Игорь Чистяков
Рабочая программа по ОБЖ для учащихся VI класса
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 6-х классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмитрова Московской области разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы) базисного учебного плана, учебного плана МОУ «СОШ №2» г. Дмитрова, утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
Публикация «Рабочая программа по ОБЖ для учащихся VI класса» размещена в разделах
- ОБЖ в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
При разработке программы учтены требования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах. Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов разрабатывалась на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» ( авторы: М. П. Фролов, В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин, под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014.).
Комплексная программа и соответствующий учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы. Комплексная программа под общей редакцией Ю. Л. Воробьева наиболее соответствует условиям развития и особенностям г. Дмитрова Московской области в целом. В местных условиях возможно возникновение основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, которые подробно изучаются по комплексной программе.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 6-х классов на основе этих программ играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Рабочая программа направлена на выполнение двух основных функций:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
При составлении рабочей программы для учащихся 6-х классов МОУ «СОШ №2», г. Дмитрова учитывались следующие факторы:
Концепция МОУ «СОШ №2», ее целевые ориентиры;
Образовательные потребности детей;
Особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
Уровень профессиональной компетентности учителя, его возможности;
Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность рабочей программы
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом и т. п.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 6-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Предмет ОБЖ в 6-х классах муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Дмитрова реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика.
При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам.
Цели и задачи рабочей программы
Целями основного общего образования в современных условиях являются:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Изучение тематики, данной рабочей учебной программы курса ОБЖ для учащихся 6-х классов направлено на достижение следующих целей:
Усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о правилах выживания в опасных и экстремальных природных условиях;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
Развитие личностных, физических и духовных качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
Развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Общие цели изучения ОБЖ в 6 классе призваны способствовать:
повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формированию антитеррористического поведения;
формированию отрицательного отношения к приему псих активных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.