Оксана Монастырских
Путешествие в «Страну грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический досуг
Путешествие в «Страну грамоты»
Монастырских О. М., учитель-логопед 1 квалификационной категории,
МБОУ «Корниловская СОШ», п. Двинской, Верхнетоемского района,
Архангельской области,
Цель: совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания о звуках, слогах.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, в различении вердых и мягких согласных звуков, в делении слов на слоги.
Публикация «Путешествие в „Страну грамоты“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
4. Подбирать слова, противоположные по значению, подбирать качественные прилагательные, расширять словарь.
5 Закрепить употребление предлогов (на,за,из,из-за,под,в, к).
6. Развивать зрительно – пространственную координацию, внимание, мышление, память.
7. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
Оборудование:
Игрушка Буратино, магнитная доска, ключик с сундучком, картонные ключики на каждого ребенка, буква на палочке, картонная гусеница, макеты машин, картонный домик,
панно-картина, набор картинок.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед:
ребята давайте поздороваемся с гостями.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться «доброе утро»
Дети:
Доброе утро и солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
Логопед:
И каждый становится добрым, доверчивым
Вместе:
Пусть доброе утро длиться до вечера
Логопед:
ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сказочный герой пришел к нам сегодня на занятие:
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный
Но любил папаша сына
Шалунишку (Буратино)
Дети:
Буратино.
Логопед:
правильно, к нам пришел Буратино, и он просит нас помочь ему:
Злой, коварный Карабас в «Страну Грамоты» попал.
Натворил он много бед, ключик золотой забрал.
Поспешите поскорей словам и буквам помогите.
У злого Карабаса ключик мой вы заберите.
Логопед:
в «Страну Грамоты» мы сможем попасть только тогда, когда выполним все задания. И первое задание будет не простым, злой Карабас перепутал звуки местами, давайте поможем Буратино справиться и с этим заданием.
Игра «Кто в домике живет»
Детям предложен макет дома, в котором есть 3 этажа и 3 подъезда.
Рядом на магнитной доске расположены картинки. Предложить детям «расселить» животных по квартирам. На 1 этаже – расположить картинки, в названиях которых заданный звук находиться в начале слова, на 2-ом – те картинки, в названиях которых заданный звук находиться в середине слова, на 3-м этаже – те картинки, в названиях которых звук находиться в конце.
Логопед: и у нас впереди работа, наш путь в «Страну Грамоты» будет не из легких, чтобы быстрее добраться до неё, мы поскачем на лошадках. Наши ручки – это ноги лошадок, ими мы будем скакать. Поехали!
Ритмическая игра «Ипподром»
Кони выходят на старт
Дети имитируют топот копыт шлепками по коленям.
На старт! Внимание! Марш!
Постепенно убыстряется «бег» на более частые шлепки
Барьер! 1 хлопок
Двойной баръер! 2 хлопка
Бежим по мостовой! Попеременно ударяют ладонями по ключицам
Бежим по траве! Трут ладонью о ладонь.
По болоту!
Подносят указательные пальцы к уголкам рта попеременно двигая их вверх-вниз, всасывают ртом воздух.
Вот видна трибуна
девочки кричат : «Эгей-эгей!»
Скоро финиш! Темп шлепков убыстряется
Финиш! Все кричат «Ура!» и вытирают пот.
Логопед: ребята, дальше мы продолжим свое путешествие на грузовиках. Злой Карабас-Барабас перепутал все мягкие и твердые звуки, давайте поможем Буратино расколдовать эти звуки.
Игра «Разноцветные машины»
На магнитной доске расположены предметные картинки: бабочка, белка, кот, кит, носорог, нерпа, попугай, петух, слон, синица. Дети рассматривают и называют их. Рядом находятся изображения зеленого и синего грузовиков. Логопед объясняет, что в синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а в зеленом – те, названия которых начинаются с мягких согласных звуков. Дети «рассаживают» пассажиров следующим образом: в синий грузовик – бабочку, кота, носорога, попугая, слона; в зеленый- белку, кита, нерпу, петуха, синицу.
Логопед: звуки все расколдовали, дальше пошагали.
Физ. минутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел, ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Логопед: ребята Буратино хочет рассказать про себя историю, но от волнения забыл некоторые слова.
Игра «Кто придумает конец,
тот и будет молодец»
Я хотел устроить балл и гостей к себе (позвал)
Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый. (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не….(идут).
Я ждал, пока хватило сил, потом кусочек (откусил).
Потом придвинул стул и сел, и весь пирог в минуту (съел).
Когда же гости подошли, то даже крошек не (нашли)
Музыкальная физ. минутка
Логопед: молодцы! Все слова Буратино подсказали, дальше пошагали.
Чтобы справиться со следующим заданием мы с вами отправимся в сад.
Готовы! И так в путь!
Логопед: Подошла я к яблоньке и попросила у нее ….
Дети: Яблочко.
Логопед: Склонилась перед грушевым деревом и попросила….
Дети: Грушу.
Логопед: у смородиновой ветки.
Дети: смородину.
Логопед: все перемешала, сок отжала, слова добрые вымолвила и получила волшебные капли, которые застыли в волшебные леденцы. Давайте я прочитаю, что написано на этой красивой коробочке: «Лилипутские леденцы». Что с нами произойдет, если мы их отведаем?
Дети: станем маленькими.
Логопед: а для чего нам это нужно? Сейчас вы сами все узнаете.
Садитесь в кружок поближе друг другу и возьмите волшебные леденецы.
Закройте глаза и покачайтесь из стороны в сторону, почувствуйте, как вы уменьшаетесь.
Звучит красивая спокойная музыка.
Когда дети открывают глаза, перед ними макет огромной гусеницы. Рядом лежат картинки, на которых нарисованы овощи : лук, репа, капуста, помидор, свекла, картошка.
Логопед: ребята, гусеница поможет нам с вами справиться с трудным заданием -разделить слова на слоги. Давайте покормим гусеницу овощами. В первый карманчик надо поставить картинку, в названии которой 1 слог, во 2-ой – картинку, в названии которой два слога, в 3-й- картинку в названии которой три слога.
Логопед: молодцы! А теперь вы ложитесь на ковер, закрывайте глазки, нам пора возвращаться в детский сад.
Упражнение на релаксацию.
Звучит музыка.
Логопед: слова на слоги разделили, гусеницу накормили, слоги расколдовали, дальше пошагали.
Логопед: вы ребята молодцы! Не зря Буратино обратился к вам за помощью, но, чтобы наш герой мог вернуться обратно, мы с вами расшифруем план – карту по которой Буратино к нам добирался:
Работа с панно. (Работа над предлогами)
На панно нарисован сказочный лес. И походу чтения текста, логопед прикладывает картинки на магнитах: изображение Буратино, волка, яблока, ,пенька, тучки, зайцев, птицы, здания детского сада
Вышел Буратино (из) сказочного леса и отправился в путь.
Шел он (по) узенькой, лесной тропинке.
Бежит Буратино, все примечает. Запоминает, чтобы обратно вернуться в свою сказку. Чудиться нашему герою волки (за) каждым деревом.
Торопиться в наш детский сад. Пробегает мимо яблоньки, а ….(под) яблонькой лежат спелые яблочки. Остановился Буратино ….(около) пруда, чтобы перевести дух и сел. (на) пенек отдохнуть. Вдруг видит солнышко спряталось. (за) тучку. Надо торопиться подумал Буратино, а то я вымокну (под) дождем, пробегает мимо птиц, которые сидят. (на)дереве, зайцев, которые сидят. (в) траве. Подбегает Буратино. (к) нашему детскому саду «Ёлочка» и встречает вас своих друзей.
Логопед: вы ребята молодцы, потому что смогли помочь Буратино выполнить все задания
Появляется буква «К» на палочке.
Все скорее, по порядку
Сделайте для глаз зарядку. Дети следят за буквой.
Теперь внимательно смотрите
И сундучок у Карабаса заберите.
Дети ищут сундучок. Находят.
Ребята, чтоб открылся сундучок давайте споем песню о дружбе.
Песня «Дружба».
Вам открылся сундучок неспроста.
Все задания вы сделали, друзья,
В «Стране Грамоты» порядок навели,
Ключик Буратино вы нашли! Молодцы!
Дети достают ключик для Буратино, а также каждому ребенку по «золотому» ключику, сладости.
Итог занятия.
Список использованной и рекомендуемой
литературы
Логопедия/Под ред. Л. С. Волковой. М., 2003.
Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О. А. Степановой. –
М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Логопедия в ДОУ).
Нищева Н. В. Играйка – грамотейка. Игры для обучения дошкольников грамоте: Учебное – методическое пособие. – СПб. : «Детство – пресс», 2005. – 32с,ил.
Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 224 с., ил.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.