Ольга Писарева
Пути повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрываются пути повышения обогащения продуктивности творческого воображения старших дошкольников посредством опосредования творческого процесса эмоциональными переживаниями.
Ключевые слова: творческое воображение, опосредование, эмоциональные переживания, эмоциональный опыт.
Публикация «Пути повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников» размещена в разделах
Повышение продуктивности детского творчества - важнейшая и чрезвычайно актуальная проблема современной психологии и педагогики, раскрывающаяся через формирование у подрастающего поколения способности творчески воспринимать окружающую среду, креативно мыслить и проявлять творческую активность в собственной деятельности.
Эти идеи находят свое отражение и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, где одной из задач художественно-эстетического развития дошкольников определено развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Вместе с тем, еще не все возможности повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников активно используются в условиях творческого воображения, через опосредование творческого процесса эмоциональными переживаниями.
Так, многие психологи, начиная с Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, подчеркивали тесную связь воображения с эмоциональной жизнью человека. При этом указывалось на то, что творческое воображение в процессе функционирования опирается на опыт, связанный с эмоционально-чувственными переживаниями. Наиболее широко к вопросу рассмотрения взаимосвязи творческих процессов и эмоциональной сферы субъекта подошел П. В. Симонов, показав роль эмоций как сигналов креативного процесса, а неосознанных эмоциональных переживаний как источников творческой деятельности. В то же время, традиционные подходы к развитию креативности на ранних этапах онтогенеза,фактически не базируются на отношениях, на собственных переживаниях детей, а направлены на формирование стереотипных способов применения творческих приемов, дают наборы традиционных форм переструктурирования действительности. Нам же представляется, что для развития творчества важна не сама по себе среда, а ее субъективное переживание ребенком,индивидуальные особенности эмоциональных отношений ребенка с социумом.
В своей экспериментальной работе мы проанализировали динамику творческого воображения в условиях проведения традиционных занятий по развитию творческого воображения (старшая группа №1) и в условиях реализации программы интеграции творческого развития и осознания собственных эмоциональных переживаний (старшая группа №2). Полученные данные свидетельствуют о том, что традиционные занятия имеют положительные значения для детей с низким уровнем творческого воображения, но сдерживают повышение творческого воображения у детей с высокой творческой активностью, так как ребенок нацеливается, прежде всего, на воспроизведение культурных стереотипов и образцов деятельности, постулируемых взрослым и некритично усваиваемых детьми.
Повышение уровня осознания собственных эмоциональных переживаний, активная деятельность, связанная с формированием эмоционального отношения к окружающей действительности, собственная эмоциональная жизнь дошкольника оказали более эффективное влияние на творчество старших дошкольников. В процессе своей работы мы учитывали, что "особые условия. создаются и в процессе восприятия ребенком произведений искусства, которые побуждают ребенка волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания у ребенка появляются эмоциональные отношения".
Возрастание способностей к осознанию субъективных эмоциональных переживаний привело к появлению у детей попыток отразить свои переживания в рисунках, проявлению эмоциональной насыщенности в собственном творчестве, стимулированию развития творческих способностей, росту креативности и мотивации продуктивной творческой деятельности.
Полученные данные позволяют понять влияние социальной ситуации и индивидуального способа ее эмоционального переживания детьми на развитие их творческого воображения и творческого отношения к окружающему миру.