Лучший педагог года

Рабочая программа «Чудо-сказки»

Анастасия Сашинская
Рабочая программа «Чудо-сказки»

Рабочая программа

цикла коррекционно-развивающих занятий

для детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

«Чудо - сказки»

Программа разработана учителями - дефектологами

Кудряшовой Л. В., Мельниковой Н. А. ;

учителем – логопедом Сашинской А. Е.

Пояснительная записка

Направленность программы - социально-педагогическая.

Актуальность 

Публикация «Рабочая программа „Чудо-сказки“» размещена в разделах

     Проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по-прежнему является одной из наиболее важных и актуальных проблем на современном этапе.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.  

У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным развитием с одной стороны, и когнитивным, речевым – с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой, как для формирования последующих двигательных навыков, так и для когнитивного, речевого, социального и эмоционального развития.

Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности, при которых у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. В течение дошкольного детства процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам.

Наряду с сенсорным развитием в этот период активно идет формирование речи. К семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно обширный словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, при своевременной коррекционно-развивающей работе с ребенком можно добиться положительных успехов. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в развитии.

Данная программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) с задержанным темпом развития. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Это многочисленная категория детей, разнородная по своему составу, является одной из наиболее проблемных и многочисленных групп.

Программа представляет собой интегрированные консультативно-коррекционные занятия, обеспечивающие создание оптимальных условий для развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование определенного круга знаний и умений, обучение родителей эффективным методам взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Разработанная программа является актуальной для работы с детьми с ОВЗ в нашем учреждении.

Отличительная особенность и новизна программы “ Чудо-сказки” заключается в том, что разработанные нами занятия построены на основе художественных произведений, сказок, рекомендуемых программой дошкольного образования к ознакомлению в младшем дошкольном возрасте. Помимо того, сказки интересны детям, они выполняют в их развитии ряд функций - ознакомительную, коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь); интеграционную (ребенок включается в социальную среду); логопедическую (развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат).

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об основных закономерностях психического развития в норме и патологии, о сензитивных периодах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации и т. д.

Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ составлена с учетом их специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка; ведущих мотивов и потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа «Чудо-сказки» является модификацией программ :

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика–Синтез, 2014.

Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР (ОНР). Н. В. Нищева. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

Теоретическая база при создании данной программы :

положение отечественной психолого-педагогической науки о необходимости тренировки тонких движений пальцев рук у детей дошкольного возраста (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева);

работы В. А. Бахтиной, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, Е. Трубецкова о том, что сказка является универсальным развивающим средством, которое помогает выйти за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в мир с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду;

исследования отечественных психологов творческого воображения дошкольников, определившие его как важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом. (Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Н. Игнатьева и др.);

идея здоровьесберегащих технологий (сохранения и укрепления здоровья детей) сформулированная Н. П. Ивановой, И. А. Бобылевой, Г. В. Сабитовой, предусматривающая реализацию программы с учетом возрастных и индивидуальных потребностей каждого ребенка, потребностей его развития, специфики семейного окружения, направленная на решение конкретных задач.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.

Реализуемые направления данной программы соответствуют требованиям ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Успешная реализация программы «Чудо - сказки» будет способствовать:

- развитию познавательных процессов, мелкой моторики, речи;

- решению проблем коррекции эмоционально-волевой сферы детей; развитию социально-коммуникативных навыков;

- повышению компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста.

Вид программы :

- по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития детей с ОВЗ – общеразвивающая, коррекционная;

- по уровню сложности – интегрированная.

Данная программа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждом из последующих занятий. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, обеспечивая тем самым поступательное развитие.

Таким образом, выполнение коррекционно-развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы родителей и команды специалистов сопровождения.

Сроки и этапы реализации программы

I этап – организационный (подготовительный)

II этап – основной (практический)

III этап – рефлексивный (обобщающий)

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30 минут. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная совместно с родителями. На каждого ребенка предусмотрено 10 тематических занятий. Специфика построения занятий определяется особенностями детей: индивидуальными, быстротой наступления утомления, снижением реакции на указание взрослого. Занятия сочетают в себе пальчиковые игры, слушание музыки, знакомство с художественными произведениями, продуктивная деятельность, игры с предметами, психогимнастика. Смена нескольких видов деятельности позволяет предупредить утомляемость детей, долго удерживать внимание, обогащает их разносторонними знаниями. Повторение тем варьируется с учетом возможностей психофизического развития ребенка.

Целью рабочей программы является формирование компонентов познавательной и речевой деятельности, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков.

  Задачи:

Формирование познавательных процессов; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (форме, цвете и т. д.). (Познавательное развитие).

Обогащение пассивного и активного словаря, развитие связной речи (Речевое развитие).

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. (Социально – коммуникативное развитие).

Развитие предпосылок самостоятельной творческой деятельности. (Художественно – эстетическое развитие).

Повышение родительской компетентности в вопросах развития, способах коррекции, создания благоприятной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Содержание программы

Учебный план образовательной программы

№ Наименование раздела Всего часов Форма контроля

1 Фольклор 2,5 ч. Рефлексия

2 Произведения детских писателей и поэтов 2 ч. Рефлексия

3 Подведение итогов 0,5 ч. Рефлексия Диагностическое обследование

Итого 5 ч.

Учебно-тематический план

№ Название темы Количество часов Форма контроля

1 Вводное занятие. 0,5 ч. Наблюдение

2 А. Барто «Игрушки» 0,5 ч. Наблюдение

3 Чарушин «Теремок» 0,5 ч. Наблюдение

4 Русск. нар. сказка «Гуси - лебеди» 0,5 ч. Наблюдение

5 Д. Хармс «Храбрый еж» 0,5 ч. Наблюдение

6 «Кот, петух и лиса» 0,5 ч. Наблюдение

7 К. Чуковский «Муха цокотуха» 0,5 ч. Наблюдение

8 Ю. Ванаг «Лесной мишка, проказница мышка» 0,5 ч. Наблюдение

9 Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» 0,5 ч. Наблюдение

10 Итоговое занятие.

«Хоровод сказок» 0,5 ч. Наблюдение

Итого: 5 ч.

Содержание учебной программы представляет собой цикл интегрированных занятий, построенных по сюжетам художественного произведения. Конспекты к занятиям в приложении.

Система условий реализации программы

Занятия в рамках данной программы строятся по единой схеме:

приветствие, создание эмоционального настроения;

сообщение темы занятия, знакомство с художественным произведением;

выполнение заданий на развитие мелкой моторики, дидактические, музыкальные, пальчиковые игры;

выполнение творческого задания, где все участники имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность дальнейшей деятельности.

Этапы и сроки реализации программы

Этап Задачи:

1 этап Организационный (подготовительный) - изучение литературы по данному вопросу,

- разработка конспектов коррекционно-развивающих занятий и подборка диагностических методик,

- комплектование группы детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

2 этап

Основной этап развития (практический) - (первое -девятое занятия) - знакомство ребенка с педагогом (детей друг с другом,

- знакомство с художественными произведениями,

- организация познавательной, продуктивной деятельности детей,

- стимуляция речевой активности детей,

- создание условий для индивидуального развития воспитанников

3 этап

Рефлексия (итоговый, обобщающий) - (десятое занятие) - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами реализации Программы,

- оценка проведенной работы родителями,

- анализ достигнутых результатов

Образовательные технологии, используемые в реализации программы :

- личностно-ориентированная;

- игровая технология;

- коррекционная технология;

- технология индивидуализации и дифференциации обучения;

-здоровьесберегающая технологиия.

Основные методы реализации программы :

1. Наглядные (рассматривание иллюстраций, игрушек, показ выполнения действий).

2. Словесные (рассказывание, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова, слушание музыки).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение творческого задания).

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Темы занятий:

1 Знакомство

Задачи: - Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.

- Установить эмоциональный контакт, настроить детей на занятие, познакомить с нормами поведения.

- Учить правильно держать карандаш.

- Развивать умение ритмично наносить линии, раскатывать пластилин прямыми движениями.

- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

- Развивать интерес к литературе.

Материал и оборудование: - разрезные картинки из сказки колобок;

- манная крупа;

- листы бумаги, карандаши цветные;

- пластилин, доска для лепки;

- мячи по количеству детей;

-иллюстрации по сказке «Колобок»

2 А. Барто «Игрушки»

Задачи: - Прививать интерес к поэтическому творчеству А. Барто; формировать умение отвечать на вопросы.

- Закреплять названия цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).

- Совершенствовать умение произносить гласные (а, у, о, и, э).

- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, слуховое и зрительное внимание ребенка, память.

- Развивать творческие способности, навыки изодеятельности.

- Учить аккуратно пользоваться клеем.

- Тренировать умение изображать округлые формы в сочетании с прямыми

- Формировать интерес к художественным произведениям.

Материалы и оборудование: - «Волшебный мешочек»;

- игрушки мишка, мячик, кораблик;

- дид. игра «Цвета»;

- цветные карандаши, листы бумаги, изображение мяча.

- цветная бумага, клей;

- дид. игра «Найди такой же»

- игра на внимание «Чего не стало?»

3 Русск. нар. сказка «Теремок» в обр. Н. Чарушина

Задачи: - Вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего.

- Учить использовать в активной речи предлоги «в», «под»; называть детенышей животных; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.

- Развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление — умение сравнивать, анализировать.

- Совершенствовать мелкую моторику; учить составлять картинки из макарон. Развивать творческие способности.

- Воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям.

Материалы и оборудование:

- цветные изображения персонажей сказки;

- предметные картинки «Жилища животных»;

- сюжетная картинка «Кто где спрятался?»; '

- предметные картинки «Найди маму» сюжетная картинка;

- предметные картинки с изображением персонажей сказки;

- предметные картинки «Один и много»;

- контурные изображения героев сказки;

-макароны, клей, бумага

4 Ю. Ванаг «Лесной мишка, проказница мышка»  

Задачи: - Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.

- Развивать мелкую моторику, фонематический слух, умение оформлять несложную композицию.

- Знакомить с оттенками розовый, голубой, серый.

- Учить совместно рассказывать сказку, развивать воображение у детей  через фольклор.

- Учить выполнять различные танцевальные движения, отмечая смену характера музыки и ее окончание.

- Воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, усидчивость. - игрушки медведя и мышки.

Материалы и оборудование:

- изображения мишки и мышки;

- карточки для дыхательной гимнастики;

- дид. игра «Времена года»;

- дид. игра «Форма и цвет»;

- геом. фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов;

- вата, клей, кисти, треугольники разных размеров зеленого цвета.

5 Русск. нар. сказка «Маша и медведь»

Задачи: - Обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным.

- Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение, умение ритмично наносить пятна, познакомить с нетрадиционным способом рисования с помощью листьев.

- Формировать умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки.

Материалы и оборудование:

- цветной шнур;

- фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

- изображения персонажей сказки;

- декорации к сказке;

- фланелеграф;

- сюжетная картинка «Попробуй, найди»;

- картинка «Ягоды»;

- сюжетная картинка «Машенька в горнице»;

- краски, кисточки, штампы (листья, листы бумаги;

- фасоль белая и коричневая;

- пластилин.

6 Л. Толстой «Волк и козлята»

Задачи: -Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

- Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.

- Познакомить с техникой обрывная аппликация.

- Развивать мелкую моторику, умение оформлять несложную композицию.

- Закреплять знания форм предметов.

- Учить внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Материалы и оборудование: —мяч;

—красиво украшенная коробка;

—фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

—цветные изображения героев сказки;

—ширма;

—картинка «Лабиринт» для каждого ребенка;

—шапочка козлика

—картинка «Попробуй, найди»;

—картинка «Добрая коза и злой волк»;

—шапочки козы и волка (ободки с ушками);

—картинка «Чьи это следы?»

-заготовки «качанов капусты», козлят, цветная бумага, клей

7 Русск. нар. сказка «Кот, петух и лиса»

Задачи: - Совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.

- Продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи.

- Продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.

- Научить рисовать способом тычка жесткой кистью, проводить изогнутые линии кисточкой.

- Учить доводить начатое до конца.

Материалы и оборудование: - фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

- ширма с изображением избушки;

- образец выкладывания дома из спичек;

- листы бумаги с изображением петуха без хвоста и силуэтом кота;

- краски, мягкая и жесткая кисти.

8 К. Чуковский «Муха цокотуха»

Задачи: - Ознакомить детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий стимулировать ответы детей по содержанию сказки.

- Расширять словарь детей названиями насекомых.

- Познакомить с эмоциями: радость, страх. Учить проигрывать наиболее эмоциональные состояния.

- Развивать мелкую моторику, развивать творческие способности, внимание, желание доводить начатое до конца.

- Учить выполнять инструкцию взрослого, соблюдать алгоритм действий при изготовлении поделки.

Материалы и оборудование: - Шапочки-маски или плоскостные изображения сказочных персонажей: Муха-Цокотуха, Комар, Паук, Бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик;

- дид. игра «Эмоции»;

- шаблоны бабочки, пластилин, трубочки.

9 Маковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задачи: - Знакомить с элементарными средствами выразительности изодеятельности (цвет, форма).

- Формировать умение согласовывать прилаг. с сущ. в роде, числе, падеже, умение вести диалог со взрослыми и другими детьми.

- Формировать представления о полезных привычках, здоровом образе жизни.

- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, память.

- Учить резать ножницами по прямой, располагать элементы при аппликации выдерживая ритм, развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование:- Иллюстрации по произведению;

- «Волшебный мешочек» - мыло, зубная щетка, полотенце, расчёска, кубик, машинка, пирамидка;

- дид. игра «Что такое хорошо, что такое плохо»;

-ножницы, разлинованная цветная бумага, клей.

10 Итоговое занятие «Хоровод сказок».

Задачи: - Закрепить у детей понятия «русская народная сказка», авторская сказка.   

- Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, связную речь.

- Развивать умения управлять своим телом (равновесие, координация движений); воспитание трудолюбия и взаимопомощи.

- Создавать положительную эмоциональную атмосферу.

- Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками.

- Развивать фантазию, творческие, музыкальные  возможности детей, любознательность и эмоциональную отзывчивость.

- Расширять словарный запас детей, обращаясь к  знакомым сказкам и  сказочным героям.

Материалы и оборудование: - Карточки сюжетные по сказкам;

- разрезные картинки;

- пластилин, бусинки, пуговки;

- набор посуды;

- листы бумаги;

- краски, кисточки.

Результаты данной программы :

- выставки детских работ;

- составление альбома лучших работ;

- отзывы родителей о работе специалистов;

- презентации детских работ родителям (сотрудникам);

- творческий отчет педагогов на педсовете.

Публикации по теме:

Рабочая программа по аппликации Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по аппликации на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по ФЭМП Содержание Раздел 1. Пояснительная записка…. …3 Раздел 2. Календарно-тематическое планирование (4-5 лет….5 Раздел.

Рабочая программа изостудии МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

Рабочая программа по конструированию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по конструированию на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по лепке Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по лепке на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по краеведению (1 класс) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1» «Рассмотрено» на заседании МО ___ А. Н. Ошанова Протокол №.

Рабочая программа по рисованию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по рисованию на 2017-18 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа в ДОУ 1. Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая.

Рабочая программа в средней группе Рабочая программа в средней группе «Почемучка» группы № 13 Авторы-составители: Хабибуллина А. Н. воспитатель г. Когалым 2015 г. Содержание.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1–2 классов [b]Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов [/b]Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Чудо-сказки»
Опубликовано: 15 марта 2018 в 13:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД