Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Живые картинки»

Галина Халикова
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Живые картинки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №13 «Радуга»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ ЦРР

детский сад №13 «Радуга»

___И. В Чимрова

«»___2016г

Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми

На тему «Живые картинки»

Принято и одобрено

На педагогическом совете

Протокол №

От «» ___2016г

Согласовано

Старший воспитатель

___С. М Атаскевич

Выполнила: Халикова Г. Ю

г. Гусиноозерск, 2016г

]Пояснительная записка

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель обучения мнемотехнике - развитие психических процессов - памяти, мышления, воображения, внимания. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи – приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Актуальность программы.

При работе с детьми заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас. Вследствие чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.

Поэтому перед собой я поставила задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) .

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

• Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Предполагаемый результат:

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

7. дети смогут составлять рассказ - повествование с помощью мнемотаблиц.

8. Научатся пересказывать.

Методы работы:

-чтение художественных произведений;

- анализ прочитанных произведений;

- рассматривание и анализ мнемодорожек, мнемотаблиц;

- заучивания, пересказы;

- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.

Этапы работы с мнемотаблицами.

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы,например: домик, крыша, волк-зубами щёлк, хвост пушистый у лисы, медведь.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.Например: «Стоял в поле теремок,

прибежала и поселилась в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок и развалился». При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев.Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

Перспективное планирование занятий по развитию речи детей 5 лет с использованием мнемотехники.

Сроки выполнения Содержание работы Совместная деятельность Кол-во часов

сентябрь Входной мониторинг 2ч

Подбор литературы по теме 2ч

Пересказ р. н. сказки «Репка» Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-. 1ч

Беседа «Фрукты» Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы. 1ч

Заучивание стихотворения «Листопад» Н Минский Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову. 1ч

«Игрушки» Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества. 1ч

октябрь Заучивание стихотворения об овощах. Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, и запоминать. 2 ч.

Заучивание четверостишия с детьми ниже среднего уровня. 1ч

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу.

Повысить эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов. 2ч

Составление рассказ о времени года. Формировать умение воспроизводить информацию с мнемотаблицы, составлять рассказ в определенной последовательности с картинками. 2ч

Заучивание стихотворения «Подарки Осени»

ноябрь Разгадывание загадок «лук, яблоки, морковь» Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, учить разгадывать загадки, развивать память, мышление. 1ч

Разучивание стихотворения «У лисы в лесу густом» и автоматизация звука- «с». Учить воспроизводить информацию с мнемотаблицы и запоминать ее; развивать память, активизировать речь детей. 1ч

Составление описательного рассказа на тему «Дикие животные» Формировать умение перекодировать и воспроизводит информацию с мнемотаблицы, а также составлять описательный рассказ. 2ч

Составление описательного рассказа на тему «Домашние животные»

Пересказ сказки «Курочка ряба» Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-. 2ч

Пересказ сказки «Теремок» Формировать умение детей воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, при помощи метода моделирования.

Развивать связную речь: умение интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы знакомой сказки в процессе пересказа. 2ч

декабрь Пересказ рассказа «Здравствуй зимушка-зима» Формировать умение перекодировать информацию с мнемотаблицы, пересказывать рассказ в соответствии с картинками; развивать память, мышление, активизировать и обогащать речь детей. 2ч

Заучивание стихотворения «Зимушка - зима» Расширять представление о перекодировке информации с картинки; развивать память, активизировать речь детей, четкое проговаривание слов. 2ч

Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Учить детей составлять рассказ по картине; расширять представление о зимних забавах; развивать память, воображение, активизировать и обогащать речь детей по теме. 1ч

Заучивание стихотворения «Игрушки» Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы; развивать память, активизировать речь детей. 2ч

Скороговорки на звук «Р» Учить четко проговаривать звук «Р», развивать речь детей. 1ч

январь Заучивание стихотворения «Зима спустилась к нам с небес»

Мнемодорожка- Скороговорки со звуком «Л», «Ль» (Варя на проталинке)

Учить четко, проговаривать скороговорки с определенным звуком; развивать память, активизировать речь детей, формировать умение перекодировать текст. 1ч

Мнемодорожка-Скороговорки со звуком «Ш» (У бабушки нашей, кошка на окошке). 1ч

Заучивание стихотворения «жил-был грибочек». 1ч

Мнемодорожка- скороговорки со звуком «с», «сь», «з», «зь». 1ч

Заучивание стихотворения Воронько «Пирог» Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки. 2ч

февраль Рассказывание «рукавичка» Формирование желания пересказывать сказки 2ч

Рассказывание сказки «Колобок»

Рассказывание сказки «Машенька и медведь»

Заучивание стихотворения «Насекомые» Закрепить с детьми названия насекомых; развивать память, монологическую речь, обогащать словарь детей. 1ч

Заучивание «Где обедал воробей» Закрепить с детьми произведение С. Я. Маршака, развивать память, внимание, активизировать речь детей. 1ч

март Рассказывание по картине «Мама моет посуду». Составление описательного рассказа по картине; тренировать детей в составлении простых мнемотаблиц и их зарисовки. 2ч

Заучивание стихотворения «Ромашки» Формировать умение перекодировать информацию с картинки, запоминать слова и знаки. Развивать память, внимание, активизировать речь, воспитывать любовь к маме. 2ч

Заучивание стихотворения «посидим в тишине» Елены Благининой.

Составление рассказа по теме «Весна» Учить детей перекодировать информацию по таблице; активизировать и обогащать словарь детей. 2ч

Заучивание стихотворения Плещеева «Капель» Расширять представление о весне. Развивать память, внимание, воображение. 2ч

апрель Заучивание стихотворения ко дню космонавтики «В темном небе», Формировать умение перекодировать информацию с картинки, запоминать слова в соответствии с картинками. 2ч

Автоматизация звука {ч} – «Дюймовочка» пересказ. Учить детей пересказывать текст, составлять предложения. 2ч

Чистоговорки. Учить детей чисто и четко проговаривать слова. 2ч

Заучивание стихотворения «Синий домик»

Закрепить умение перекодировать информацию с картинки, запоминать картинки. 2ч

Заучивание стихотворения «повар»

май Время года «Лето». Составление описательного рассказа «Лето».

Заучивание стихотворения «Росинки»

Закрепление умения перекодировки информации с картинки и ее запоминания. 2ч

Заучивания стих-я «На солнечной полянке»

Заучивание английской песни «Портные». Познакомить детей с английской песенкой, закрепить умение перекодировать информацию с картинки и запомнить ее. 2ч

Итоговый мониторинг 2ч

Работа с родителями

Месяц Содержание работы Форма проведения

Сентябрь Развитие детей 5 -го года жизни. Родительское собрание

Октябрь Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 5 лет. Выставка

Ноябрь «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 5 лет». Консультация для родителей

Декабрь Что такое мнемотехника? Папка-передвижка

Январь «Развитие речи у детей 5 лет. Метод мнемотехники».Родительское собрание

Февраль «Мнемотехника в разучивании стихотворений».Консультация для родителей

Март Составляем и используем мнемотаблицы дома. Папка передвижка

Апрель «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». Индивидуальные

консультации

Май «Наши успехи». Родительское собрания

Публикации по теме:

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Игры с магнитом «Живые картинки» по теме «Транспорт»Игры с магнитом «Живые картинки» по теме «Транспорт» Пособие сделано для детей 3-4 лет. Задачи: -расширять представление детей о видах транспорта; -развивать интерес к играм с магнитом; -умение.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Автор публикации:
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Живые картинки»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 12:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки