Юлия Жмакина
Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Ромашка», Детский сад № 22
Рабочая программа по экологическому образованию
для детей средней группы
«Юные экологи»
Разработчик : Жмакина Юлия Сергеевна
2017 г
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы „Юные экологи“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста (средняя группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г, на основе Основной образовательной программы МАДОУ ДС №166, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год.
Настоящая рабочая Программа основана на элементах прикладной и социальной экологии для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Цели и задачи программы
Цель РП: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания
Задачи РП:
1. Образовательная : расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Основные направления реализации программы
1. НОД по экологическому образованию.
2. Совместная деятельность.
3. Самостоятельная деятельность.
Формы и методы реализации программы
Методы и приемы:
1. Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей.
2. Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).
3. Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры. Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее).
Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная
деятельность детей В совместной деятельности с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Индивидуальные
подгрупповые Индивидуальные
групповые
• Рассматривание
• Наблюдение
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
• Экскурсия
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Беседа
• Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Экспериментирование
• Проблемная ситуация • Сюжетно-ролевая игра
• Рассматривание
• Наблюдение
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
• Ситуативный разговор с детьми
• Экскурсия
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Беседа
• Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Экспериментирование
• Проблемная ситуация • Во всех видах
самостоятельной детской деятельности
• День открытых дверей
• Педагогическая гостиная
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
• Обогащение предметной среды
• Чтение литературы
• Праздники и развлечения
• Консультации
• Экспериментирование
• Конкурсы, игры-викторины
Планируемые результаты
1. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между действиями человека и последствиями для природы.
2. Дети проявляют бережное отношение к природе, а также знают культуру поведения в ней.
3. Дети проявляют инициативу и желание беречь природу.
4. Дети знают правила поведения в природе.
Содержание программы
Непосредственно организованная образовательная деятельность
(виды деятельности, цель) Совместная с взрослым деятельность
(виды деятельности, цель) Самостоятельная деятельность
(виды деятельности, цель)
1. Кому нужна вода.
ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать бережное отношение к воде.
Виды деятельности:
-Беседа «Что такое вода»
- Беседа «Какой вред может нанести природе вода»
- Наблюдение за водой
- Просмотр презентаций
- Рисование на тему: «Защитим природу»
- Рисование на тему «Не засоряй водоемы»
2. Наблюдение за рыбкой.
Цель: Закрепить знания детей о рыбке и условиях её жизни в аквариуме. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
«Юные защитники природы»
Цель:Учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций «Негативное отношение к природе», дидактические игры «Правила поведения в природе», «Безопасность в природе» решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
«Природа просит помощи»
Цель:Учить детей выделять проблемные ситуации, находить способы их решения. Учить выделять негативные явления в природе.
Виды деятельности:
музыкально-художественная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о природе, беседы о явлениях природы, о влиянии человека на окружающую среду, экскурсии в парк, на водоем.
«Природа — наш дом»
Цель:
Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое)
Виды деятельности:
Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику. Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Виды деятельности
-Беседы:
- «Не причиняя вреда природе»
Цель: Обговорить с родителями правила поведения в природе на отдыхе.
- «Экология и мы»
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
-Родительские собрания :
- «Мир природы и ребенок»
Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, их
эмоционального положительного и психологического сближения; повысить
интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом;
повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в
воспитании у детей любви к природе.
- «Природа и мы»
Цель:
Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также во время
реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.
- «Руку дружбы природе»
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;
формирование правил экологически грамотного взаимодействия с
окружающей средой;
повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
-Анкета:
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
-Экологический праздник
- «Мы – друзья природы!»
Цель: учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.
-Тематическая выставка
«Мой выбор – защищать природу!» - развернутая тематическая выставка.
Цель: Совместно с родителями с помощью данной выставки научить детей беречь природу, формировать ответственное отношение к природе. Пробудить в детях гуманное отношение к природе, в целях бережного отношения к своему здоровью и жизни всего окружающего мира. «Уголок природы»
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания, через приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Самостоятельная деятельность детей.
Проектная деятельность:
Проект на тему «Мы – друзья природы»
Цель: Формирование экологической культуры средних дошкольников.
Задачи:
-Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
-Развивать представления об опасных для природы действий человека;
-Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.
Экологические игры.
-Дидактическая игра с пазлами:
-«Собери 2 больших картинки»
Цель игры: Собирать из множества маленьких кусочков картинок целый образ изображения. (изображения леса, испорченного человеком и леса здорового)
-Дидактическая игра «Береги природу»
Цель:Воспитывать у детей понимание, что цветы, деревья – живая природа, разрушая ее можно навредить не только природе, но и своему здоровью и здоровью окружающих.
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Труд в природе:
- уборка мусора на участке
Коммуникативная деятельность.
-Беседа на тему «Поможем природе»
Цель: сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.
-Составление рассказов по серии картинок «Миша в лесу»
Цель: закреплении знаний о поведении людей в лесу.
Просмотр и обсуждение Видео на тему «Земля -наша планета».
Наблюдения.
-Наблюдение за божьей коровкой.
Цель: Закрепить у детей знания о насекомом божья коровка, а также вспомнить какую пользу она приносит человеку.
-Наблюдение за бабочками
Цель: расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу бабочках; воспитывать бережное отношение к бабочкам.
Изобразительная деятельность.
-Рисование на тему «Как человек любит природу»
Цель: закрепление полученных знаний, воспитание бережного отношения к природе в процессе рисования.
Чтение художественной литературы.
Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого.
- «Чудесное спасение»
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна.
- «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»
Автор: Студнева Елена Георгиевна.
-Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)
Автор: Студнева Елена Георгиевна.
-История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
Автор: Студнева Елена Георгиевна.
-Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)
Автор: Студнева Елена Георгиевна.
-Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)
Автор: Студнева Елена
Работа с родителями
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
2. Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
3. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
4. Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия с взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
5. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей по образовательной области «Экологическое образование»
1. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
2. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
3. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха сельчан.
4. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.