Папки-передвижки

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности для детей 6–7 летнего возраста «Развиваемся, играя»

Любовь Герасимова
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности для детей 6–7 летнего возраста «Развиваемся, играя»

Пояснительная записка.

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрена система специальных занятий по развитию связной речи.

Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду.

Публикация «Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности для детей 6–7 летнего возраста „Развиваемся, играя“» размещена в разделах

Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками. Способствует его психическому и творческому развитию.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи. Каждая тема рассчитана на два занятия: получение новых знаний и закрепление пройденного материала. Для лучшего результата родителям предлагаются произведения, изученные на занятиях, для повторного пересказа и возможности закрепления умения отвечать на вопросы по содержанию текста.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания. Развитие фонематических процессов и графо-моторных функций. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. (по буквам алфавита).

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период подготовки к школьному обучению.

Цель программы: развитие связной речи и психических процессов у детей через использование игровых и развивающих упражнений.

Задачи:

• формировать лексико-грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом)

• формировать навык построения связного высказывания; навыкам пересказа литературных произведений;

• формировать пространственное восприятие;

• формировать фонетическое восприятие;

• развивать познавательную активность детей;

• развивать графо моторные навыки.

При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы:

Теоретические занятия: беседы.

Практические занятия: выполнение заданий на развитие графо- моторной координации.

Рекомендуется использовать следующие принципы работы:

Общедидактические принципы:

научности;

системности и последовательности;

наглядности;

сознательности и активности;

прочности полученных знаний, умений и навыков;

учета возрастных особенностей.

Специальные принципы:

принцип опоры на коммуникативную функцию речи;

принцип учета индивидуальных особенностей ребенка;

принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с детьми.

Методы и приёмы:

- наглядные (показ картин, иллюстраций и т. д.);

-словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)

-игровые

-практические

Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа и синтеза, интонационной стороны речи, чувства ритма.

Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов.

Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Формирование в речи детей разнообразных сложных предложений.

Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания.

Данная программа социально-развивающей направленности рассчитана на один год обучения детей 6-7летнего возраста.

Предполагаемые результаты:

• повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;

• обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;

• умение самостоятельно строить связное высказывание;

• воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.

• развитие фонематического слуха;

• развитие мелкой моторики;

• просвещение родителей в развитии связной речи детей.

К концу курса занятий дети должны уметь:

*участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.

*различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.

*пересказывать небольшие литературные произведения.

*осознанно составлять рассказ по картине

*зарисовывать схему помогающую пересказывать произведение

Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Количество детей в группе 18 человек.

Длительности одного занятия – 25 – 30 минут.

Перспективный план

сентябрь 1 Звук и буква А. Рассказ «Пластилиновая ворона»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы и нарисовать схему по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Познакомить с понятиями: печатная и письменная буква. Развивать графо-моторные навыки.

2 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Закрепление словаря о фруктах. Развитие лексико-грамматических категорий: ласкательные формы, образование прилагательных от существительных, слова-признаки. Составление сравнительных предложений с союзом «а». Развивать фонематический слух, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква У. Рассказ «Утро»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы и нарисовать схему по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение письменной и печатной буквы. Развивать графо-моторные навыки.

4 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Учить подбирать антонимы. Закреплять словарь по теме домашние птицы. Развитие лексико-грамматических категорий: согласование существительного с числительным, ласкательные формы, образование глагольных форм от существительных. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

октябрь 1 Звук и буква О. Рассказ «Ослик»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, схематично изобразить картинку к прочитанному тексту. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.

2 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Учить отгадывать загадки. Развитие лексико-грамматических категорий: ласкательные формы, образование прилагательного от существительного. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква К. Рассказ «Что увидел кот»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, изобразить картинку к прочитанному тексту. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.

4 Цель: Пересказ рассказа. Закреплять умение делить слова на слоги и подбирать к ним соответствующую схему, обобщать понятия, образовывать относительные прилагательные. Совершенствовать словарный запас по теме осень. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

ноябрь 1 Звук и буква М. Сказка «В гости к гному»

Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ сказки. Составление предложений с противоположным значением. Развивать фонематический слух: считать звуки в слове, продолжить слово, зная первый слог, деление слов на слоги. Развивать логическое мышление и графо-моторные навыки.

3 Звук и буква П. Рассказ «Праздник»

Цель: Познакомить детей сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, схематично изобразить картинку к прочитанному. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Пересказ сказки. Составлять предложения по схемам. Развитие лексико-грамматических категорий: подбирать признаки предмета, образование прилагательного от существительного. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

декабрь 1 Звук и буква И. Рассказ «Как дети играли в индейцев»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Рассмотреть картинки к тексту. Обсудить их содержание. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ рассказа по картинкам. Развитие лексико-грамматических категорий: словообразование по теме животные. Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква Т. сказка «Кот на прогулке"

Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Рассмотреть картинки к тексту. Обсудить их содержание. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на этот звук, упражнять в умении определять твердость – мягкость согласного звука. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Составлять предложения по схемам. Развитие лексико-грамматических категорий: подбирать признаки предмета, Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением образование уменьшительно-ласкательных форм. Развивать фонематический слух: заменять первый звук в слове, считать количество бук в слове, соединять слоги для получения целого слова. Развивать графо-моторные навыки.

январь 1 Звук и буква Н. Рассказ «Четвероногий друг»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, нарисовать схему текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Познакомится с графическим изображением письменной и печатной буквы. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Составлять предложения с заданным словом. Формировать умение образовывать сложные слова. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква Х. Рассказ «Муха»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, зарисовать главных героев. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь существительных по теме насекомые. Учить подбирать антонимы. Составление предложений: закончи предложение по смыслу и разложи слова по порядку. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.

февраль 1 Звук и буква З. Рассказ «Что за зверь»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, нарисовать схему для пересказа. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь существительных и глаголов по теме животные, умение образовывать сложные слова. Согласовывать числительные с существительным. Составление предложение со словом РИСУЕТ. Развивать логическое мышление.

3 Звук и буква Б. Рассказ «Ботинки»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, нарисовать рисунок-подсказку для пересказа. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь обобщающих понятий. Образование относительных прилагательных. Составление предложений: закончи предложение по смыслу и разложи слова по порядку. Составление предложение расставляя слова по порядку.

март 1 Звук и буква В Рассказ «Умная ворона»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость – мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать глагольный словарь. Развивать фонематический слух: сосчитать звуки в слове, подбери схему к слову, поставь ударение. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква Г. Рассказ Гоша – озорник»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость – мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Пересказ рассказа. Развивать фонематический слух: сосчитать звуки в слове, подбери схему к слову, поставь ударение, продолжи слово. Составлять предложения с существительным творительного падежа. Образовывать сложные слова. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.

апрель 1 Звук и буква Д. Сказка «Как дуб свинью проучил»

Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Раскрасить предметы, в названии которых есть звук Д и ДЬ. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по теме деревья. Составлять предложения с союзом «чтобы». Развивать фонематический слух: сосчитать звуки в слове, подбери схему к слову, поставь ударение. Согласование прилагательных с существительными. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква Л. Сказка «Друзья»

Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по теме детеныши диких животных. Составлять предложения с многозначными словами. Учить отгадывать загадки. Развивать фонематический слух: подбери схему к слову, поставь ударение, придумай слово к слогу. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.

май 1 Звук и буква Ц Рассказ «Заяц в огороде»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Зарисовать схему для пересказа. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по обобщающим понятиям. Составлять предложения с данными словами. Согласовывать числительные с существительными. Закреплять умение ориентировки в пространстве. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.

3 Звук и буква Ф. Рассказ «Фантазеры»

Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость – мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.

___

4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по теме фрукты. Образовывать относительные прилагательные, слова с уменьшительно – ласкательным значением. Составлять предложения по схеме. Развивать фонематический слух: подбери схему к слову, соединять слоги в слово. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.

Литература.

1. Н. Н. Созонова, Е. В. Куницына, Н. Г. Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. - Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. (три части) .

2. С. В. Яковлева «Узнаю буквы» - М. :ТЦ Сфера, 2010. (две части)

3. Е. В. Морозова «Занимательная фонетика» В мире звуков и букв. – М. : ТЦ Сфера, 2009. (две части)

4 Бахарева К. С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

5. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2009г.

6. Киселева Г. А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.

7. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед»: Москва: творческий центр, 2011г.

8. Арефьева А. Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

Публикации по теме:

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности для детей 6–7 летнего возраста «Развиваемся, играя»
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 21:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД