НАДЕЖДА ВЫШЕГОРОДЦЕВА
Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа образовательной области «Коммуникация» «Речевое развитие» разработана в соответствии с
• основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 год)
• Положением о рабочей программе МБОУ «Комсомольская СОШ»
Публикация «Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• учебником В. В. Гербовой «Занятия по развитию речи в младшей группе» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
Условием успешной реализации программы «Речевое развитие» является.
создание речевой развивающей среды;
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;
ситуативные разговоры с детьми;
называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей;
По программе на занятия по «Развитию речи» отводится 1 час в неделю.
Это 34-36 занятия в год. Занятия по речевому развитию строго регламентированы: для детей 3-4 лет: 15 минут. 4-5 лет: 20 минут.
Цель программы: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения родным языком.
Задачи:
1) Овладение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6) Формирование звуковой синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Планируемые результаты.
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие речи
• Рассматривает сюжетные картинки.
• Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
• Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Содержание программы.
Развитие речи.
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть. “», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые
игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет-скамеечка, шуба-пальто-дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.
п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Художественная литература.
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Календарно-тематическое планирование занятий
в младшей дошкольной группе 3-4 лет.
Дата
п/н
Тема
Кол-во часов
06.09 1 Чтение стихотворения С. Чёрного «Приставалка» 1
13.09 2 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». 1
20.09 3 Звуки а и у. 1
27.09 4 Звук у. 1
04.10 5 Рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень». Составление несложных предложений. 1
11.10 6 Чтение русской народной сказки «Колобок». 1
18.10 7 Звуковая культура речи: звук о.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» 1
25.10 8 Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила….» 1
15.11 9 Чтение стихотворений об осени. 1
22.11 10 Звуковая культура речи: звук и. 1
29.11 11 Рассматривание сюжетных картинок по теме «Овощи и фрукты». Звук а. (арбуз, апельсин, абрикос, ананас) 1
06.12 12 Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» 1
13.12 13 Чтение сказки «Снегурушка и лиса». 1
20.12 14 Пересказ сказки «Снегурушка и лиса». 1
27.12 15 Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт». Заучивание стихотворения А. Босева «Трое» 1
16 Игра – инсценировка «У матрёшки – новоселье». 1
17 Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» 1
18 Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди». 1
19 Звуковая культура речи: звуки м и мь. 1
20 Звуковая культура речи: звуки п, пь. 1
21 Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» 1
22 Звуковая культура речи: звуки б, бь. 1
23 Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Чтение книжки В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». 1
24 Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» 1
25 Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она». 1
26 Звуковая культура речи: звуки т, п, к. 1
27 Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» 1
28 Рассматривание сюжетных картин на тему «Зима». 1
29 Беседа «Приметы весны». Рассматривание сюжетных картинок о весне. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». 1
30 Звуковая культура речи: звук ф 1
31 Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна». 1
32 Звуковая культура речи: звук с. Скороговорки со звуком С. 1
33 Чтение русской народной сказки «Бычок-чёрный бочок, белые копытца». Заучивание стихотворения «Цок-цок, цок-цок, скачет резвый табунок…» 1
34 Звуковая культура речи: звук з. Скороговорки со звуком з. 1
35 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» 1
36 Звуковая культура речи: звук ц. Скороговорки со звуком ц. 1
Итого 36