Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ТНР

Елена Токарчук
Рабочая программа учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ТНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида»

Утверждено

от «__»___20___г

___Н. Ф. Вохмина

Рабочая программа учителя-логопеда Токарчук Е. В. для с детьми с ТНР

подготовительной группы на 2018-2019 уч. г.

Красноярск, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

3

1. 1. Пояснительная записка 3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 3

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ТНР» размещена в разделах

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 3

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы 4

1.2.1. Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного детства

4

II. Содержательный раздел

5

2.1. Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста 5

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

9

III. Организационный раздел

10

3.1. Описание материально -технического обеспечения Программы 10

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 11

3.3. Проектирование образовательного процесса.

14

IV. Дополнительный раздел

14

4.1. Список приложений 14

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н. В.).

Рабочая программа рассчитана на один учебный год.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

Цель: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

Задачи:

1. Обеспечить осуществление квалифицированной коррекции нарушений речи.

2. Совершенствовать речь как средство общения

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение)

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

• Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

• Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Приложение 1. «Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста».

Приложение 2. «Возрастно-психологические характеристики особенностей детей, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи».

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного детства.

Конкретизация требований к планируемым результатам освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей :

овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Речевое развитие»

5 – 6 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;

умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника;

способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.

Развитие литературной речи:

способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;

способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

II.Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления работы Содержание работы

Развитие

звукопроизношения

• Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

• Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию всех групп звуков.

• Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.

• Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

• Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

• Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

• Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

• Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

• Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

• Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

• Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

• Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

• Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

• Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

• Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Развитие словаря.

• Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе; развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

• Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

• Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

• Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

• Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

• Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

• Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

• Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

• Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

• Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).

Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.

• Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

• Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

• Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

• Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Методы и средства реализации Программы

Методы Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой устное или печатное слово ( фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины); поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.

Наглядные методы: наблюдаемые объекты, предметы, явления;

наглядные пособия

Метод иллюстрирования предполагает применение картинок,

рисунков, изображений, символов,

иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др

Метод демонстрации связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа Различные действия и движения,

манипуляции с предметами, имитирующие

движения и др.

Метод наглядного моделирования предметные картинки, опорные схемы и пиктограммы.

Методы практического обучения Скороговорки, стихотворения.

Музыкально-ритмические движения,

этюды-драматизации. Дидактические,

музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

Упражнения (устные, графические,

двигательные (для развития общей и

мелкой моторики) и трудовые)

Приучение.

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения Рассказы, содержащие проблемный

компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.

Проблемная ситуация

Познавательное проблемное изложение

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Специфика методов реализации Программы :

- на первых этапах реализации Программы с детьми с нарушениями речи используются преимущественно все виды наглядных методов, логические и гностические способы помощи детям с тяжелыми нарушениями речи используются ограниченно;

- наиболее эффективным при реализации Программы с детьми с ОВЗ является сочетание наглядных и практических методов;

- помимо традиционных методов реализации Программы, эффективным способом помощи всем категориям детей с ОВЗ является метод арттерапии (помощь средствами искусства);

возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и др.) на начальных этапах имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, бедности социального опыта большинства детей с нарушениями речи;

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Цель взаимодействия – создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка.

В основу совместной деятельности семьи и педагогического коллектива заложены следующие принципы:

- принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в согласованности воспитательных целей и задач,позиций обеих сторон «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности».

- принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Принцип взаимоотношений семьи и ДОО на основе гуманности, толерантности, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

- принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОО открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социальное окружение.

- принцип дифференцированного подхода к каждой семье.

- принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм отдается предпочтение общению, пониманию, диалогу.

Консультационная помощь семье:

«Школы родителей успешных детей» включает различные формы взаимодействия с семьей:

• индивидуальные консультации для родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями;

подгрупповая консультация, которая наряду с рекомендациями специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям, озабоченным одной и той же проблемой воспитания малыша;

• практические семинары, позволяющие родителям научиться, решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам руководства различными видами детской деятельности, организацией игр, интересных сюрпризов. Это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком;

• практические пособия, позволяющие постоянно обращаться к опыту педагогов и других родителей при возникновении затруднений: дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь, информационные издания, стенды, папки;

• конференции, «круглые столы», родительские собрания, направленные на обсуждение и принятие образовательных инициатив семьи, корректировку плана образовательной деятельности, разработку совместных мероприятий.

III. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения образовательной Программы

Наличие

помещений

для

коррекционной работы

Оборудован специализированный совмещенный кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, (12 кв. м.) для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми. Кабинет оборудован инструментами и средствами для постановки звуков, диагностическими методиками, психолого-педагогической и специальной методической литературой.

В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:

«Будем говорить правильно»;

«Наша библиотека»;

• науки и природы;

• математического развития;

• конструктивно-модельной деятельности;

• художественного творчества;

• музыкальный;

«Играем в театр»;

• сюжетно-ролевых игр;

«Умелые руки»;

• физкультурный.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

Учебный центр для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий:

- Детский стол, стулья по количеству детей для работы в подгруппе;

- Мольберт;

- Настенное панно;

- Панно с карманами.

Звуко-коррекционный центр для индивидуальной работы с детьми :

- Зеркало с лампой дополнительного освещения.

- Детский стол и несколько стульчиков для занятий у зеркала.

- Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

- Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

- Спирт.

- Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).

Рабочий центр для работы учителя-логопеда :

- Письменный стол, стул, принтер, сканер, компьютер;

- Консультативный центр для работы с родителями воспитанников:

- Стенды с материалами для родителей: график и расписание работы, список детей по подгруппам (который регулярно обновляется, советы и методические рекомендации родителям.

Центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда :

- Звучащие игрушки (металлофон, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы);

- Маленькая настольная ширма;

- Ноутбук с программой с записью «голосов природы», бытовых шумов;

- Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы»;

- Палочки Кюизенера;

- Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений;

- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры); карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры);

- Логопедический альбом для обследования звукопроизношения;

- Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи;

- Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

- Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений;

- Лото, домино по изучаемым лексическим темам;

- «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка-различайка».;

- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал;

- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные.

Интегрированная НОД воспитателя и учителя-логопеда по развитию связной речи детей подготовительной группы Интегрированная НОД воспитателя и учителя-логопеда по развитию связной речи для детей подготовительной группы Тип занятия: подгрупповое.

Интегрированное коррекционное занятие учителя-логопеда, музыкального руководителя с детьми с ТНР «Прогулка в зимний лес» Конспект интегрированного коррекционного занятия учителя-логопеда, музыкального руководителя с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшего.

Логопедическая квест-игра в коррекционной работе учителя-логопеда при автоматизации звуков [р]-[р’] у детей с ТНРЛогопедическая квест-игра в коррекционной работе учителя-логопеда при автоматизации звуков [р]-[р’] у детей с ТНР Логопедическая квест - игра в коррекционной работе учителя – логопеда при автоматизации звуков (р (рь) у детей с ТНР» В связи с внедрением.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Рабочая программа в соответствии с ФГОС до учителя-логопеда Оглавление. 1) Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты 2) Содержательный.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группы «Волшебные блоки Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Рабочая программа «Тропинка в экономику» для подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 20» Рассмотрено На педагогическом совете МБДОУ.

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год Рабочая программа учителя-логопеда Матвеевой У. А. для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018-2019 уч. г. СОДЕРЖАНИЕ I.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ТНР
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 17:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД