Татьяна Альховик
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей начальных классов
МБОУ «Школа-лицей №17» г. Симферополя
___ О. К. Головащенко
Протокол № от «» августа 2017г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Школа-лицей№17» г. Симферополя
___ Л. А. Артамонова
«» августа 2017г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Школа-лицей №17» г. Симферополя
___ И. В. Глушко
Приказ № от «» августа 2017г.
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Культура добрососедства“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
по общеинтеллектуальному направлению
для начального общего образования
Учитель: Альховик Татьяна Васильевна
Квалификационная категория: высшая категория
1. Программа разработана на основе авторской программы : «Культура добрососедства»; программы интегрированного курса и методических рекомендаций для учебных заведенийРеспублики Крым / [под ред. М. А. Араджиони] : - 2-е изд., испр., дополн., 2011.
2. Количество часов: в год - 33, в неделю- 1
3. Возраст: 6-7 лет
4. Класс: 1
5. Срок реализации: 1 год
Симферополь, 2017 год
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОЕДСТВА»
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к познавательным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знание об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека;
знание названия культурных и исторических памятников своей местности;
знание рминов «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство»;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о культуре добрососедства, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение
Цели и задачи курса «Культура добрососедства». С чего начинается Родина. Учимся жить в добром соседстве.
2. Географическая среда
Крым на карте России. Представление о Крыме, как о полуострове. Формы земной поверхности (низменности, возвышенности, водоемы). Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). Что такое экология. Классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Природоведческая экскурсия в ближайшую «зеленую зону». Помощь животным и птицам зимой.
3. История
Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен, фамилий. История названия моего города (поселка, села, улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. История улицы, на которой находится моя школа. Мои соседи. Как мы стали соседями. Что такое добрососедство. Национальные краски полуострова. Кто такие «крымчане».
4. Традиционная культура
Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Уникальность культуры каждого народа. Представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с национальными блюдами. Учимся готовить любимое блюдо. Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). Религиозные праздники. Представление о многообразии религий на примере праздников.
5. «Язык соседа»
Лексика взаимодействия. «Словарик дружбы» : «мальчик», «девочка», «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «семья», «сосед», «друг», «учитель», «школа», «школьник», «я», «ты», «мы», «да», «нет». Фразы, выражения, диалоги:«Здравствуйте! - До свидания!», «Как тебя зовут? – Меня зовут…», «Давай дружить! – Хорошо!», «Извини, пожалуйста! – Хорошо!», «Давай мириться! – Хорошо!», «Спасибо! – Пожалуйста!», «Приятного аппетита! – Спасибо!», «Кто это? – Это (моя бабушка, мама, мой дедушка, мой друг, мой сосед, мой учитель)», «Что это? – Это (мой дом, моя школа, моя улица)». Учимся общаться на разных языках. Представление о «языковой семье». Календарный фольклор у людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Произведения детских поэтов и писателей разных национальностей о семье и соседях.
6. Конфликтология
Учимся знакомиться и строить отношения. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности.
7. Аксиология
Отношение к родителям и старикам. Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Придумаем и проведем праздник нашего класса
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Разделы программы, темы Кол-во часов Формы организации образовательного процесса Результаты деятельности учащихся
1 Введение
1 Теория – 1 ч. Рисунок «Моя Родина».
2 Географическая среда
5 Теория – 2 ч.
Практика – 3 ч. Природоведческая экскурсия в ближайшую «зеленую зону».
3 История
5 Теория – 2 ч.
Практика – 3 ч. Викторина «История Крыма»
4 Традиционная культура
7 Теория – 3 ч.
Практика – 4 ч. Викторина «Традиции и культура народов Крыма»
5 «Язык соседа»
5 Теория – 2 ч.
Практика – 3 ч. Составление «Словаря дружбы»
6 Конфликтология
6 Теория – 3 ч.
Практика – 3 ч. Памятка «Толерантное отношение друг к другу»
7 Аксиология
4 Теория – 2 ч.
Практика – 2 ч. Проект «Ценности, объединяющие народы»
Итого 33 33
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Дата Тема занятия Кол-во часов
Основные виды деятельности
обучающихся, практический
результат
План Факт
Введение
1 Учимся жить в добром соседстве. (Иметь представления о курсе «Культура добрососедства в программе «Я, моя семья и мои соседи»). 1 Получают представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи». Рисунок «Моя Родина».
Конфликтология
2 Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями. (Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами). 1 Учатся знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Инсценировка знакомства.
3 Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями. (Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами). 1 Учатся вести диалог с товарищами. Сценка «Диалог с товарищем».
Язык соседа
4 Родной язык, государственный язык, язык соседа. (Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей). 1 Знакомятся со значением терминов «родной язык», «государственный язык». Получают представление о родных языках своих соседей.
5 Учимся общаться на разных языках. (Знать «словарик дружбы», уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем). 1 Составляют «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Учатся использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
Географическая среда
6 Крым на карте России. Представление о Крыме, как о полуострове. Формы земной поверхности (низменности, возвышенности, водоемы).
1 Работа с картой. Находить на карте РФ Крымский полуостров.
7 Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, скверы, лесопарки). 1 Работа с картой. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт.
История
8 История названия моего города, улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. 1 Слушают рассказ учителя о названиях культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села). Викторина.
9 История наших имен и фамилий. Иметь представление об истории своей фамилии. 1 Получают представление об истории своей фамилии. Коллаж.
Аксилогия
10 Отношение к родителям и старикам. 1 Слушают рассказ учителя о важности уважительного и заботливого отношения к окружающим людям, уважительном и бережному отношению к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам. Памятка.
История
11 Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. 1 Получают знания о названиях культурных и исторических памятников своей местности. Получают представление об истории своего города (поселка, села). Рисунок «Мое родословное дерево».
12 Мои соседи. Как мы стали соседями. 1 Получают знания, кого называют соседями и умения рассказывать о своих соседях. Получают представление о том, что такое «добрососедство». Рисунок.
13 Мои соседи. Что такое добрососедство. 1 Получают знания, кого называют соседями и умения рассказывать о своих соседях. Получают представление о том, что такое «добрососедство». Рисунок «Мои соседи».
Конфликтология
14 Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. 1 Слушают рассказ учителя об умении сотрудничества в группах, выслушивают мнение товарища и высказывают свое мнение.
15 Учимся решать конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. 1 Приобретают умения сотрудничества в группах, выполняют правила игры. Коллаж «Толерантное отношение».
16 Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. 1 Приобретают умения сотрудничества в группах, выполняют правила игры. Игра.
17 Игры, направленные на знакомство и взаимодействие. 1 Приобретают умения сотрудничества в группах, выполняют правила игры. Игра.
Географическая среда
18 Что такое экология. Связи между неживой и живой природой. 1 Получают представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека. Составление кроссворда.
19 Почему надо беречь природу. Помощь животным и птицам. 1 Получают представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным. Памятка «Помоги птицам и животным».
20 Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. 1 Получают представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным. Памятка «Помоги птицам и животным».
Традиционная культура
21 Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. 1 Получают представление о том, что такое национальная одежда. Различают мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Получают умения одевать куклу в национальный костюм. Игра.
22 Религиозные праздники. Представление о многообразии религий на примере праздников. 1 Слушают рассказ учителя о названиях 2-3 религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Получают представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым. Презентация.
Язык соседа
23 Календарный фольклор у людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. 1 Получают представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знания не менее 3-х фольклорных произведений. Сочинение веснянок и закличек.
24 Календарный фольклор у людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. 1 Получают представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знания не менее 3-х фольклорных произведений. Сочинение веснянок и закличек.
Традиционная культура
25 Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с национальными блюдами. Учимся готовить любимое блюдо. 1 Получают представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Узнают 3-4 названия национальных блюд, умеют рассказать, как готовится любимое блюдо. Викторина.
26 Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с национальными блюдами. Учимся готовить любимое блюдо. 1 Получают представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Узнают 3-4 названия национальных блюд, умеют рассказать, как готовится любимое блюдо. Викторина.
27 Представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве. 1 Получают знания, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», имеют представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму. Коллаж.
Язык соседа
28 Произведения детских поэтов и писателей разных национальностей о семье и соседях. 1 Узнают произведения детских авторов разных национальностей о семье и соседях. Учат стихотворение.
Аксиология
29 Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. 1 Получают представление о том, что такое «святыня», «ценность». Викторина «Семейные святыни».
Традиционная культура
30 Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имя наречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). 1 Получают знания о праздниках своей семьи. Составляют рассказ об одном из семейных праздников.
31 Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имя наречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). 1 Получают знания о праздниках своей семьи. Составляют рассказ об одном из семейных праздников.
Аксиология
32 Придумаем и проведем праздник нашего класса. 1 Получают представление о ценностях, которые объединяют все народы. Проект «Ценности, объединяющие народы».
33 Придумаем и проведем праздник нашего класса. 1 Получают представление о ценностях, которые объединяют все народы. Проект «Ценности, объединяющие народы».