СОКОЛОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Психологии» для 5 класса
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Рабочая программа внеурочной работы психологического развития школьников «Планета психологии» для 5 класса, составлена на основе и с использованием нормативных документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Планета Психологии“ для 5 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
4. Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО».
5. Методические рекомендации Минобрнауки России по организации проверки готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу нового учебного года от 20 мая 2015 г. № ВК-1270/12 «О подготовке к новому учебному году».
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05 июня 2015 г №521 «О подготовке образовательных организаций Республики Крым к новому 2015/2016 учебному году».
2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015-2016 учебный год».
3. Учебный план МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия № 2 им. В. Г. Короленко».
4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия № 2 им. В. Г. Короленко».
Программы
1. Программа Коблик Е. Г. «Первый раз в пятый класс».
2. «Счастливый подросток» О. Хухлаевой, Т. Кирилиной и О. Федоровой,
3. Программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Хухлаева О. В. Москва: Генезис, 2012г.
4. Программа «Фарватер» Е. В. Емельяновой.
2. Содержание учебной программы
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования рабочая программа «Планета Психологии» в 5х классах рассчитана на 34 часа учебного времени в год. Количество учебных часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся в групповой форме.
Целью программы является развитие личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий как основы успешной адаптации при переходе в среднее звено.
Общие задачи:
• создание доверительной атмосферы;
• формирование благоприятного эмоционально-психологического климата;
• снижение уровня тревоги, связанной с переходом в основную школу;
• профилактика дезадаптации пятиклассников к условиям основной школы;
• развитие представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы;
• зарождение интереса к своему внутреннему миру;
• формирование представлений о своих возможностях, способностях, своем месте среди окружающих людей;
• развитие метафорического мышления, творческих и креативных способностей;
• формирование навыков позитивного общения.
Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, психологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии и имеет психокоррекционную и развивающую направленность.
Задачи, направленные на развитие регулятивных УУД:
• формирование способности осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
• формирование умения извлекать необходимую информацию из текста;
• формирование способности определять и формулировать цель в совместной работе;
• формирование умения делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
• формирование способности осознавать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;
• формирование способности реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
• формирование умения планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
• формирование способности соотносить результат с целью и оценивать его.
Задачи, направленные на развитие личностных УУД:
• формирование способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• формирование способности наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
• формирование способности позитивных представлений о собственных возможностях и способностях;
• формирование умения наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
• формирование способности оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
• формирование способности моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
• формирование способности находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
• формирование адекватного восприятия оценки учителя.
Задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД:
• формирование способности ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формирование способности контролировать свою речь и поступки;
• формирование толерантности;
• формирование умения самостоятельно решать проблемы в общении;
• формирование способности осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
• формулировать свое собственное мнение и позицию;
• формирование способности грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Направления реализации программы
Программа представляет собой единую систему взаимосвязанных разделов, представленных по четырем направлениям:
• аксиологическому;
• технологическому (инструментальному);
• потребностно-мотивационному;
• выполнение возрастных задач развития.
Аксиологический компонент предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию с миром.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребенка потребности в саморазвитии и самореализации.
При построении каждого занятия учитываются все направления; в то же время, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1. Вводная часть. Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
2. Основная (рабочая) часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка.
3. Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы и обсуждение основных моментов занятия.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Формы работы :
• ролевые игры;
• эмоционально-символические методы;
• дискуссионные игры;
• релаксационные методы;
• рисуночные методы;
• когнитивные методы;
• метод направленного воображения.
Основные формы организации заданий:
• Задания-вопросы. Они не предполагают каких-либо действий детей; они читаются и сразу обсуждаются. Предполагаются разные варианты решений.
• Задания-выборы. В них детям нужно выбрать нужные картинки (слова, фразы) и обозначить выбор.
• Задания – интеллектуальные задачи. Они составлены по принципу заданий, развивающих внимание и мышление.
• Задания-действия. Детям нужно что-либо сделать, например, сказать определенное слово. После прочтения задания им дается время подумать, а потом по команде ведущего они одновременно выполняют это действие.
• Задания на рисование. В них детям нужно раскрасить или нарисовать что-либо. После выполнения ведущий демонстрирует несколько детских работ.
• Задания-записи. Детям предлагают письменно записать свои мысли и по желанию прочитать их.
• Задания-сочинения. Здесь нужно придумать свои ситуации, способы выхода из них и рассказать о них ребятам.
• Задания на взаимодействие. Дети договариваются и вместе делают задание.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Оценка эффективности программы
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает педагог-психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога-психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
• результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Содержание программы «Планета психологии»
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (12 часов)
Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – пятиклассник. Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля! Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь? Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие». Мой выбор, мой путь. Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся.
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа)
Моё детство. Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть. Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе.
Раздел 3. Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа)
Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек, и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем? Что такое идеальное Я? У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (9 часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое «право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
Раздел 6. Заключение (2 часа)
Групповая работа. Игра «Ключи от форта Байярд». Обсуждение сказки, вопросы на понимание смыла сказки
3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметным результатами и изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
• развитие ценностного отношения к себе, к психологическому здоровью, к человеку, к школе, к дружбе, к совместной деятельности
• формирование у школьников основ морали, осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, о должном и недопустимом
• формирование у ребенка объективной нравственной самооценки и нравственного самосознания, укрепление жизненного оптимизма
Регулятивные УУД:
• осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
• извлекать необходимую информацию из текста
• определять и формулировать цель в совместной работе
• учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
• осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
• реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
• планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
• соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
• наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
• обогатить представление о собственных возможностях и способностях
• учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
• оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
• учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
• находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
• адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
• учиться контролировать свою речь и поступки
• учиться толерантному отношению к другому мнению
• учиться самостоятельно решать проблемы в общении
• осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
• формулировать своё собственное мнение и позицию
• учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры, метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества, методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки, когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.