Юлия Жмакина
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для детей раннего возраста «Адаптация в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Ромашка», МБДОУ детский сад № 22
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию
для детей раннего возраста
«Адаптация в ДОУ»
Разработчик : Жмакина Юлия Сергеевна
2017 г
Пояснительная записка
Программа составлена для организации работы с детьми раннего дошкольного возраста. Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г, на основе Основной образовательной программы МБДОУ ДС №166 и, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа адаптации рассчитана на 64 дня.
Публикация «Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для детей раннего возраста „Адаптация в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Рабочая Программа основана для детей от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в раннем дошкольном возрасте.
Цели и задачи программы
Цель РП: создать условия для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения на основе интеграции: привлекать родителей как активных участников в выборе адекватных путей воспитания и развития малыша.
ЗадачиРП:
1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Формировать представления о социальном мире и о себе в нем.
3. Воспитывать социальные чувства эмоционально-оценочные отношения к окружающей действительности.
4. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Формы и методы реализации программы
Методы и приемы:
1. Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей.
2. Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).
3. Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры. Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее).
Особенности адаптационного периода
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим к:
• позитивным результатам (адаптированность)
• негативным (стресс)
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода : легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
При этом выделяют критерии успешной адаптации :
• внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
• внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Уровни адаптации
• Физиологический (надо привыкнуть) :
- к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам, режимным моментам;
- необходимости самоограничений;
- к невозможности уединения;
- к новой пище, новым помещениям, освещенности.
• Психологический (предстоит привыкнуть) :
- к отсутствию значимого взрослого (мама, папа);
- необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
- большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
- необходимости отстаивать свое личное пространство.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Условия успешной адаптации
Сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
• самостоятельно есть разнообразную пищу;
• своевременно сообщать о своих потребностях: просится в туалет или на горшок;
• мыть руки при помощи взрослых, пользовать ся полотенцем, носовым платком;
• перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным, нами разработана ступенчатая адаптация :
• в течение первой недели ребенок посещает детский сад 1,5 – 2 часа;
• в течение второй недели время пребывания увеличивается на 1 – 1,5 часа, включая режимные моменты: завтрак, выход на прогулку, прогулка (родители забирают ребенка во время прогулки);
• 3 неделя: дети возвращаются с прогулки, обедают, после обеда приходят родители;
• 4 неделя: обед и постепенное оставание на сон, родители приходят по звонку воспитателя после сон часа;
• полная адаптация 10-12 недель;
• весь сентябрь забирать ребенка не позднее 17.00 (закрепляем его психологические и физиологическое состояние для последующего комфортного пребывания в нашем детском саду.
Первая неделя адаптационного периода проходит на прогулочной площадке, по 2-3 новеньких ребенка в день. В последующие недели по 2-3 новых ребенка на день во время прогулки детей которые уже прошли первый этап адаптации( 10.00 – 11.30, либо вторая половина дня (15.00 – 17.00).
Правила введения ребенка в ДОУ
1. Ступенчатая адаптация.
2. Полная адаптация 10-12 недель.
3. Если ребенок всю неделю тяжело посещает детский сад можно среди недели сделать ему выходной (1 день).
4. В период адаптации сохраняются все привычки ребенка, в том числе и вредные.
5. Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога дома).
6. Не рекомендуется в период адаптации делать прививки, инъекции.
7. Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.
8. Единые требования, как в детском саду, так и дома.
В период адаптации родителям необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• устройство ребенка в детский сад лучше совместить с вашим отпуском;
• в период привыкания ребенка к детскому саду прислушиваться к советам воспитателей и просьбам персонала;
• тщательно следить за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
• будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
• поддерживайте дома спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями ребенка, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек;
• придумайте ритуал приветствия и прощания;
• ваше спокойствие и уверенность говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для него нет.
Содержание программы
Занятие Название Содержание
№1
№ 2 В гостях у доктора «Ухо»
№ 3
В гостях у доктора «Глаз»
№4 «Вол
шебные дорожки»
№ 5 «Весе-
лые коло
коль-
чики
№ 6
«Пла-нета привет-
ствий «Назови себя ласково»
«Солнышко»
Релаксационное упражнение «Я дарю тебе…»
«Назови себя ласково»
«Солнышко и туча»
«Звукоподражание»
«Шумелочки»
Релаксационное упражнение под музыкальное сопровождение «Сон на берегу моря».
«Здравствуй, я котик»
«Котик ласкает»
«Котенок веселый–грустный»
«Таня, ты сейчас в лесу»
«Маленькие ножки»
«Лицо загорает»
«Рисуем солнышко».
Релаксационное упражнение «Cнежинки» под музыкальное сопровождение
«Здравствуй, кто позвал?»
Этюд «Солнышко и тучка»
Игра «Минута шалости»
Релаксационное упражнение «Лентяи»
«Здравствуй, я»
«Здороваются в различных настроениях»
«Зайчик веселый – грустный»
Релаксационное упражнение «На полянке» под музыкальное сопровождение
Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами : «Я люблю…»
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви.
Все участники стоят по кругу. С помощью мимики, движения, без слов, под мелодичную музыку каждый, начиная с ведущего, по очереди «дарит» свое настроение, положительную эмоцию своему соседу слева.
Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя
(напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться);разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.
Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
( Психолог берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др. фиксирует, как они звучат и передает по кругу)
Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его содержание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии) : вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались. (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)
Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени:«Здравствуй, я Саша».
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т. п.
(музыкальное сопровождение)
Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.
Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:
Таня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки закрывай,
кто скорее отгадай!
(под музыкальное сопровождение)
Психолог показывает по всему залу и предлагает отправиться в путешествие по необыкновенным дорожкам:
Эти дорожки не простые, а волшебные.
По дорожкам кто пройдет тот и спляшет и споет,
Затем все дети проговаривают слова и выполняют движения произвольно.
(напряжение и расслабление мышц туловища)
Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, хочет сесть на язычок, крепко закрываем рот (задержка дыхания). Жук улетает. Слегка приоткрыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Нос загорает и т. д.
Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям палочки, которые кладутся детьми вокруг круга изображенного на листе бумаге. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот (под музыкальный ритм)
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные cнежинки. Ваши ручки легкие-легкие - это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже i егкое-легкое, как будто оно соткано из снежных пушинок. Подул легкий ветерок, и. нежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки. :пауза- поглаживание детей). Гладит. (имя, ласкает. (имя). Вам хорошо и приятно, но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
Игра на закрепление знания имени участников
(на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка лыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).
(музыкальное сопровождение)
Психолог по сигналу (бубен) предлагает детям шалить: каждый делает все, что ему хочется. Повторный сигнал через 1-2 мин объявляется конец шалости.
Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы - лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. (пауза - поглаживание детей). Отдыхают ручки у. (имя, отдыхают ножки у. (имя). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблены. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень.
Психолог приносит большую игрушку зайца и предлагает детям по очереди поздороваться. Каждый ребенок жмет зайцу лапку и представляется, называя себя по имени:«Здравствуй, я Саша».
Радость, грусть, печаль, удивление
(музыкальное сопровождение)
Психолог просит всех детей превратиться в зайчат, а затем показать веселых зайчат, когда они играют, после этого – грустных, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых зайчат, когда им купили новую игрушку.
Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняется полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело,., (пауза - поглаживание детей). Лучики гладят. (имя, ласкают. (и так •каждого ребенка). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
Взаимодействие с родителями
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. Представлены анкеты для родителей (Приложение 1, а также, для родителей, на период адаптации разработаны памятки (Приложение 2).
Мониторинг
Три направления:
– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) ; беседы с родителями.
– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада ( первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность) Осмотр врачом-педиатором.
– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, с желанием посещает детский сад.
Список литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.
4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. ].– М. : Просвещение, 2007. – 303с. : ил.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
1. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
3. Дружная семейка. Программа адаптации к ДОУ/Е. О. Севостьянова. – М. : Сфера, 2006. – 121 с.
4. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду” : лекции 1-4. М. : Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
5. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду” : лекции 5-8. М. : Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.
6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва. : Теревинф, 2007. — 232 с.