Получи документы

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» (1 фото)

Ирина Шишкина
Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»

Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на коррекцию речевых нарушений у детей 5-6 лет;

Выступление учителя-логопеда Вишняковой Е. Ю.

Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ „Развиваемся, играя“» размещена в разделах

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Сегодня мы расскажем вам о словесных играх, которые могут быть использованы для развития речи дошкольников в кругу семьи.

Предлагаем Вам интересные и занимательные речевые игры, по дороге домой.

Упражнение: «Отгадай предмет по названию его частей».

Взрослый перечисляет части предмета, а ребенок называет этот предмет.

Например: Кузов, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, листья, кора, корни, крона (дерево).

Или наоборот упражнение «Пять частей».

Назови пять частей грузовика, дерева, дома, самолета, лица и т. д. Считай слова, загибая пальцы на руке.

Упражнение: «Про что можно сказать …».

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, ответив на вопрос: «Про что можно сказать …».

Свежий – воздух, огурец, хлеб, ветер.

Старый – дом, пень, человек, ботинок.

Игровое упражнение: «Пуговки - помощницы».

Взрослый предлагает перечислить действия, которые можно совершить с указанным предметом, и сосчитать слова с помощью пуговок.

Шоколад: его можно купить, подарить, посыпать на мороженное, им можно угостить друга, украсить торт.

Огурец: нарезать, почистить, помыть, сорвать.

Игровое упражнение: «Подбери слово»

Взрослый называет звук и передает мяч ребенку, ребенок называет слово на заданный звук.

Игровое упражнение: «Закончи слово».

Взрослый называет первую часть слова, а ребенок вторую, когда ребенок бросает мяч обратно, называет целое слово. Например: Взрослый «Са», ребенок «ни», «Сани».

Игровое упражнение: «Раздели слова на слоги».

Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить ребенку произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Далее мы предлагаем вам игры, в которые можно поиграть дома.

Упражнение: «Дополни предложение».

Взрослый называет любое слово, а ребенок добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее.

Светило солнце;

Ярко светило солнце;

На небе ярко светило солнце;

Упражнение: «Подружи слова».

Взрослый произносить слова, и предлагает ребенку «подружить» их и произнести предложения правильно.

Жеребенок, лужайка, по, бежать.

Рома, топор, дрова, рубить.

Далее я передаю слово музыкальному руководителю: Царевой Ирине Николаевне.

Выступление музыкального руководителя Царевой И. Н.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Утречко», «Поросята».

Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти: «Длинные клювы», упражнение можно выполнять с прищепками (ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках).

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы, у аиста и журавля (О. И. Крупенчук)

Игра с палочками «Дождик».

1 2 3 4 5 (стучим палочками) -

Вышел дождик погулять (палочками по очереди по полу)

Шел неспешно, по привычке

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке (палочкой о палочку)

По газонам не ходить! (двумя палочками по полу одновременно)

Дождь вздохнул тихонько: ох! (палочкой о палочку)

И ушел. (стучим концами палочек)

Газон засох (положить палочки).

Игра «Научи матрешек танцевать» - упражнения на формирование чувства ритма.

Игровой материал: большая и маленькая матрешки.

Взрослый отстукивает большой матрешкой несложный ритмический рисунок, предлагая ребенку воспроизвести его. Затем образец ритма для повторения может задавать ребенок взрослому.

Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Упражнение «В Африке» (обезьянки – кривляки, сердитый тигр, испуганный тушканчик).

Далее я передаю слово педагогу-психологу Шишкиной Ирине Евгеньевне.

Выступление педагога - психолога Шишкиной И. Е.

Основными показателями умственного развития дошкольника являются развитые по возрасту психические процессы: мышление, восприятие, внимание, память и речь. У детей с общим недоразвитием речи, как показываю результаты психологического мониторинга, недостаточно развиты те или иные психические функции. В дошкольном возрасте развивать их необходимо через интересные для ребенка игры.

Ведь, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка. Педагог А. Л. Шлегер писала: «Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. В игре открывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта ребят». А педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развить способности, подчас не догадываясь об этом.

Предлагаем вашему вниманию игры, на развитие психических процессов, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома, на прогулке, в поездке.

Игра «Я вижу.».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы, которые он видит.

Взрослый: «Давай, кто больше предметов назовет, которые нас окружают? Я вижу стол. А ты, что видишь?»

Ребенок: «А я вижу окно».

Взрослый: «А я вижу люстру».

И так далее, пока не перечислите все предметы, которые находятся в зоне видимости.

Игра «Найди предметы похожие на круг, треугольник.»

Взрослый предлагает ребенку вспомнить или найти в своем окружении предметы похожие на круг (треугольник, квадрат, прямоугольник).

Игра «Сравни предметы».

Взрослый показывает ребенку два предмета, например женскую туфлю и мужскую туфлю, и предлагает назвать, чем эти два предмета отличаются и чем похожи.

Игра «Будь внимателен».

Взрослый произносит 10 слов. Ребенок должен постараться запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношение к осени (дождь, листопад, мороз, грибы, жара, утро, метель и т. д.)

Игра «Слушаем слова».

Нужно заранее договориться с ребенком, что взрослый будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия домашних животных. Ребенок должен успеть хлопнуть в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.

Игра «Нос-пол-потолок».

Взрослый называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Ребенок повторяют движения. Затем взрослый начинает путать ребенка: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т. д.). Ребенок должен не сбиться и показывать правильно.

Игра «Найди лишнее слово».

Взрослый называет серию слов и предлагает ребенку определить, какое слово является «лишним».

Например:

Яблоко, груша, огурец, апельсин.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Храбрый, злой, смелый, отважный.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, брюки, туфли, свитер.

Игра «Угадай, что я загадала».

Взрослый загадывает слово (название животного, растения, овоща, фрукта и т. д., а ребёнок с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет», должен это слово угадать.

Например: взрослый загадывает слово «Слон». Ребенок с помощью вопросов пытается выяснить, какое слово (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, а взрослый отвечает только «да» или «нет», пока ребенок не угадает задуманное.

«Уважаемые родители, семинар - практикум подошёл к концу и хотелось бы вам пожелать следующее: играйте со своими детьми! Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать информацию, обобщать ее, побуждают его задавать вопросы и находить на них ответы. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Физкультурное занятие в рамках семинара-практикума для родителей с детьми Конспект открытого физкультурного занятия инструктора по ФК Гордеевой Ольги Юрьевны "Семинар-практикум для родителей с детьми младшей.

Фотоотчет семинара-практикума «Народный праздник как партнерский проект по социализации детей в свете ФГОС до»Фотоотчет семинара-практикума «Народный праздник как партнерский проект по социализации детей в свете ФГОС до» 14 мая 2015 года в нашем образовательном учреждении ГБОУ СОШ № 1359 дошкольное отделение – 2 проходил семинар-практикум «Народный праздник.

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ в рамках программы «Профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Тело, эмоции, разум: принципы взаимодействия» Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.

Конспект семинара-практикума для педагогов «Театрально-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Конспект семинара-практикума для сотрудников ДОУ в рамках программы «профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Обучение техникам и способам саморегуляции» • Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.

Конспект семинара-практикума для воспитателей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Солнышко» Конспект семинара-практикума для воспитателей.

Консультация для родителей «Развиваемся, играя!» Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?.

План-конспект семинара — практикума с родителями подготовительной к школе группы План- конспект семинара - практикума с родителями подготовительной группы «Непоседы» Цели: Приобщение родителей к жизни сада и группы; доведение.

План семинара-практикума для родителей «Готовность детей к школьному обучению» Цель: способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности детей к школьному обучению.

Семинар — практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя» Семинар – практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Развиваемся играя». Цель: убедить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»
Опубликовано: 19 августа 2015 в 09:48
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД