Рабочая программа подготовительной группы

Данилина Татьяна
Рабочая программа подготовительной группы

Рабочая программа

подготовительной группы

№ 7 «Пчёлки»

(на основе «Детство»: Комплексная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., 2016.)

Составили воспитатели:

Щукина А. А.

г. Ульяновск

СОДЕРЖАНИЕ:

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

• Пояснительная записка.

• Цели рабочей программы.

• Задачи рабочей программы.

• Принципы рабочей программы.

• Реализация программы.

• Особенности возраста детей 7-го года жизни.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

• Игра как особое пространство развития ребенка.

• Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (цели, задачи, планирования, методическое обеспечение)

• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

• Образовательная область «Познавательное развитие»

• Образовательная область «Речевое развитие»

• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

• Образовательная область «Физическое развитие»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

• Модель двигательного режима

• Взаимодействие с родителями

• Условия и средства реализации рабочей программы

Вложения:

1. Режим дня (холодный период/теплый период)

2. Циклограмма деятельности воспитательно-образовательной деятельности

3. Календарно-тематическое планирование

4. Учебный план

5. Годовой календарный график

6. Базисный учебный план

7. Циклограмма деятельности воспитателя

Аннотация к Рабочей программе воспитателей подготовительной к школе группы № 7

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6-7 лет) составлена в соответствии с Образовательной программой МБДОУ № 175 и требованиями ФГОС ДО.

Рабочая программа (далее Программа) - это тактика педагогической деятельности, которая построена с учетом опыта воспитателей, индивидуальных особенностей воспитанников и потребностей их родителей (законных представителей).

Срок реализации программы 1 год (2018-2019 учебный год).

Программа состоит из обязательной части и части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

В Программе отражено содержание:

- Основной модуль реализуется комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство»- Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., которая отражает особенности содержания образования в МБДОУ № 175 и

- вариативного модуля (часть формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающего реализацию стандарта за счет использования дополнительных парциальных программ.

Познавательное развитие: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие: Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О. Л. Князевой, М. Д.

Маханевой.

Художественно-эстетическое развитие: Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ».

Программа разработана с учетом современных требований и нормативных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13, Устав ДОУ, Положение о рабочей программе педагогов и других). В процессе реализации программы осуществляется преемственность с рабочими программами специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.

В целевом разделе в пояснительной записке рассмотрено своеобразие программы «Детство», определены цели, задачи, принципы и подходы к построению образовательного процесса. Дана характеристика возрастных особенностей детей седьмого года жизни, характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы, общие сведения о контингенте родителей. Также включены в раздел задачи вариативной части программы, которую формируют участники образовательного процесса (реализация регионально компонента, отражение особенностей образовательного процесса в ДОУ, приоритетные направления работы с детьми). Дано описание образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет) по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие» и «Социально - коммуникативное развитие». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел содержит образовательный план реализации ОП в подготовительной к школе группы. Описаны формы, способы, методы и средства реализации программы по образовательным областям. Учитывая, что в соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей,- в программе определены направления и формы работы с семьей на данном возрастном этапе (перспективный план по взаимодействию с семьей). Дана модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. Составлен комплексно-тематический план на учебный год.

В организационном разделе рассмотрены особенности образовательного процесса. Раздел содержит: режим дня для воспитанников подготовительной к школе группы, расписание непрерывно образовательной деятельности, организация развивающей предметно-пространственной среды Разработана модель двигательного режима для детей подготовительной группы. Представлена система закаливающих мероприятий в подготовительной группе.

К рабочей программе прилагается список литературы, которая была использована для ее написания.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. для детей с 3-х до 7-ми лет; образовательной программы МБДОУ №175 на 2018 -2019 учебный год; в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, общества и государства. Она включает в себя следующие компоненты федеральный, национально – региональный и локальный, т. е. компонент дошкольного учреждения, в котором реализуется составленная программа. Программа строится на принципе личностно-ориентированного, взаимодействия взрослого с детьми подготовительной к школе группы детского сада обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 –Ф3»Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

- Сан Пин2.4.1.3049-13

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Уставом и нормативными документами МБДОУ № 175

Разработана с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: /Т. И. Бабаева, И. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 352с.

Цели рабочей программы

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задачи рабочей программы

Программа разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:

• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом

• образовательных потребностей и способностей детей;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

• укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

• целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

• обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

• развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

• пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

• органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

• приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

• приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы рабочей программы

полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничества с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Реализация программы ориентирована на:

создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста.

обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной

ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.

Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы

«Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательнотворческого отношения дошкольника к миру.

Особенности возраста детей 7-го года жизни

Ребенок 6-7 лет обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Публикации по теме:

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа для подготовительной группы АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего.

Рабочая программа младшей группы 2018–2019 гг. Рабочая программа Содержание № п/п Наименование раздела Стр. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа подготовительной группы
Опубликовано: 26 марта 2019 в 12:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Консультация для родителей «Способности на кончиках пальцев»
Способности на кончиках пальцев Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество...
Настольная дидактическая игра «Любимые виды спорта»
Лото «Любимые виды спорта» в игровой форме способствует формированию у детей дошкольного возраста знаний о разных видах спорта. Игра направлена на...
Конспект классного часа «Республика Коми»
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» Технологическая...