Ольга Журавская
«Путешествие в сказочную страну». Занятие по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.
Задачи:
создавать эмоциональный фон занятия,
подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,
уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,
закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,
Публикация «„Путешествие в сказочную страну“, Занятие по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление, мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,
уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,
подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном занятии
Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей, иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и отгадай», иллюстрации шкафа и стиральной машины, карточки с изображением одежды, массажные мячики, салфетки.
Методы: словесные, наглядные.
Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,
артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).
Предварительная работа :
подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно произносимых детьми звуков; развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
постановка звука «Р»;
автоматизация звука «Р» в слогах;
автоматизация звука «Р» в словах;
автоматизация звука «Р» в предложениях.
План занятия :
1. Организация начала занятия.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Уточнение артикуляционного уклада.
4. «Отгадывание загадок».
5. Физкультминутка.
6. «Поймай звук».
7. «Посмотри и отгадай».
8. «Разложи вещи».
9. «Разноцветные мячики».
10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
Литература:
Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 32с. : ил.
Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2008. – 120 с. : ил.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.
Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст] : логопедическое пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М. : Издательство института психотерапии, 2002. : 284 с. : ил.
1. Организация начала занятия.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. А поможет нам в этом наша сказочная гостья. Кто она вы узнаете, отгадав загадку.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
- Красная Шапочка.
- Да, это действительно Красная Шапочка. Она пришла нам помочь не только отправиться в сказочную страну, но и посмотреть наше с вами занятие.
Сначала давайте покажем ей, как мы выполняем артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика
Покажите, пожалуйста, упражнения:
«Лопаточка»,
«Качели»,
«Часики»,
«Вкусное варенье»,
«Почистим зубы»,
«Лошадка»,
«Барабанщик»,
«Маляр»,
«Грибок»,
«Посади бабочку на цветок»
Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами. Логопед следит за правильным выполнением артикуляционных упражнений.
- Молодцы. Теперь Красная Шапочка запомнила все артикуляционные упражнения, которые вы сейчас выполняли.
3. Уточнение артикуляционного уклада.
-Давайте все вместе произнесём звук «Р».
Дети вместе с логопедом произносят звук «Р».
- Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный?
- Звук «Р» согласный.
- Звук «Р» : глухой или звонкий?
- Звук «Р» звонкий.
- Звук «Р» : твёрдый или мягкий?
- Звук «Р» твёрдый.
- Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»?
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»?
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка?
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.
А теперь давайте проговорим звук «Р» в слогах, повторяйте за мной:
Ра – ра – ра,
Ро – ро – ро,
Ру – ру – ру,
Ры – ры – ры.
Дети повторяют слоги за логопедом.
-Молодцы, ребята.
4. «Отгадывание загадок»
- Красной Шапочке понравилось, как вы отвечали на вопросы, и она зовёт нас с собой в сказочную страну. Вы согласны отправиться навстречу приключениям?
По тропинке мы пришли к высокой башне, в которой сидит девушка с длинными золотыми волосами, по имени Рапунцель. Чтобы спуститься с башни ей нужно отгадать загадки злой феи. Поможем ей в этом? Будьте внимательны, в каждом слове-отгадке есть звук «Р», определите место этого звука в слове.
Дети отгадывают загадки и определяют место звука «Р» в словах.
Логопед читает загадки:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути.
В них ни въехать, ни войти.
- Радуга. Звук «Р» находится в начале слова.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее.
- Сорока. Звук «Р» находится в середине слова.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
- Арбуз. Звук «Р» находится в середине слова.
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
- Светофор. Звук «Р» находится в конце слова.
Приманку сорвала
И, не сказав «спасибо»,
Куда – то уплыла
Невежливая …
- Рыба. Звук «Р» находится в начале слова.
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
- Корова. Звук «Р» находится в середине слова.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый.
- Мухомор. Звук «Р» находится в конце слова.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он.
- Жираф. Звук «Р» находится в середине слова.
- Молодцы. Рапунцель благодарит вас за помощь, а сама отправляется во дворец искать своих родителей.
5. Физкультминутка.
- А мы с вами вышли на залитую солнцем лужайку, по которой бежал мальчик с золотым ключиком в руке. Ребята, кто же это?
- Это Буратино.
- Правильно. Мы с вами знаем физкультминутку про Буратино. Давайте её вспомним. Выходите из-за своих парт. Проговаривайте слова и повторяйте все движения за мной.
Дети выходят из – за парт. Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом.
Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
- Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
-Молодцы, занимайте свои места.
Дети занимают свои места.
6. «Поймай звук»
- Ребята, а вы знаете, что Буратино пошёл учиться в школу. Там ему задали очень сложное задание. И он просит нас с вами помочь ему.
-Для этого нам надо отделить друг от друга слова, в которых есть звук «Р» от слов, в которых звука «Р» нет.
-Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Дети, услышав слово со звуком «Р», хлопают в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопают.
Логопед читает слова :
- Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, ручей, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, кролик, воробей.
-Молодцы, ребята, Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему выполнить это задание. И теперь он смело может идти в школу. А нам пора идти дальше.
7. Игра «Посмотри и отгадай»
- Весело шагая по дорожке, мы вышли к морю. Там на берегу сидела и скучала Русалочка. Увидев нас, она предложила сыграть с ней в игру «Посмотри и отгадай».
- Ну, что поиграем ребята?
- Перед вами 6 разных ячеек и 6 разных носков. Давайте назовём, что в каждой ячейке находится.
Дети называют.
- Вам нужно определить, что находится в носке и положить его на ячейку с тем же содержимым. А теперь берите носочки.
Ребёнок берёт носок, наощупь определяет, что в нём лежит, называет и кладёт на ячейку с тем же содержимым.
- Русалочке понравилось играть с вами, но ей нужно торопиться на встречу к своим друзьям. А мы отправляемся путешествовать дальше по сказочной стране.
8. «Разложи вещи»
- Красная Шапочка вспомнила, что её дома тоже ждут дела. И пригласила нас к себе в гости. Ей нужно разложить вещи на свои места. Поможем ей в этом?
Дети отвечают.
- Вещи, в названии которых есть звук «Р» мы кладём в стиральную машину. А вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф.
Дети называют и кладут вещи, в названии которых есть звук «Р» - в стиральную машину. Вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф.
-Молодцы. Красная Шапочка очень обрадовались, что вы помогли ей разложить вещи.
9. «Разноцветные мячики»
- Ребята, давайте покажем Красной Шапочке, нашу игру «Разноцветные шарики».
Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
Дети проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом.
(Катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями)
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил.
- Жара, не правда ли, жираф?
- А мне прохладно. Я не прав?
Вам крокодил узнать пора,
Жирафам не страшна жара!
-Красной Шапочке понравилась наша игра. Ребята, но нам уже пора возвращаться из сказочной страны в наш садик.
10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
-Наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?
- Мы говорили о звуке «Р».
- Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный?
- Звук «Р» согласный.
- Звук «Р» : глухой или звонкий?
- Звук «Р» звонкий.
- Звук «Р» : твёрдый или мягкий?
- Звук «Р» твёрдый.
- Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»?
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»?
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка?
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
- Да, это действительно так. Кто мне скажет, какие задания мы выполняли сегодня на занятии?
Дети перечисляют выполненные задания.
-Какое задание вам понравилось больше всего?
Дети отвечают на вопросы логопеда.
-Каких сказочных персонажей мы сегодня с вами встретили?
-Ребята, скажите, а какая гостья помогла нам отправиться в сказочную страну?
-Это Красная Шапочка.
-Молодцы, ребята правильно ответили на все мои вопросы.
-Красной Шапочке очень понравилось, как вы выполняли артикуляционные упражнения, быстро и правильно справлялись с заданиями, которые нам приготовили другие сказочные персонажи.
Логопед оценивает работу каждого ребёнка и предлагает детям дома поиграть с родителями в игру «Разноцветные мячики».
-Красная Шапочка обещает прийти к нам в гости ещё. А теперь она благодарит каждого из вас за занятие и дарит вам по маленькому сюрпризу.
Логопед раздаёт «сюрпризы» детям.
-Спасибо за занятие. До свидания.
-До свидания.