Получи документы

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

Ирина Шенгелия
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

I. Пояснительная записка

Обоснование – дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Публикация «Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов» размещена в разделах

Устная речь таких детей характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова и как вторичное нарушение – появление специфических ошибок на письме (дисграфия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Цель программы : организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Основные задачи:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.

4. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

5. Развитие пространственно-временных представлений.

6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи :

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

обогащение словарного запаса;

- уточнение используемых синтаксических конструкций;

- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

7. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:

- развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

- установление логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к

обучению:

• устойчивости внимания;

• наблюдательности к языковым явлениям;

• способности к запоминанию;

• способности к переключению;

• навыков и приемов самоконтроля;

• познавательной активности;

• произвольности общения и поведения.

9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

II.Основное содержание коррекционно-логопедической работы.

Содержание коррекционно-логопедической работы проводится в 4 этапа:

1 этап: диагностический (2 часа).

2 этап: подготовительный (развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, пространственно-временных представлений) (4 часа).

3 этап: коррекционный этап (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) (53-73 часа).

4 этап: оценочный (1 ч.).

Перспективный план работы с группой учащихся 1 класса,

имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

№ Тема и содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятии Количество часов

I этап (диагностический)

1. Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Исследование процесса чтения, письма. Логопедическое заключение. 2

II этап (подготовительный)

2. Развитие ручной моторики. Семья. Дом. 1

3. Развитие артикуляционного аппарата. Ранняя осень. Цветы. 1

4. Дыхательные упражнения. Ранняя осень. Деревья. Кустарники. 1

5. Уточнение пространственно-временных представлений. Животные домашние и дикие. 1

III этап (коррекционный)

6. Постановка и автоматизация свистящих звуков в слогах. Звук [c]. Звук и буква «С». Игрушки. 1

7. Автоматизация звука[c] в словах. Звук и буква «С». Признаки осени. 1-2

8. Автоматизация звука [c] в словах и предложениях. Звук и буква «С». Осень. Перелетные птицы. 1-2

9. Постановка и автоматизация звука [cь] в слогах и словах. Звук [cь]. Буква «С». Поздняя осень. 1

10. Автоматизация звука [cь] в словах и предложениях. Звук [cь]. Буква «С». Одежда. 1

11. Постановка и автоматизация звука [з] в слогах и словах. Звук и буква «З». Обувь. 1-2

12. Автоматизация звука [з] в словах и предложениях. Звук и буква «З». Головные уборы. 1-2

13. Постановка и автоматизация звука [зь] в слогах и словах. Звук [зь]. Буква «З». Овощи. 1

14. Автоматизация звука [зь] в словах и предложениях. Звук [зь]. Буква «З». Фрукты. 1

15. Постановка и автоматизация звука [ц] в слогах, словах. Звук и буква «Ц». Времена года. Зима. 1

16. Автоматизация звука [ц] в словах, предложениях. Звук и буква «Ц». Зимующие птицы. 1-2

17. Постановка и автоматизация шипящих звуков в слогах, словах. Звук [ш]. Звук и буква «Ш». Посуда: виды, материал. 1-2

18. Автоматизация звука [ш] в словах. Звук и буква «Ш». Зима, зимние забавы и развлечения. 1-2

19. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях. Звук и буква «Ш». Дикие животные и птицы. 1-2

20. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Звук и буква «Ш». Домашние животные и птицы. 2-3

21. Автоматизация звука [ш] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ш». Комнатные растения. 1-2

22. Постановка и автоматизация звука [ж] в слогах, словах. Звук и буква «Ж». Животные наших лесов. 1-2

23. Автоматизация звука [ж] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ж». Хищные и травоядные животные. 2-3

24. Постановка и автоматизация звука [щ] в слогах, словах. Звук и буква «Щ». Гости на пороге. Этикет. 1-2

25. Автоматизация звука [щ] в предложениях и тексте. Звук и буква «Щ».Столовая посуда. 1-2

26. Постановка и автоматизация звука [ч] в слогах, словах. Звук и буква «Ч». Чайная посуда. 1-2

27. Автоматизация звука [ч] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ч». Почта. 1-2

28. Дифференциация звуков [с-ш]. Ранняя весна. 2-3

29. Дифференциация звуков [з-ж]. Первоцветы. 2-3

30. Постановка и автоматизация звука [р] в слогах, словах. Звук и буква «Р». Профессии. 2-3

31. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. Звук и буква «Р». Строительство. 1-2

32. Автоматизация звука [р] в предложениях. Звук и буква «Р». Транспорт. 3-4

33. Автоматизация звука [р] в скороговорках, чистоговорках. Звук и буква «Р». Физкультура, спорт. 2-3

34. Автоматизация звука [р] в тексте. Звук и буква «Р». Рыбы. 1-2

35. Постановка и автоматизация звука [рь] в слогах, словах. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3

36. Автоматизация звука [рь] в предложениях и тексте. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3

37. Постановка и автоматизация звука [л] в слогах, словах. Звук и буква «Л». Лес, сад, парк. 2-3

38. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте. Звук и буква «Л». Книги. Беседа о книгах. 2-3

39. Постановка и автоматизация звука [ль] в слогах, словах. Звук [ль]. Буква «Л». Цветы. 1-2

40. Автоматизация звука [ль] в предложениях и тексте. Звук [ль]. Буква «Л». Кустарники. 1-2

41. Дифференциация звуков [л-р] в слогах, словах. Времена года. 1-2

42. Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Праздники. 1-2

IV этап (оценочный)

43. Обобщающий урок. 1

Публикации по теме:

Авторская программа внеурочной деятельности Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов: • инструктивного письма Минобразования.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов
Опубликовано: 20 октября 2014 в 16:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД