Рабочая программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора «Ладушки»

Оксана Шемуратова
Рабочая программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора «Ладушки»

Пояснительная записка

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой качества дошкольного образования, эффективного развития ребенка.

Рабочая программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора «Ладушки», художественно-эстетической направленности, составленная на основе федеральных государственных образовательных стандартов, требований «Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Побочинский детский сад» Одесского муниципального района Омской области», обогащает словарный запас, формирует звуковую культуру речи, навыки связной речи.

При всём разнообразии видов художественной деятельности (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном процессе занимают малые формы фольклора, которые незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы был и остается фольклор, устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Помимо того, что малые формы фольклора расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им в будущем получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая речь каждого ребенка.

Актуальность

В настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используются в работе с детьми, либо не реализуются в воспитательном процессе. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка.

Данная рабочая программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, играми.

Цель:

Рабочая программа «Ладушки» направлена на развитие речи, чувства родного языка в процессе разучивания малых форм фольклора у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• Учить уместно и правильно употреблять малые формы фольклора в повседневной жизни.

• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

Участники программы:

Программа «Ладушки» рассчитана на работу с детьми двух - трех лет. В программе принимают непосредственное участие родители и воспитатели.

Предполагаемые итоги реализации программы:

• Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;

• Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Активизация деятельности родителей в применении устного народного творчества в развитии речи ребенка.

Содержание программы

Содержание программы «Ладушки» носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются дидактические игры, словесные игры, народные подвижные игры, заучивание малых фольклорных форм, игры – инсценировки, обучение правильному произношению, наблюдения, игры на развитие мелкой моторики, театрализованная деятельность.

Программа включает в себя:

- перспективное планирование: «Знакомство и заучивание малых форм фольклора» (приложение №1, «Малые формы фольклора в режимных моментах» (приложение №2);

- игры с применением малых форм фольклора (приложение №3).

В программу «Ладушки» вошли следующие виды фольклора:

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Лучшему пониманию фольклора помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются шутливые диалоги, русские народные сказки, игры-драматизации.

Данная программа предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей.

В рамках программы «Ладушки» необходимо тесное взаимодействие с родителями, непосредственное их участие в нем. В работе с родителями используются разные формы работы: индивидуальные беседы, памятки, папки- передвижки, родительские собрания, детско-родительские выставки поделок и рисунков, привлечение родителей к оформлению развивающей среды группы.

Анализ эффективности программы

Для проверки эффективности программы «Ладушки», используется «Комплексная диагностика уровней освоения программы» по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. гербовой, Т. С. Комаровой для первой младшей группы.

Для выявления роли участия родителей в реализации программы «Ладушки», составлена анкета (приложение №4, целью которой является: выяснить, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие.

Итоговый результат

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо использовать в интегрированной форме, как в непосредственно- образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Положительный результат при реализации программы будет получен, при соблюдении следующих принципов:

-во-первых, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

-во-вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-в-третьих, активное включение детей;

-в-четвёртых, использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

В процессе работы по программе предполагаются следующие изменения:

- повышение интереса к устному народному творчеству, использование в своей речи малых форм фольклора;

- повышение у родителей интереса к использованию малых форм фольклора в формировании речи ребенка дома. Разучивание с детьми и подбор малых форм фольклора, объяснение детям их смысла.

Заключение

Программа позволяет сделать следующее заключение:

малые формы фольклора – незаменимый материал для различных упражнений по формированию речевой активности. Они лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. Использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребенка к ним начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Результатами интеграции данной программы в воспитательно-образовательном процессе являются:

- формирование словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- использование детьми в активной речи малых форм фольклора;

- умение играть в русские народные подвижные игры.

Программа позволяет доказать, что деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие уровня речевой активности детей.

Публикации по теме:

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
  • ПДД
Автор публикации:
Рабочая программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора «Ладушки»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 17:24
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Конспект занятия по ФЭМП «В гости к зайчику» во второй младшей группе
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе « В гости к зайчику» Цель: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать...
День здоровья в детском саду в старшей группе №7
День здоровья в детском саду – это праздник для детей. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых развлечений, шумных праздников, соревнований,...
Взаимодействие детей и родителей 2–3 лет «Чудо — дерево»
Семья -это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и...