Галина Паничкина
Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей дошкольного возраста.
Публикация «Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В середине двадцатого века некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнув этим мечом, уничтожили людей и все живое в городах Хиросима и Нагасаки. Затем был Чернобыль и другие. В настоящее время определнная часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении. Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает сво развитие и входит в мир страдания. Он создат материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни. Перед семьёй, дошкольными учреждениями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности ребенка.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает е чткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определнной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В нашем образовательном учреждении мы создаем условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие детей. Работая над этой программой, мы исходили из конкретных возможностей детского сада, проанализировали психологическую готовность детей к обучению, индивидуальные особенности дошкольников, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы детсада : духовно-нравственное и здоровьесберегающее. Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций. Детский сад создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Направляя образовательный процесс на воспитание ребнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Мы представляем дошкольное учреждение как открытую социально - культурную систему, имеющую основной задачей – воспитание детей, способных активно и творчески действовать в обществе, обеспечивать его функционирование и развитие. Поэтому, используя все свои возможности, создается специфическая образовательная воспитывающая среда, в зависимости от интересов, склонностей и возможностей наших детей. Главной целью деятельности «ЦРР детсада «Сказка» является формирование социально - мобильной личности выпускника на основе ее интеллектуального, духовно-нравственного, психологического развития при условии сохранения и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада дошкольной жизни, включающего воспитательную, учебную, социально значимую деятельность дошкольников. Программа основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цели:
• Формирование представления о Православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.
• Осмысление Православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия.
• Формирование отношений к православным канонам и традициям как к культурным ценностям.
• Уважение к религиям других народов.
• Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра. Потребности творить добро.
• Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Познавательные задачи:
Возвращение в активную лексику и в процессе развития личного самосознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом : совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т. д.
Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании.
Знакомство с основами православного учения и истории Православия.
Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики.
Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.
Развивающие задачи:
Эстетическое развитие в направлении уточнения и возвышения чувств ребенка.
Общекультурное развитие ребенка.
Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья ребенка.
Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Воспитательные задачи :
Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции ребенка.
Воспитание направленности к добродетельной жизни.
Воспитание зачатков нравственного воспитания.
Воспитание семейной ориентации.
Воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,
Любовь к окружающей природе, Родине, семье;
Воспитывать нравственные качества личности ребё нка: милосердие, доброжелательность, справедливость, честь, правдивость и. тд.
Принципы, лежащие в основе программы :
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев) по 1 занятию в неделю, длительностью 20 - 25 минут.
Численность детей в кружке – 18 человек. Возраст детей 5-6 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе кружковых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием просмотра фильмов, рассуждений, слушание художественной и православной литературы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой.
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Предполагаемые результаты:
В результате изучения «духовно – нравственной культуры» дети приобретают знания о сотворении мира, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нравственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры восточно-христанской цивилизации, и, таким образом, готовясь к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливают к более углубленному освоению гуманитарных и естественнонаучных предметов в школе, углубляют понимание событий истории и современности.