Люция
Рабочая программа кружка по исправлению речи «Звуковая мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, чаще всего оказывается ошибочным.
Публикация «Рабочая программа кружка по исправлению речи „Звуковая мозаика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Не оказанная вовремя помощь, почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии, которое не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Именно поэтому необходимо использовать все способы развития и активизации детской речи.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ведь ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Целью кружка «Звуковая мозаика» является способствование развитию всех сторон речи ребенка на самых ранних этапах ее становления. Данный курс представляет собой систему коррекционных занятий, проводимых в игровой форме (с использованием дидактических, словесных и подвижных игр). В занятия включаются пальчиковая, дыхательная мимическая и артикуляционная гимнастики.
Задачи обучения
1. Формирование и развитие неречевых умений и навыков: физиологического дыхания, слухового внимания, зрительного внимания и памяти, общей и мелкой моторики.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Работа над произношением : уточнение произношения имеющихся звуков, подготовка органов артикуляции, к постановке нарушенных или отсутствующих звуков.
4. Развитие лексико-грамматической стороны речи : расширение словарного запаса по лексическим темам, простейшие навыки слово- и формообразования, знакомство с различными частями речи.
Предполагаемый результат по годам обучения к концу года
1. Совершенствование неречевых умений и навыков.
2. Формирование простых фонематических представлений: ребенок выделяет заданный звук на фоне других звуков, придумывает слова на заданный звук.
3. Звукопроизношение : уточнение произношения, автоматизация свистящих звуков.
4. Органы артикуляции подготовлены к уточнению или постановке групп шипящих звуков.
5. Повышение уровня развития лексической и грамматической сторон речи. Просодика: темп, выразительность.
Планирование работы кружка «Звуковая мозаика»
ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
1. Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом).
Взрослый предлагает ребёнку фразы, а ребёнок определяет, бывает это зимой или нет:
Зимой идет снег.
Зимой люди купаются в реке.
Зимой катаются на велосипеде.
Зимой люди надевают шубы и т. п.
2. Игровое упражнение: «Доскажи словечко»
1. Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…. (снег)
2. С неба все скользят пушинки
серебристые…. (снежинки)
3. На поселок, на лесок
Все снижается…. (снежок)
4. Вот веселье для ребят
Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки
Все хотят играть в …. (снежки)
6. Словно в белый пуховик
Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка
Это девочка…. (снегурка)
8. На снегу- то посмотри
С красной грудкой…. (снегири)
9. Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
3. Игровое упражнение: «Назови ласково»
Зима –зимушка
снег –снежок
санки- саночки
ёлка - ёлочка
снеговик - снеговичок
горка – горочка
подарок- подарочек
ледянка – ледяночка
шапка – шапочка
снежинка – снежиночка
холод – холодок
4. Игровое упражнение: «Один – много» (образование существительных множественного числа)
хоровод –хороводы
подарок - подарки
хоккеист –хоккеисты
снежок – снежки
праздник - праздники
лыжник – лыжники
горка - горки
клюшка - клюшки
лка – ёлки.
5. Игровое упражнение: «Посчитай-ка»
один снежок, два., три., четыре., пять.
одна снежинка, две., три. ,четыре. пять.
один сугроб, два., три., четыре., пять.
одна горка, два., три., четыре., пять.
6. Игровое упражнение: «О чем можно сказать?»
Замерзает –река
Наступает. зима
Кружатся. снежинки
Летят. снежинки
Надели. шапки, шубы
Обули –. сапоги, валенки
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
7. Игровое упражнение: «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья» (4-5 лет) - закрепление навыка изменения глаголов по лицам и числам.
Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит детей повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «он», «они»…
- Я гуляю по зимнему лесу – Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.
Я играю в хоккей. – Мы …
Я играю в снежки. – Они …
Я леплю снеговика. - Вы …
8. Игровое упражнение: «Исправь ошибку» -развитие словесно-логического мышления.
Взрослый показывает картинку и произносит предложение. Ребёнок должен заметить ошибку.
• Лыжнику нужны санки.
• Конькобежцу нужны лыжи.
• Саночнику нужны коньки.
• Хоккеисту нужны санки.
9. Игровое упражнение: «Составь предложение» (4-5 лет) - закрепляем умение составлять сложносочиненные предложения по опорным словам:
Взрослый называет слова, а ребёнок составляет с ними предложения.
Лыжник - конькобежец
Лыжник катается на лыжах, а конькобежец на коньках.
Саночник – хоккеист
Саночник катается на санках, а хоккеист играет в хоккей.
Горка – снеговик
Мальчики катаются с горки, а девочки лепят снеговика.
РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
1. Игровое упражнение: «Отшагай скороговорку» :
Такой мороз, такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
2. Считалка под мяч «Снегопад».
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
3. Считалка
Снего-снего-снегопад, каждый очень-очень рад,
Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.
4. Игровое упражнение: «Снежок».
Мы снежок слепили: Ух!
В стенку запустили: Бух!
Раскололи в прах и пух!
Сорвалась сосулька: Бах!
А за ней – вторая: Трах!
Третья следом: Трах - тах – тах!
(Е. Г. Карельская)
5. Игровое упражнение: «Мороз».
Ох! Какой мороз - мороз!
Что ты щиплешь щёки, нос?
Руки я согрею,
Вот как я умею: Х – х – х - …
6. Игровое упражнение: «Сугроб».
Санки с горки: Вжих – вжих!
Снег под ними тих – тих!
Я в сугроб на санках: Хлоп!
Я теперь и сам – сугроб!
(Е. Г. Карельская)
7. Игровое упражнение: «Ветер».
Ветер бормочет: «Бу – бу – бу!»
Ветер забрался в нашу трубу.
Воет ветер: «В-в-в-в! Ов-в-в-…
Не бойся зимних ветров-в-в-!»
(Е. Г. Карельская)
8. Чистоговорки по теме: «Зимние забавы»
Ма-ма-ма – вот пришла зима,
Инка-инка-инка – падает снежинка,
Обы-обы-обы – высокие сугробы.
Роз-роз-роз – узоры рисует мороз,
Пад-пад-пад – зимой один снегопад,
Вик-вик-вик – дети лепят снеговик,
Баба-баба-баба – красуется снежная баба,
Ёд-ёд-ёд – лежит на речке лёд.
РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
1. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
2. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
3. Дыхательные упражнения «Снежинка».
(Вырезать из папиросной бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.)
Снежинка кружится,
Снежинка летит.
Ко мне на ладошку
Снежинка спешит. (Е. Г. Карельская)
Ручки замёрзли? ( Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым (Подуть на руки тё плым воздухом: Х-х-х)
Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пальчиковая гимнастика
1. «Снежок»
1, 2, 3, 4, 5 (загибать пальчики)
Мы во двор пришли гулять. («идти» по столу двумя пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепить» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (вести указательным пальцем по ладони)
А ещё в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой
стороной.)
2. «Пирог»
Падал снег на порог (дети два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог (прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят
А пока лепил и пёк пирог).
Ручейком пирог утёк. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки (опять показывают, как пекут пирог)
Не из снега – из муки.
3. «Снежки»
Мы сегодня все играли, (сжимать, разжимать кулачки)
Весело снежки бросали. ( имитация игры в снежки: лепим и бросаем)
1, 2, 3, 4, 5 Продолжаем мы играть.
Конспект занятия «Добрые дела»
Цель: Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развитие навыков сотрудничества, общения в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
Развивающие: развивать у детей мышление, воображение и внимание;
Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, как важном человеческом качестве, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении к себе.
Словарь: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание).
Ход занятия.
1. Организационный момент. Круг радости:
Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
2. Беседа о добрых и злых людях.
- кого называют добрым? Кого называют злым?
- как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
- кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? почему?
- приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов?
- почему они злые?
3. Сообщение темы занятия. Мотивация.
-Ребята, обратите внимание на деревце, которое стоит в нашей группе. С ним случилась беда. На него подул злой волшебник и с него облетели все листочки. Поможем вернуть дереву его пышную листву? А сделать это мы с вами сможем тогда, когда выполним задания.
4. «Почитаем»
Беседа о прочитанном ранее рассказе Г. Цыферова «Жил на свете слоненок» :
-Дети, как вы думаете, почему слоненок грустил?
-А почему слоненка называли добрым? Какие добрые дела он сделал?
-Вспомните, как звери отблагодарили слоненка?
-Как вы думаете, что могли сказать звери слоненку за его добрые дела?
5. Игра: «Закончи предложение».
- я обижаюсь, когда …
- я сержусь, когда…
- я радуюсь, когда…
-я грущу, когда…
-я плачу, когда…
- я смеюсь, когда…
6. Игра «Доскажи слова».
Я начну, вы продолжайте, хором дружно отвечайте.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: доброе утро!
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого — спасибо.
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит — добрый день.
- Когда вас ругают за шалости
Вы говорите — простите, пожалуйста.
7. Игра-разминка «Хорошо».
Хорошо, что солнце светит? Хорошо!
Хорошо, что дует ветер? Хорошо!
Хорошо идти с друзьями? Хорошо!
Хорошо прижаться к маме? Хорошо!
Хорошо в родном краю? Хорошо!
Хорошо там, где наш дом? Хорошо!
Хорошо кружиться в танце? Хорошо!
Хорошо быть казахстанцем? Хорошо!
8. Игра «Оцени поступок»
На доске изображены разные ситуации: хорошие и плохие поступки. Дети должны самостоятельно оценить поступок и если нужно предложить правильное решение.
9. Игра «Хорошо-плохо».
-Сейчас вы разделитесь на две команды: одна команда называется «Хорошо», которая пытается придумать о названном предмете что-то хорошее. А другая команда называется плохо, которая в обозначенном предмете пытается увидеть что-то не очень хорошее или опасное.
- Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?
10. Рефлексия.
А у дворцовых у ворот
Дерево добра растёт.
Налетел вдруг ветерок,
И листочки уволок.
Стало дерево скучать,
Людей добрых поджидать.
Вы, ребята, приходите
И листочки приносите.
Давайте вернём дереву листочки с добрыми делами (дети развешивают листочки на дереве, называя, какое там изображено доброе дело).
Круг «От сердца к сердцу»
-Ребята, приглашаю всех в круг «От сердца к сердцу». Возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Постараемся быть всегда добрыми, заботливыми и от этого человек становится счастливым. Вы хотите стать такими? Молодцы! Давайте скажем громко, звонко, от чистого сердца друг другу:
Твори добро на всей земле!
Твори добро другим на радость!
Игровое упражнение «Сделай шаг.»
/ Дети становятся в одну шеренгу. Воспитатель называет поступок,
если он хороший – делают шаг вперёд, если нет – стоят на месте/
-Убираю за собой игрушки.
-Дразню собак и кошек.
-Здороваюсь со взрослыми и детьми.
-Поливаю цветы в группе.
-Отбираю игрушки у малышей.
-Уступаю в автобусе место пожилому человеку.
- Очень часто обманываю взрослых.
- Помогаю товарищу.
- Небрежно листаю книгу и отрываю страницы.
- Оставляю беспорядок в группе и ухожу домой.
- Помогаю маме по дому.
История про ромашку. /инсценировка детьми/
Хранительница: Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на
зелёной полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Из под камня
доносится плач.
Девочка -Кто там плачет под камнем?
Ромашка /ребёнок/ - Это я, Ромашка. –Освободи меня, девочка, давит меня камень.
Хранительница Откинула девочка камень и увидела нежный и бледный стебелёк
ромашки.
Ромашка - Спасибо тебе девочка. Ты освободила меня из – под каменного
гнёта.
Хранительница - Вам понравилась девочка? Почему? /она помогла цветку/
«ДУЕТ ВЕТЕР»
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
БЫСТРО И МЕДЛЕННО»
Вам понадобится игрушка-зайчик.
Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание : «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний : «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»
Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.
Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.
Белочка: (воспитатель тоненьким голоском, незаметно говорит за зайца) Сейчас я вас угощу чаем! (Снимает скатерть со стола, а на столе стоит посуда: кастрюля, вилка, чашка, ложка, сковорода, блюдце, чайник и др.)
- Белочка хочет нас угостить чаем, но не знает какая посуда ей нужна. Ребята, давайте ей поможем! Какая же посуда нам нужна? (нам нужен чайник, чашки и т. д.).
(слайд чайной посуды).
Игра «Помоги белочке накрыть на стол».
- Правильно ли вы накрыли на стол? (Да) .Пока вы накрывали на стол, белочка поставила чайник на плиту. А как звучит кипящий чайник? (ш – ш - ш).
Посмотрите, у белочки мало чашек не всем хватает, как мы можем помочь ей? (Ответы детей).
- Но сначала немного мы с вами отдохнем.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнутая, как носик.)
Вот фарфоровые чашки.
Очень хрупкие, бедняжки.
(Присели, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружатся, руками рисуют круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, руки вверх.)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
(Наклонились вперед и развели руки в стороны.)
(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки, тряпочки) .
- Теперь пройдем к столу. Что у вас нарисовано на листочках? (Чашки). Но они какие –то скучные. Что можем сделать, чтобы чашки стали красивыми? (Украсим). Давайте их украсим и подарим эти чашки белочке, но сначала поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика “Помощники”
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
- А теперь начнем украшать наши чашечки.
(Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)
Дарят белочке чашки.
Белка:- Спасибо, ребята!
-Ребятки, нам пора в детский сад. Давайте, попрощаемся с белочкой.
Все: До свидания, белка!
Обратно мы пойдем в детский садик на лыжах.
- Вам понравилось занятие? (Да) А что вам больше понравилось?
упражнение №8 «Точилка»
Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:
Мы точилочку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет острым наш
Синий карандаш.
«Назови ласково»
Шар — шарик, шарики.
Звезда — звёздочка, звездочки.
Бусина — бусинка, бусинки.
Фонарь — фонарик, фонарики.
«Скажи какие?»
Игрушки для украшения елки — какие? —. (елочные)
Шары из стекла — какие? —. (стеклянные)
Флажки из бумаги — какие? — .
Зайцы из пластмассы — какие? — .
Флажки разных цветов — какие? — .
«Узнай словечко»
Белый, пушистый, искрящийся. (снег)
Колючая, мохнатая, зеленая. (ёлка)
Сладкое, холодное, сливочное. (мороженое)
Ледяная, тающая, остроконечная. (сосулька)
Уходящий, старый, новый. (год)
Пересказать рассказ «Елка».
В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
— Кто меня разбудил?
— Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
Выложить фигурку из спичек по образцу.
Елочка зеленая выросла в лесу.
Елочку на праздник я домой принесу.
«Добавлялки»
Кто подарки нам принёс?
Ну конечно (Дед Мороз)
Возле ёлки в Новый год
Дети водят. (хоровод)
Очень звонкие игрушки —
Мы берём картон и краски —
К карнавалу будут. (маски)
Сшит костюм цыганский Вале,
Чтоб блеснуть на. (карнавале) /span
Если стужа на дворе,
Все деревья в серебре,
РЕКЛАМА
Огнями елочка цветет,
Значит скоро. (Новый год).
Всегда и в любую погоду
Мы рады. (Новому году).
Бородой седой зарос
Старый, добрый. (Дед Мороз)
Смотри: он весел и ярок
И что-то несет нам в. (подарок).
Собирайтесь в хоровод
И встречайте. (Новый год).
Ведь подарки нам принес
Наш веселый. (Дед Мороз).
Наш веселый Дед Мороз!
У него красный. (нос,
Шуба длинная, до пят.
Веселит он всех. (ребят).
НОД (познавательно-речевое развитие) в средней группе
Тема: «ПОДАРОК ДЕДА МОРОЗА»
Рассказы из личного опыта
Цель: Продолжать развивать связную речь детей с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
Учить составлять рассказы из личного опыта по схеме-плану.
Учить использовать в речи разные типы предложений, согласовывая существительные с прилагательными с помощью игры с мячом «Что бывает зимой».
Используя игру в кругу «Снежок» и хороводную игру «Зимушка пришла», продолжать учить согласовывать слова и движения.
Воспитывать умение взаимодействать со сверстниками в игре «Найди пару варежке»
Развивать творческое воображение и память.
Предварительная работа
Работа по схеме-плану, описание игрушек, беседы про зиму, праздник Новый год, хороводные игры, пальчиковые игры про зиму, составление предложений про зиму.
Материалы: план-схема, ящик для писем, листочки, карандаши, фломастеры, видеоматериал, ящик с игрушками.
Ход занятия
Колокольчик звенит в руках воспитателя, зовет на игру.
-Какое время года?
Хороводная игра «Зимушка пришла»
Вот и пришла зимушка зима!
Мы мороза не боимся
Мы танцуем, веселимся
Мы сугробы разгребаем
Вот как вот как мы играем!
Лепим лепим мы снежки
Ледяные колобки
Игра в кругу «Снежок»
Вот снежок,он круглый, гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Раз подбросим, два поймаем!
Три уроним и сломаем.
Игра с мячом «Что бывает зимой»
-А вот и мяч! Он предлагает нам поиграть в игру «Что бывает зимой?» дети передают по кругу мяч и называют примету зимы.
-Ребята, кто-то из вас сказал, что зимой бывает праздник Новый год. К нам приходит Дедушка Мороз! Зачем он к нам приходит? (танцует, играет, дарит подарки)
-Подарки он дарит за что? (за добрые дела и поступки)
Рассказ- пример из собственного опыта. По таблице (схеме-плану)
- Когда я была маленькая, мне дед мороз тоже подарил подарок. Я вам сейчас расскажу. (прикрепляется схема-план)
Я мечтала о подарке на Новый год- кукле.
Сказала по секрету об этом своей маме.
Когда пришел праздник, то под елкой я увидела большую коробку. Открыла ее, там была моя кукла!
У куклы было синее платье, кудрявые желтые волосы, белые туфельки.
Я любила играть со своей куклой. Я ее качала, кормила, гуляла с ней.
Я знаю, что некоторые дети принесли свои игрушки-подарки от деда мороза. Поделитесь с нами, расскажите о том, как у вас они появились?
Но сначала, чтобы получился интересный рассказ, давайте посмотрим на схему – план рассказа.
Сначала говорим о том, о чем мы мечтали.
Потом- как подарок появился.
Как он выглядел.
Как вы с ним играете. Свое отношение к подарку.
4-5 рассказов слушаем.
Игра с варежками «Найди пару»
Видео-письмо от Деда Мороза с просьбой написать ему письмо.
Дети зарисовывают свое желание и помещают в почтовый ящик.
Рефлексия. Перед тем, как сбросить письмо.