МААМ-картинки

Рабочая программа по предмету «Устная речь» для УО детей 7 год обучения

Светлана Осташова
Рабочая программа по предмету «Устная речь» для УО детей 7 год обучения

(вариант 2)

Пояснительная записка

Программа разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.

Всего по программе – 33 часа. Согласно действующему учебному плану школы программа для специального класса предусматривает 2 часа в неделю.

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 9 часов

Публикация «Рабочая программа по предмету „Устная речь“ для УО детей 7 год обучения» размещена в разделах

4 четверть – 9 часов

За год – 33 часа

Статус документа:

Рабочая программа разработана с целью определения содержания данного предмета, системы знаний и умений, необходимых для применения в социально-практической деятельности, с учетом интеллектуальных особенностей школьников с нарушением интеллекта.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе:

Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Структура документа:

Задачи раздела «Устная речь» :

- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

- учить строить устные связные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения.

В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Подраздел «Аудирование»

Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на компьютер. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи»

Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»

Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребё нка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел :

«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситауции. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Специфика программы :

Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием школьников с интеллектуальной недостаточностью в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Планируемые результаты освоения курса:

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево, показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон

2. Картинки по лексическим темам

3. Таблицы по темам

4. Карточки для индивидуальной работы

5. Ресурсы интернета.

Учебно - тематический план:

Работа над слоговой структурой слова:

1. Работа над односложными словами со стечением согласных (стол, мост).

2. Над двухсложными и трехсложными словами без стечения согласных (василек)

3. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине, в конце

Лексика:

Расширение и уточнение словаря по темам:

Осень. Фрукты. Овощи. Сад-огород. Грибы. Ягоды. Транспорт. Посуда (продукты питания). Дикие животные. Домашние животные. Человек. Домашние птицы. Перелетные птицы. Поздняя осень. Зима. Зимние забавы. Зимующие птицы. Праздник «Новый год». Деревья. Мебель. Игрушки. Одежда. Обувь. Головные уборы. Моё Отечество (праздник 23 февраля). Профессии наших мам (праздник 8 марта). Космос. Семья. Весна. Праздник 9 Мая.

Грамматический строй речи:

1. Преобразование существительных в разных падежах единственного числа во множественное (кукле – куклам, куклы – кукол).

2. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени. (яблоко растет, яблоки растут, яблоко росло, яблоки росли, яблоко вырастет, яблоки вырастут).

3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (красное яблоко, красному яблоку, красным яблокам).

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5. Употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

6. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по).

7. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных по темам учебного года

8. Образование глаголов движения с приставками.

9. Образование существительных единственного и множественного числа

10. Согласование числительных 2 и 5 с существительными

11. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный).

12. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Развитие связной речи

1. Составление простых и распространенных предложений.

2. Обучение задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов

4. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Календарно-тематическое планирование

I четверть

№ Тема урока Дата Кол-во часов Деятельность на уроке

1

Осень. Признаки осени. Экскурсия на участок. Осень в нашем округе. 04.09 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Осень». Учить составлять простые предложения. Учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа. Учить образовывать существительные мн. числа от сущ. ед. числа. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. Воспитывать любовь к природе.

2 Фрукты. 11.09 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Фрукты». Учить составлять простые предложения. Учить согласовывать числительные с существительными. Образовывать существительные множественного числа от существительных ед. ч. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

3 Овощи. 18.09 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Овощи». Учить составлять простые предложения. Учить согласовывать числительные с существительными. Образовывать существительные множественного числа от существительных ед. ч. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

4 Фрукты и овощи, растущие в Н. А. О. 25.09 1 Продолжать расширять и уточнять словарь по теме. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь к природе нашего края.

5 Ягоды, растущие в Н. А. О. 02.10 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Ягоды». Согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени. Воспитывать любовь к природе нашего края.

6 Дикие животные в Н. А. О. 09.10 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Дикие животные». Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь к природе нашего края.

7 Дикие и домашние животные. Сходства и отличия. 16.10 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Домашние животные». Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

8 Транспорт. Экскурсия в город. 23.10 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Транспорт». Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Работать над односложными словами.

9 Посуда. Продукты питания. 13.11 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Посуда». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над односложными словами. Употреблять простые предлоги в собственной речи : в, на, за.

10 Человек. Части тела. 20.11 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Человек». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над односложными словами. Образовывать притяжательные прилагательные.

11 Домашние и перелетные птицы. Сходства и различия. 27.11 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Домашние и перелетные птицы». Употреблять простые предлоги в собственной речи : в, на, за, под, над. Образовывать притяжательные прилагательные. Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над двусложными словами.

12 Перелетные птицы в Н. А. О. 04.12 1 Продолжать расширять и уточнять словарь по теме. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Работать над двусложными словами. Воспитывать любовь к природе нашего края.

13 Поздняя осень. Признаки поздней осени в Н. А. О. 11.12 1

Продолжать расширять и уточнять словарь по теме «Осень». Употреблять простые предлоги в собственной речи : в, на, за, под, над. Образовывать существительные единственного и множественного числа.

Образовывать притяжательные и относительные прилагательные. Воспитывать любовь к природе нашего края.

14 Зима.

Зимние забавы. 18.12 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Зима». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над односложными словами. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образовывать притяжательные и относительные прилагательные. Работать над двусложными словами.

15 Зимующие перелетные и домашние птицы. Сходства и различия. 25.12 1

Продолжать расширять и уточнять словарь по теме. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Работать над трехсложными словами. Образовывать глаголы движения с приставками.

16 Зимующие птицы в Н. А. О. 15.01 1 Продолжать расширять и уточнять словарь по теме. Образовывать притяжательные и относительные прилагательные. Воспитывать любовь к природе нашего края.

17 Праздник: «Новый год». Новогодний карнавал. 22.01 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Новый год». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над односложными словами. Работать над двусложными словами. Согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.

18 Мебель.

Мебель для дома. 29.01 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Мебель». Согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

Работать над трехсложными словами. Составлять описательные рассказы.

19 Одежда. Сезонная одежда. Детская, женская, мужская одежда. Сходства и различия. Одежда для дома и школы. 05.02 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Одежда». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над односложными и двусложными словами.

Работать над трехсложными словами. Составлять описательные рассказы.

Образовывать сравнительную степень прилагательных. Учить краткому пересказу.

20 Праздник: «23 февраля». 12.02 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Одежда». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Учить краткому пересказу.

21 Обувь.

Детская, женская, мужская обувь. Сходства и различия. 26.02 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Обувь». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Продолжать учить задавать вопросы. Образовывать сравнительную степень прилагательных. Учить краткому пересказу.

22 Праздник: «8 Марта!» 05.03 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Женский праздник». Учить составлять рассказ по серии картин.

23 Профессии наших мам. 12.03 1 Расширять и уточнять словарь по теме «профессии». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Продолжать учить задавать вопросы. Составлять рассказы по серии картин.

24 Профессии для мужчин. 19.03 1 Расширять и уточнять словарь по теме «профессии». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Продолжать учить задавать вопросы. Составлять рассказы по серии картин.

25 Обувь, одежда, головные уборы. Сходства и различия. 02.04 1 Продолжать расширять и уточнять словарь по теме. Употреблять простые предлоги места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по). Составлять описательные рассказы.

26 Космос. Планета «Земля».

Праздник: «День космонавтики». 09.04 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Космос». Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Работать над односложными, двусложными, трехсложными словами.

Составлять рассказы по картине.

27 Весна. Признаки весны.

Весна в нашем округе. 16.04 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Весна». Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Составлять рассказы по картине. Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Работать над односложными словами. Образовывать притяжательные прилагательные. Воспитывать любовь к природе нашего края.

28 Моя семья. Члены семьи. 23.04 1 Продолжать расширять и уточнять словарь по теме «Моя семья». Употреблять простые предлоги места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по). Составлять описательные рассказы.

29 Праздник: «9 Мая!» 30.04 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Праздник 9 Мая!». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Образовывать притяжательные прилагательные. Составлять рассказы по картине.

30 Праздник: «9 Мая!». Экскурсия к Памятникам города. 07.05 1 Продолжать расширять и уточнять словарь по теме «Праздник 9 Мая!». Работать над односложными словами. Образовывать притяжательные прилагательные.

31 Семья, живущая в тундре. НРК 14.05 1

Расширять и уточнять словарь по теме «Семья», «Семья, живущая в тундре». Употреблять окончания существительных в именительном падеже множественного числа. Составлять описательные рассказы.

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

32

Моя семья. Традиции и обычаи. 21.05 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Традиции и обычаи моей семьи». Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

33 Летние каникулы. 28.05 1 Расширять и уточнять словарь по теме «Летние каникулы». Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Составлять рассказы по картине.

Публикации по теме:

Пояснительная записка к предмету «Человек», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Пояснительная записка к предмету: «Человек», 1 класс (2 год обучения)0,5ч. в неделю, 17ч. в год Настоящая программа обучения по предмету.

Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок Пояснительная записка (к предмету: «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения) (0,5ч. в неделю, 17 ч. в год). Настоящая программа.

Конспект занятия по основам грамоты и письма «Речь устная и письменная» (предшкольный класс) № 2 тема: Как люди общаются друг с другом? речь устная и письменная Цели обучения данного ОУД 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный государственный.

Рабочая программа по математике для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант.

Рабочая программа для учащегося 1 класса с УО по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучения на дому РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация учащейся 1 класса (надомное обучение) НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с Тмнр Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушения.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 2 класс Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный государственный.

Рабочая программа средней группы для детей от 4 до 5 лет на 2018–19 учебный год СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи в соответствии с ФГОС ДО 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности.

Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития по предмету «Музыка и движение» (1 год обучения) Разработка и реализация СИПР (специальной индивидуальной программы развития) по предмету «Музыка и движение» 1 год обучения (из опыта работы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Устная речь» для УО детей 7 год обучения
Опубликовано: 16 января 2019 в 19:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД