Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование»

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование»

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления.

Так как именно в период дошкольного детства интенсивно идет развитие познавательной деятельности у детей.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить свою любознательность, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

Ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

Внедрение новых технологий также обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Надо отметить, что применение технологии исследовательской деятельности не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Цель ТРИЗ заключается в том, чтобы развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качество творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ помогает развивать у дошкольников мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

На занятиях ТРИЗ всегда должно быть:

- интересно, доброжелательно, таинственно;

- понятно, нравственно, полезно сейчас и потом;

- весело, эмоционально;

- разнообразно, без повторов;

- с большим количеством сопоставлений и противоречий;

- с большим уважением к личности ребенка и его самостоятельности;

- принцип комфортности радости общения,

все это развивает познавательный интерес у детей.

Тризовская технология разрешает детям говорить все. И в такой ситуации дети свободно мыслят, высказывают открыто свое мнение, выдумкам нет предела, и есть место изобретательству.

Применяя новый методический подход к организации поисково — исследовательской деятельности, также можно использовать творческий метод познания окружающего мира — метод экспериментирования. Этот метод тесно связан со всеми видами деятельности дошкольников.

Экспериментирование и развитие речи связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при подведении итогов об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с ознакомлением окружающего мира.

Главное достоинство этой деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

По проведению экспериментально- исследовательской деятельности можно использовать различные формы работы.

Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность.

Во время экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

В результате организации и проведения детского экспериментирования в школе раннего развития, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, развивается самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Внедрение познавательно-исследовательской технологии — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.

Желаю всем творческих успехов.

Публикации по теме:

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации для родителей по театрализованной деятельности С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать для него атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. [/b] Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений,.

Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Пояснительная записка. В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных.

Методические рекомендации на тему «О структуре музыкальности» Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Методические рекомендации по составлению годового плана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной.

Организация совместной образовательной деятельности по технологии познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Тайна мыльных пузырей», возраст детей 3-4 года Оборудование: вода, мыло, глицерин, емкости для приготовления мыльного раствора,.

Внедрение технологии Марии Монтессори в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения Для успешного решения проблемы нашего общества, в духовно-нравственном смысле, необходимо владеть совершенно другим складом личности, творческим.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование»
Опубликовано: 9 июня 2016 в 07:33
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Пушистые друзья для котенка Малыша»
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка....
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление светофора с использованием...
Цель: учить детей делать игрушку-светофор из различного бросового материала ( коробки, бутылки, пробки, крышки от коробки, нитки) Программные задачи: •...
Фотоотчет «Папин праздник»
Дети любого возраста всегда ждут праздника. А особенно любят что - то мастерить и дарить свои поделки, рисунки своим родителям. И вот намечался праздник 23...
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной...
Отчет о тематической неделе «Дикие животные»
Тематическая неделя «Дикие животные» Вот и прошла неделя по теме «Дикие животные». Дети первой младшей группы познакомились с животными, которые живут в...