Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Екатерина Ныркова
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированности первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Публикация «Рабочая программа кружка „Финансовая грамотность“» размещена в разделах

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Актуальность программы. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому, что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• формирование экономических представлений и компетенций,

• развитие экономического мышления дошкольников,

• воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,

• обучение правильному отношению к рекламе, умению разбирать в ней,

• обучению правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разному их использованию,

• обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Отличительные особенности программы:

Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более сложным финансово – экономическим явлениям: «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.

Адресат программы:

Дошкольники подготовительной группы, седьмого года жизни.

Срок реализации: 1 год

Формы обучения:

Программа реализуется через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, беседы о финансовой грамотности с использованием ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.

Деятельность педагога с детьми:

Программа рассчитана на 8 месяцев, 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 30 минут.

Тематическое планирование

Октябрь

1. «Труд-продукт» Отметить, что результатом труда людей является продукт-полезная нужная вещь, продукты труда – это богатство

2 «Труд-деньги» Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги.

3 «Денежные знаки». Дать сведения о производстве знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства.

4 «Валюта» Познакомить детей с валютой – деньгами других стран (франк, доллар, евро)

Ноябрь

1"Семейный бюджет». Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия.

2 «Бюджет – источник дохода и расхода». Дать понять детям, что такое доходы и расходы. Воспитывать разумные потребности

3 «Сбережения» Расширить представления детей о доходах и расходах, подвести к пониманию понятия «сбережения»

4 «Денежная прибыль и долг». Раскрыть детям понятия» прибыль, долг, рассказать о зависимости между «качеством» товара и получаемой «прибылью» при его продаже

Декабрь

1 Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой». Сформировать у старших дошкольников представление о расходах семьи. Познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; научить тратить собственные деньги с пользой.

2 «Банк» Дать понятие, что такое банк. Уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке

3 «Деньги-банк» Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк

4 «Цена-ценник» Познакомить с ценником. Научить детей сопоставлять цену товара с имеющимися у них наличными деньгами.

Январь

1 «Группировка товаров по разным признакам» Дать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам.

2 «Разные товары» Углубить представления детей о разнообразии товаров. Воспитывать бережное отношение к вещам.

3 «Взаимообмен товарами» Дать детям представление о взаимообмене товарами между странами.

4 «Деньги – средства обмена товарами» Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми

Февраль

1 «Реклама» Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах

2 «Реклама – двигатель торговли» Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки

3 «Профессии людей в рекламных агентствах» Расширить представление детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве

4 Командная игра «Рекламный бизнес». Сформировать у старших дошкольников представление о рекламе. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Март

1 «Заводы нашего города» Сформировать у детей представление о заводах: местоположение, выпускаемая ими продукция, товарный знак

2 «Магазин. Рынок» Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке.

3 «Все профессии важны» Уточнить знания детей: «Люди каких профессии производят еду, жилище, обувь и т. д.»

4 Станционная игра «Удачная покупка». Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Апрель

1 «Лотерея» Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи

2 «Экономическая рыбалка» Закрепить в речи слова: «дешево-дорого», «много-мало».

3 Экономика в сказках Развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

4 «Путешествие по стране финансовой грамотности». «В поисках сокровищ». Развитие интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.

Май

1 «Аукцион» Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе.

2 «Ярмарка» Рассказать, чем сегодняшняя ярмарка отличается от ярмарки, которая проходила в старину

3 «Юные экономисты» Развивать смекалку, сообразительность, фантазию.

4 Игра викторина «Мы ребята деловые» воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности; расширить представление детей о труде взрослых; уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара; формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи

Ожидаемые результаты освоения программы:

Дошкольник должен:

- знать основные финансово-экономические понятия и категории;

- иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов;

- воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

- знать российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимать суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения;

- проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечать и ценить заботу о себе, радоваться новым покупкам;

- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

- проявлять сочувствие к другим в сложных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение программы:

Технические средства обучения: ноутбук – 1шт, телевизор - 1 шт., принтер 1 шт., расходные материалы: чернила (комплект 4 шт., бумага (2 пачки).

Учебно-методические пособия: игрушки, дидактические игры, мультфильмы, художественная литература, пособия для родителей, папки-передвижки

Раздаточный материал: карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы принимает участие воспитатель высшей квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации по данной тематике.

Методическое обеспечение программы:

- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);

- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;

- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);

- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;

- сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;

- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;

- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

Форма организации: групповая

Схема общения педагога с детьми включает:

1. Мотивационный этап: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2. Содержательный этап: 22 мин. (дидактическая игра, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Рефлексивный этап: 4 мин. (подведение итогов)

Формы аттестации:

- Лэпбук «Финансовая грамотность»

- Лэпбук «Профессии»

- Проект «Юные финансисты» с презентацией

- Открытое занятие для родителей - игра викторина «Мы ребята деловые»

Формы отслеживания и фиксации результатов:

журнал посещаемости

фото

информация на сайте МДОУ

Форма подведения итогов реализации данной программы являются:

*Мониторинг индивидуальных достижений детей

*Презентация для родителей.

Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности.

Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.

Экономика

Владеет понятием «Экономика»

Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений

Потребности

Умеет устанавливать взаимосвязь потребности и возможности

Труд, профессии

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

Умеет выделять цепочку трудовых действий трудовых действий

Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Умеет определять выгодность «бартера»

Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и убыток

Умеет владеть понятием «выгода», «убыток»

Определяет выгодность сделки

Деньги

Владеет понятием «купюра», «банк»

Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу

Реклама

Владеет понятием «Реклама»

Осознает взаимосвязь «Реклама-продажа»

Бизнес и капитал

Владеет понятием «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Задания:

1. Экономика. Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»

2. Потребности. Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»

Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

3. Труд, профессии. Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко» Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги»

Дидактическая игра «Необычайное путешествие».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.

4. Бартер. Цель: выявить знания детей о бартере

Игра – ситуация «Бартер»

Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «Интересный обмен»

Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «В стране «Обмении»

Материал: карточки, фломастеры, карандаши.

5. Выгода и убыток. Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок»

Материал: товары, деньги

Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»

6. Деньги. Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.

Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»

Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги Дидактические игры «Магазин «Катюша»

Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.

7. Реклама. Цель: выявить знания детей о рекламе

Дидактическая игра «Мир рекламы»

Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.

Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»

Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.

8. Бизнес и капитал. Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже

Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»

Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)

Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Список литературы

1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. - сост. Т. А. Шорыгина. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. -М. ,2002.

4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336с.

5. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. - Калининград: КОИРО, 2018.

6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей. Учебно-методическое пособие. / Еремина М. О., Козлова И. А. и др. - Калининград, 2017

8. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева. - Волгоград : Учитель. – 186 с.

9. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / Шатова А. Д., Аксенова Ю. А. и др.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Опубликовано: 10 октября 2020 в 10:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД