Папки-передвижки

Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ в соответствии с ФГОС

Юлия Юраш
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ в соответствии с ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОО.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО.

Публикация «Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.

Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.

Задачи программы

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Уставом и нормативными документами МАДОО;

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с. ;ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

Направления психолого-педагогической деятельности:

- Психологическая диагностика

Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Развивающая работа и психологическая коррекция

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л. С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Направление реализуется по следующим разделам:

«Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;

«Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;

«Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;

«Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;

«Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.

-«Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Такими задачами выступают:

- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

«Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение родительских взаимоотношений с ребёнком;

Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации проведения занятий.

Объем образовательной нагрузки

Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:

I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день

Средняя группа – 20 минут в день

Старшая группа – 25 минут в день

Подготовительная группа –30 минут в день

-Планирование коррекционно - развивающей работы в группах (приложение № 1)

-Индивидуальные программы работы педагога – психолога с детьми ОВЗ и инвалидами (приложение №2).

Методическое обеспечение реализации рабочей программы

1. Павлова Н. Н. Руденко Л. Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М. : Генезис, 2008. – 80с.

2. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М. А. Панфилова Изд. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.

3. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (3-4 года) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 160с.

4. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (4-5 лет) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 144с.

5. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (5-6 лет) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 155с.

6. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 05:38
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД