Лучший педагог года

Рабочая программа. «Художественная литература»

Катя Шешегова
Рабочая программа. «Художественная литература»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана на основе авторской комплексной общеобразовательной программы «ДЕТСТВО» Т. С. Бабаевой и методические рекомендации Ушаковой О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой» приведенной в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

Публикация «Рабочая программа, „Художественная литература“» размещена в разделах

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;

3. Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 № 2151);

4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраст (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008гю № 666);

5. Основная образовательная программа дошкольного образования на 2013 - 2016 гг.

6. Положение о рабочей программе педагога.

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5лет.

Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

Основными методами литературного развития детей 4-5 лет являются следующие:

-Чтение (рассказывание) взрослого.

-Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.

-Беседа после чтения, разные группы вопросов.

-Чтение с продолжением.

-Беседы о книгах.

-Метод проектов («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг»).

- Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театра-лизованные представления.

-Тематические выставки.

Дополнительные методы:

Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр., дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; моделирование, схематизация, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Основная форма реализации данной программы – часть НОД – 20 минут 1 раз в неделю.

Цель освоение программы возрасте 4—5 лет ребенок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе.

Задачи

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

2. Расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные, литературной прозы (сказки, рассказы) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).

3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.

4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов : пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.

5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности : в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации и т.

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентации, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.

Требования к уровню освоения содержания программы

В результате освоения программы достижения ребенка 4-5 лет выражаются в следующем:

-Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.

-Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся

-Знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников-иллюстраторов, названия некоторых произведений, отдельные факты биографии авторов, особенности творчества.

-Различает основные жанры литературных произведений : стихотворение, рассказ, сказка, имеет представление о некоторых их особенностях.

-Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.

-Проявлять внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.

-Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).

Объём программы составляет 4650 минут и включает в себя три образовательных компонента:

-теоретическая часть;

-практическая часть;

-диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и применяются ИКТ.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определё нных тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.

Диагностика освоения содержания программы

Предметом диагностики являются

-интерес ребёнка к художественной литературе 4 -5 лет;

-особенности отношения ребёнка к художественной литературе;

-умение детей правильно воспринимать литературный текст;

-умения детей воспроизводить элементы прочитанного в самостоятельной деятельности.

Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;

- наблюдения за отношениями ребёнка к сверстникам в группе, на участке детского сада во время прогулок;

- наблюдения за сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями,

- дидактические игры.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных случаях – самый высокий уровни освоения программы.

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа. «Художественная литература»
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 23:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД