Анна Цареградская
Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей
1.2. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
Публикация «Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни» размещена в разделах
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях с учетом ФГОС ДО
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.5. План взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
2.6.1. Проект «Здоровье»
2.6.2. Проект «Мы живем на Урале»
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.4. Особенности традиционных событий, признаков, мероприятий
3.4.1. Традиции нашей группы и детского сада
3.4.2. Примерное комплексно-тематическое годовое планирование
3.5. Особенности реализации развивающей предметно-пространственной среды
4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы для ознакомления родителей (законных представителей) детей.
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО, программа, реализуемой в детском саде №. Программа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей в возрасте от 5 лет до 6 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155,
Комментариями к ФГОС дошкольного образования (от 28.02.2014г. № 08-249,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014,
Профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544,
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26,
«О психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6,
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59»
Цель рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО – формирование социокультурной образовательной среды развития ребенка, открывающей возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям раннего и дошкольного возраста.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа ориентирована на:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Образовательная программа основана на принципах:
1) полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничества Детского сада с семьей;
6) приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учета этнокультурной ситуации развития детей;
10) интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
11) комплексно-тематического построения образовательного процесса;
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей
Для успешной реализации ОП ДО детьми дошкольного возраста учитывается возрастная характеристика, данная комплексной программой Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014г.
Индивидуальная характеристика воспитанников группы
Группа комплектуется по одновозрастному принципу, имеет общеразвивающую направленность. Мальчиков - 10; девочек – 10.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях с учетом ФГОС ДО
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
При реализации образовательной программы «Детство» педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
-осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
- сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
- ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Инициатива:Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
1. Создавать в группе положительный психологический микроклимат.
3. Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
5. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
6. Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
2.5. План взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников на 2017-2018гг.
2.6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
2.6.1. Проект «Здоровье»
2.6.2. Проект «Мы живем на Урале»
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
3.3. Режим дня
Группы функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 7.00 до 19.00ч., в режиме 5-дневной рабочей недели. Выходные дни: суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни.
Организация жизни и деятельности детей определяется режимом дня. Режимы дня ориентированы на возраст детей.
Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.
3.4. Особенности традиционных событий, признаков, мероприятий
В основе организации традиционных событий в Детском саду лежит комплексно-тематическое планирование образовательной работы в Детском саде. Цель: построение образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Месяц Праздники/ события
Сентябрь «День Знаний»
Октябрь «Осенняя Ярмарка»
Ноябрь «День Мамы»
Декабрь «Новый год»
Январь Развлечение «Зимние забавы»
Февраль «День Защитника Отечества»
Март «Международный Женский день», «Проводы Зимушки-зимы»
Апрель «День космических путешествий», «День именинника»
Май «День Победы»
3.4.1. Традиции нашей группы и детского сада
Месяц Праздники для детей. Совместные мероприятия Городские мероприятия. Сентябрь День Знаний. Прощание с летом. Мероприятия по ОБЖ Детский туристический слет. Кросс нации.
Октябрь Концерты для бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека Велокросс.
Ноябрь День матери. День народного единства Ярмарка
Декабрь Новогодние утренники Конкурс детского творчества «Мастерская Деда Мороза»
Январь Зимние забавы. Колядки Конкурс «Зеленый огонек»
Февраль Спортивные развлечения с папами ко Дню защитников Отечества.
Масленица Масленица. Военно-спортивная игра «Зарничка». Лыжня России.
Март Праздник мам и бабушек. Мероприятия по ОБЖ Фестиваль детского творчества «Каменская радуга»
Апрель День смеха. День здоровья – тематические развлечения. Тематические мероприятия ко Дню космонавтики Конкурс «Смешной апрель»
Акция «Каждой пичужке – наша кормушка»
Май День Победы. Выпускной бал Участие в митингах ко Дню Победы.
Каменская прогулка.
Июнь - август День защиты детей. Мероприятия по летне-оздоровительному плану. Тематические дни, недели День города.
3.4.2. Примерное комплексно-тематическое годовое планирование
Тема Краткое содержание традиционных событий и праздников Мероприятие
3.5. Особенности реализации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная область Центр в групповом помещение
Физическое развитие 1. Физкультурный центр
Социально-коммуникативное развитие 1. Центр с ознакомлением родного края.
2. Уголок дежурного. 3. Сюжетно-ролевые игры. 4. Уголок уединения.
Познавательно развитие 1. Центр сенсорного развития. 2. Мини- лаборатории
3. Центр конструирования. 4. Центр познания 5. Центр природы. 6. Мини-музей.
Речевое развитие 2. Дидактические игры. 3. Библиотека детской художественной литературы. 4. Наглядные пособия. 5. Центр речевого развития.
Художественно-эстетическое развитие 1. Центры изобразительного творчества
3. Музыкальные центры 4. Костюмерная, центр ряженья. 5. Театрализованный центр.
6. Центр ручного труда.
ОО - Название центров Содержание уголка
Познавательное развитие
Центр «Математика»Раздаточный счетный материал, Логико-математические игры
Волшебные часы; Счетные палочки, счеты и др.
Социально-коммуникативное развитие
Центр «Моя безопасность». Центр «Юный патриот». Дидактические игры по ПДД. Стол по ПДД. Дидактические игры по ППБ. Фото-альбомы и наборы открыток с видами города Каменска-Уральского. Куклы в народных костюмах. Дидактические игры по теме.
Художественно-эстетическое развитие
Центр «Художественного творчества. Центр «Музыкально-театральный». Гуашевые, акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, глина, соленое тесто, бумага. Детские музыкальные инструменты (дудочки, гармонь). Звучащие предметы –заменители. Магнитофон, аудиокассета с записью детских песенок.
Речевое развитие
Центр «Библиотека». Уголок «Будем правильно говорить. Детские книги по программе и любимые книги детей. Книги со сказками. Видеокассеты (сказки, и прочее). Картотека предметных и сюжетных картинок; Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах; Дидактические игры по развитию речи;
Физическое развитие
Центр физического развитие. Мячи разных размеров; Обручи; Канат; Флажки; Кегли; Скакалка, Массажные и ребристые коврики.