Катя Шешегова
Рабочая программа. «Художественная литература»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана на основе авторской комплексной общеобразовательной программы «ДЕТСТВО» Т. С. Бабаевой и методические рекомендации Ушаковой О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой» приведенной в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.
Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
Публикация «Рабочая программа, „Художественная литература“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
3. Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 № 2151);
4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраст (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008гю № 666);
5. Основная образовательная программа дошкольного образования на 2013 - 2016 гг.
6. Положение о рабочей программе педагога.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5лет.
Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.
Основными методами литературного развития детей 4-5 лет являются следующие:
-Чтение (рассказывание) взрослого.
-Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.
-Беседа после чтения, разные группы вопросов.
-Чтение с продолжением.
-Беседы о книгах.
-Метод проектов («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг»).
- Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театра-лизованные представления.
-Тематические выставки.
Дополнительные методы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр., дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; моделирование, схематизация, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Основная форма реализации данной программы – часть НОД – 20 минут 1 раз в неделю.
Цель освоение программы возрасте 4—5 лет ребенок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе.
Задачи
1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
2. Расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные, литературной прозы (сказки, рассказы) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов : пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности : в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации и т.
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентации, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.
Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы достижения ребенка 4-5 лет выражаются в следующем:
-Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.
-Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся
-Знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников-иллюстраторов, названия некоторых произведений, отдельные факты биографии авторов, особенности творчества.
-Различает основные жанры литературных произведений : стихотворение, рассказ, сказка, имеет представление о некоторых их особенностях.
-Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.
-Проявлять внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.
-Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
Объём программы составляет 4650 минут и включает в себя три образовательных компонента:
-теоретическая часть;
-практическая часть;
-диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и применяются ИКТ.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определё нных тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.
Диагностика освоения содержания программы
Предметом диагностики являются
-интерес ребёнка к художественной литературе 4 -5 лет;
-особенности отношения ребёнка к художественной литературе;
-умение детей правильно воспринимать литературный текст;
-умения детей воспроизводить элементы прочитанного в самостоятельной деятельности.
Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.
Методы диагностических исследований:
- индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;
- наблюдения за отношениями ребёнка к сверстникам в группе, на участке детского сада во время прогулок;
- наблюдения за сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями,
- дидактические игры.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных случаях – самый высокий уровни освоения программы.