Мананникова Светлана
Рабочая программа по разделу «Развитие речи» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по разделу «Развитие речи».
(младший дошкольный возраст)
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа по разделу „Развитие речи“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы : обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Настоящая программа описывает курс подготовки по развитию речи детей младшего дошкольного возраста и разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию речи для ДОУ.
Программа.
Цель: Развитие культуры речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формирование этического представления и нравственного чувства.
Задачи:
- осваивать навыки разговорной речи, излагая свои мысли простыми и сложными предложениями.
- развивать артикуляционный аппарат ребенка.
- формировать элементы звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.
- формировать правильное звукопроизношение гласных звуков; произношение твердых и мягких согласных звуков.
- научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать)
- знакомить с терминами «звук», «слово».
- учить правильно понимать значение слов, обогащаем активный словарный запас.
- учить понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирать действия к предмету и предметы к действию.
- учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе.
- учить составлять небольшие рассказы по картинке и подводить к составлению рассказов на темы из личного опыта.
Количество НОД в год в неделю
Продолжительность (мин) Младшая группа Средняя группа
Диагностика: 2 раза в год (сентябрь - вводная, май – итоговая).
Содержание учебной дисциплины (программы).
Обогащение и совершенствование речи создает благоприятную речевую среду, из которой дети смогут черпать культурные речевые образцы.
Помогать детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.
Обогатить и активизировать словарный запас детей.
Тематический годовой план.
месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь Наша группа Игры и игрушки Друзья, учимся знакомится Осень
октябрь Овощи Фрукты Растения, грибы Птицы
ноябрь Дикие животные Домашние животные Транспорт Дорожное движение
декабрь Дом и его части Мебель Посуда Новый Год
январь Зима Зимние развлечения Здоровье Части тела
февраль Профессии Наши добрые дела Папин праздник Прощание с зимой
март Мамин праздник Семья Одежда Этикет
апрель Весна Космос Насекомые Обитатели морей и океанов
май Цветы Наша страна Мой город Лес, поле, луг
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Дети могут (младшая группа) :
- уметь рассматривать сюжетные картинки.
- уметь отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- уметь использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Дети могут (средняя группа) :
- уметь употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- уметь выделять первый звук в слове.
- уметь рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- уметь с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
Способы проверки знаний, навыков и умений.
Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:
- обследование проводится человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке;
- для обследования нужно использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка);
- высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом.
Детям предлагаются различные задания в игровой форме.
(Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной)).
Литература.
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».
О. С. Ушакова «Программа развития речи у детей дошкольного возраста».