изображением технологи изготовления бумаги из папируса.

Сначала стебли папируса разрезали на кусочки равной длины. Затем нарезали их вдоль на тонкие полоски и ровно укладывали на стол. Сверху укладывали второй ряд полосок, поперёк первого слоя. Всё это аккуратно поливали водой, прижимали прессом и оставляли сохнуть. Нарезанные стебли выделяли клейкий сок, который прочно соединял два слоя волокон между собой. Получался лёгкий лист, на котором можно было писать краской с помощью палочек. Но со временем папирус темнел и ломался.

В Египте ещё нет настоящей бумаги. Нужно продолжить наши поиски.

Слайд №15 с изображением летящего самолётика. Дети встают, поворачиваются вокруг себя и произносят слова: раз, два, три – лети! Слайд №16 с изображением древнего города Пергам.

Мы прилетели в древний город Пергам, который находится на территории современной страны Турции. Я вижу большое красивое здание с колоннами. Интересно, что в нём находится! Давайте войдём в него.

Слайд №17 с изображением библиотеки.

Это же огромная библиотека – самая большая в древнем мире. А что хранится в библиотеке?. Может быть эти книги уже написаны на бумаге? Какие они странные – свёрнуты в рулон. Давайте развернём одну книгу.

Слайд №18 с изображением пергаментной рукописи.

Какой интересный материал – мягкий, прочный. Это точно не бумага. Это же шкура овцы, телёнка или козы!

Слайд №19 с изображением процесса изготовления пергаментного листа.

Оказывается, в городе Пергам писали на кожаных листах. Шкуру домашних животных мыли, очищали щеткой от шерсти, заливали специальным раствором на десять дней. Потом шкуры натягивали на деревянные рамы и с помощью специальных ножей отрезали нижний - тонкий и мягкий - слой. На этой мягкой коже писали краской. Называлась такая кожаная бумага – пергамент (так же, как и город, в котором её изобрели). А вы хотели бы писать на коже? Представляете, чтобы написать одну книгу на пергаменте, нужно целое стадо овец! Это очень дорого, да и животных жалко. В городе Пергам бумаги нет. Куда бы ещё полететь? А может быть русские люди придумали бумагу? Отправляемся в древнюю Русь!

Слайд №20 с изображением летящего самолётика. Дети встают, поворачиваются вокруг себя и произносят слова: раз, два, три – лети! Слайд 21 с изображением древнерусского города.

Вот и наша Русь-матушка! Посмотрите, здесь же всё деревянное – и дома, и заборы, и корабли.

Слайд 22 с изображением мальчика, пишущего на бересте.

На крыльце деревянной избы на деревянном табурете сидит мальчик. Острой костяной палочкой, похожей на гвоздь, он царапает на березовой коре буквы и рисунки. Так вот на чем писали наши пра-пра-прадеды!

Слайд №23 с изображением берёзы, березовой коры и берестяной грамоты. Такие листы из коры называли берестой. Они не годились для книг, но на них удобно было писать небольшие письма – грамотки. А эти острые костяные палочки назывались писало.

Слайд №24 с изображением летящего самолётика.

Голос 4: Я знаю! Я всё знаю! Южный ветер рассказал мне, что в таинственной стране, где в небе расцветают огненные цветы, а под ногами лежат воспламеняющиеся камни, люди изобрели самую настоящую бумагу. Страна эта называется Китай! Ура! Мы летим в древний в древний Китай!

Дети встают, поворачиваются вокруг себя и произносят слова: раз, два, три – лети! Слайд №25 с изображением Китая

Ну вот мы и прилетели в эту дивную страну. Посмотрите, какие удивительные дома.

Слайд №26 с изображением Китайцев, пишущих по шёлку.

А вот и жители Китая. Они старательно выводят кисточкой странные рисунки. Но пишут они не на бумаге. Это же шёлк – нежная гладкая ткань. Вы знаете, из чего делают шёлковую ткань?.

Слайд №27 с изображением процесса изготовления шёлка и шёлковыми страницами с иероглифами.

На специальных фермах выращивают гусениц тутового шелкопряда. Для того, чтобы стать бабочками, гусеницы обматывают себя особыми тонкими нитями. Эти нити собирают люди, аккуратно распутывают их на станках и ткут из них полотно. Именно на такой ткани писали в Китае. Но где же бумага! Дело в том, что шёлк – очень дорогой материал, не все китайцы могли его купить. Поэтому однажды китайский император Лю Чжао приказал своему помощнику по имени Цай Лунь найти новый прочный и недорогой материал для письма.

Слайд №28 с изображением портрета Цай Луня, тутового дерева и бумаги.

Цай Лунь изобрёл способ изготовления самой настоящей современной бумаги из тутового дерева. Волокна древесины замачивались в воде, а затем разделялись на грубый внешний слой, из которого делали бумагу низшего сорта, и внутренний мягкий слой, который служил для изготовления лучших сортов бумаги. Говорят, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы (она строит гнездо из ею пережёванных и смоченных клейкой слюной волокон древесины).

Слайд №29 с изображением различных видов современной бумаги

Благодаря Цай Луню, жившему две тысячи лет назад в Китае, сегодня мы можем пользоваться различной по качеству и цвету бумагой.

Слайд №30 с изображением бумажного самолётика.

Мы узнали, как появилась бумага! Пора возвращаться домой – в наше время.

Слайд №31 с изображением схемы происхождения бумаги.

Какое интересное путешествие в прошлое! Где мы с вами, ребята побывали?. А что мы узнали?. (рефлексия)

Публикации по теме:

Беседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Углубление знаний детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных и зимующих.

Беседа «Где рождается снег?» с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «Где рождается снег?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битвеБеседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битве 10 июля. День победы в Полтавской битве10 июля мы отмечаем день воинской славы – победу в Полтавской битве, которая состоялась в 1709 году.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири»Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири» Программное содержание: Сформитовать доброжелательное отношение у детей к живой природе. Учить сопереживать «братьям нашим меньшим»; замечать.

Беседа «В здоровом теле-здоровый дух» с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «В здоровом теле-здоровый дух» с детьми старшего дошкольного возраста Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле —.

Беседа «Весна пришла» с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «Весна пришла» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки. Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества –.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Русь богатая!» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ – РУСЬ БОГАТАЯ!» Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое бумаги»
Опубликовано: 31 мая 2022 в 21:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД