Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления.
Так как именно в период дошкольного детства интенсивно идет развитие познавательной деятельности у детей.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Публикация «Методические рекомендации „Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование“» размещена в разделах
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить свою любознательность, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.
Ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Внедрение новых технологий также обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Надо отметить, что применение технологии исследовательской деятельности не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Цель ТРИЗ заключается в том, чтобы развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качество творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ помогает развивать у дошкольников мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
На занятиях ТРИЗ всегда должно быть:
- интересно, доброжелательно, таинственно;
- понятно, нравственно, полезно сейчас и потом;
- весело, эмоционально;
- разнообразно, без повторов;
- с большим количеством сопоставлений и противоречий;
- с большим уважением к личности ребенка и его самостоятельности;
- принцип комфортности радости общения,
все это развивает познавательный интерес у детей.
Тризовская технология разрешает детям говорить все. И в такой ситуации дети свободно мыслят, высказывают открыто свое мнение, выдумкам нет предела, и есть место изобретательству.
Применяя новый методический подход к организации поисково — исследовательской деятельности, также можно использовать творческий метод познания окружающего мира — метод экспериментирования. Этот метод тесно связан со всеми видами деятельности дошкольников.
Экспериментирование и развитие речи связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при подведении итогов об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с ознакомлением окружающего мира.
Главное достоинство этой деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
По проведению экспериментально- исследовательской деятельности можно использовать различные формы работы.
Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность.
Во время экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.
В результате организации и проведения детского экспериментирования в школе раннего развития, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, развивается самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Внедрение познавательно-исследовательской технологии — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.
Желаю всем творческих успехов.