Пути повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников

Ольга Писарева
Пути повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников

В статье раскрываются пути повышения обогащения продуктивности творческого воображения старших дошкольников посредством опосредования творческого процесса эмоциональными переживаниями.

Ключевые слова: творческое воображение, опосредование, эмоциональные переживания, эмоциональный опыт.

Повышение продуктивности детского творчества - важнейшая и чрезвычайно актуальная проблема современной психологии и педагогики, раскрывающаяся через формирование у подрастающего поколения способности творчески воспринимать окружающую среду, креативно мыслить и проявлять творческую активность в собственной деятельности.

Эти идеи находят свое отражение и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, где одной из задач художественно-эстетического развития дошкольников определено развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Вместе с тем, еще не все возможности повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников активно используются в условиях творческого воображения, через опосредование творческого процесса эмоциональными переживаниями.

Так, многие психологи, начиная с Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, подчеркивали тесную связь воображения с эмоциональной жизнью человека. При этом указывалось на то, что творческое воображение в процессе функционирования опирается на опыт, связанный с эмоционально-чувственными переживаниями. Наиболее широко к вопросу рассмотрения взаимосвязи творческих процессов и эмоциональной сферы субъекта подошел П. В. Симонов, показав роль эмоций как сигналов креативного процесса, а неосознанных эмоциональных переживаний как источников творческой деятельности. В то же время, традиционные подходы к развитию креативности на ранних этапах онтогенеза,фактически не базируются на отношениях, на собственных переживаниях детей, а направлены на формирование стереотипных способов применения творческих приемов, дают наборы традиционных форм переструктурирования действительности. Нам же представляется, что для развития творчества важна не сама по себе среда, а ее субъективное переживание ребенком,индивидуальные особенности эмоциональных отношений ребенка с социумом.

В своей экспериментальной работе мы проанализировали динамику творческого воображения в условиях проведения традиционных занятий по развитию творческого воображения (старшая группа №1) и в условиях реализации программы интеграции творческого развития и осознания собственных эмоциональных переживаний (старшая группа №2). Полученные данные свидетельствуют о том, что традиционные занятия имеют положительные значения для детей с низким уровнем творческого воображения, но сдерживают повышение творческого воображения у детей с высокой творческой активностью, так как ребенок нацеливается, прежде всего, на воспроизведение культурных стереотипов и образцов деятельности, постулируемых взрослым и некритично усваиваемых детьми.

Повышение уровня осознания собственных эмоциональных переживаний, активная деятельность, связанная с формированием эмоционального отношения к окружающей действительности, собственная эмоциональная жизнь дошкольника оказали более эффективное влияние на творчество старших дошкольников. В процессе своей работы мы учитывали, что "особые условия. создаются и в процессе восприятия ребенком произведений искусства, которые побуждают ребенка волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания у ребенка появляются эмоциональные отношения".

Возрастание способностей к осознанию субъективных эмоциональных переживаний привело к появлению у детей попыток отразить свои переживания в рисунках, проявлению эмоциональной насыщенности в собственном творчестве, стимулированию развития творческих способностей, росту креативности и мотивации продуктивной творческой деятельности.

Полученные данные позволяют понять влияние социальной ситуации и индивидуального способа ее эмоционального переживания детьми на развитие их творческого воображения и творческого отношения к окружающему миру.

Публикации по теме:

Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования» Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам развитии ребенка в конструктивной деятельности. Форма проведения: деловая игра. Хорошо,.

Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников В качестве ведущих видов деятельности старших дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС ДО, являются:.

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 1. Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Опыт работы «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Проблема развития творческого воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, она до сих пор является одной из наименее.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья. В современной школе.

Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Современная ситуация развития диктует необходимость проявления.

Презентация «Развитие воображения у старших дошкольников с помощью интеллектуальных логико-математических упражнений» Воображение – это весомый фактор в развитии ребенка. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста важно еще и.

Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности В отечественной психологии (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. Т. Кудрявцев, З. Н. Новлянская, С. Л. Рубинштейн и др.).

Психолого-педагогические подходы к развитию творческого воображения старших дошкольников в контексте ФГОС доо Краткая аннотация: в статье раскрываются психолого-педагогические подходы развития творческого воображения старших дошкольников посредством.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Пути повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников
Опубликовано: 20 января 2018 в 12:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Королеве осени, яркой красавице-тыкве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы привить детям любовь к этому овощу и украсить дом тыквенным...

24 октября. День русской избы на МААМ

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...

Авторское стихотворение — фантазия для детей 5–10 лет на тему «Как готовятся к зиме...
Уважаемые товарищи, воспитатели и педагоги начальных классов, находясь на сайте МААМ и просматривая Ваши работы, я заметил, что некоторые темы практически не...
Осенняя сказка. Отчет о празднике
Осень… последняя, самая прекрасная улыбка года. У. К. Брайант Осенняя пора - сказочное время, когда природа подводит итоги лета: растения увядают, животные...
Детский мастер-класс по аппликации «Осенняя березка» с детьми старшей группы
Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста. Цель: воплощение в художественной...