Получи документы

Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»

Юлия Жмакина
Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Ромашка», Детский сад № 22

Рабочая программа по экологическому образованию

для детей средней группы

«Юные экологи»

Разработчик : Жмакина Юлия Сергеевна

2017 г

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы „Юные экологи“» размещена в разделах

Программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста (средняя группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г, на основе Основной образовательной программы МАДОУ ДС №166, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год.

Настоящая рабочая Программа основана на элементах прикладной и социальной экологии для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Цели и задачи программы

Цель РП: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески

отображать в своих работах полученные знания

Задачи РП:

1. Образовательная : расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Основные направления реализации программы

1. НОД по экологическому образованию.

2. Совместная деятельность.

3. Самостоятельная деятельность.

Формы и методы реализации программы

Методы и приемы:

1. Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей.

2. Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).

3. Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры. Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее).

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

деятельность детей В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные

подгрупповые Индивидуальные

групповые

• Рассматривание

• Наблюдение

• Чтение

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

• Экскурсия

• Интегративная деятельность

• Конструирование

• Исследовательская деятельность

• Рассказ

• Беседа

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование

• Проблемная ситуация • Сюжетно-ролевая игра

• Рассматривание

• Наблюдение

• Чтение

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

• Ситуативный разговор с детьми

• Экскурсия

• Интегративная деятельность

• Конструирование

• Исследовательская деятельность

• Рассказ

• Беседа

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование

• Проблемная ситуация • Во всех видах

самостоятельной детской деятельности

• День открытых дверей

• Педагогическая гостиная

• Проектная деятельность

• Создание коллекций

• Обогащение предметной среды

• Чтение литературы

• Праздники и развлечения

• Консультации

• Экспериментирование

• Конкурсы, игры-викторины

Планируемые результаты

1. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между действиями человека и последствиями для природы.

2. Дети проявляют бережное отношение к природе, а также знают культуру поведения в ней.

3. Дети проявляют инициативу и желание беречь природу.

4. Дети знают правила поведения в природе.

Содержание программы

Непосредственно организованная образовательная деятельность

(виды деятельности, цель) Совместная с взрослым деятельность

(виды деятельности, цель) Самостоятельная деятельность

(виды деятельности, цель)

1. Кому нужна вода.

ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать бережное отношение к воде.

Виды деятельности:

-Беседа «Что такое вода»

- Беседа «Какой вред может нанести природе вода»

- Наблюдение за водой

- Просмотр презентаций

- Рисование на тему: «Защитим природу»

- Рисование на тему «Не засоряй водоемы»

2. Наблюдение за рыбкой.

Цель: Закрепить знания детей о рыбке и условиях её жизни в аквариуме. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

«Юные защитники природы»

Цель:Учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций «Негативное отношение к природе», дидактические игры «Правила поведения в природе», «Безопасность в природе» решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

«Природа просит помощи»

Цель:Учить детей выделять проблемные ситуации, находить способы их решения. Учить выделять негативные явления в природе.

Виды деятельности:

музыкально-художественная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о природе, беседы о явлениях природы, о влиянии человека на окружающую среду, экскурсии в парк, на водоем.

«Природа — наш дом»

Цель:

Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое)

Виды деятельности:

Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику. Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Виды деятельности

-Беседы:

- «Не причиняя вреда природе»

Цель: Обговорить с родителями правила поведения в природе на отдыхе.

- «Экология и мы»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

-Родительские собрания :

- «Мир природы и ребенок»

Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, их

эмоционального положительного и психологического сближения; повысить

интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом;

повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в

воспитании у детей любви к природе.

- «Природа и мы»

Цель:

Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также во время

реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.

- «Руку дружбы природе»

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;

формирование правил экологически грамотного взаимодействия с

окружающей средой;

повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

-Анкета:

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

-Экологический праздник

- «Мы – друзья природы!»

Цель: учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.

-Тематическая выставка

«Мой выбор – защищать природу!» - развернутая тематическая выставка.

Цель: Совместно с родителями с помощью данной выставки научить детей беречь природу, формировать ответственное отношение к природе. Пробудить в детях гуманное отношение к природе, в целях бережного отношения к своему здоровью и жизни всего окружающего мира. «Уголок природы»

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания, через приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Самостоятельная деятельность детей.

Проектная деятельность:

Проект на тему «Мы – друзья природы»

Цель: Формирование экологической культуры средних дошкольников.

Задачи:

-Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;

-Развивать представления об опасных для природы действий человека;

-Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.

Экологические игры.

-Дидактическая игра с пазлами:

-«Собери 2 больших картинки»

Цель игры: Собирать из множества маленьких кусочков картинок целый образ изображения. (изображения леса, испорченного человеком и леса здорового)

-Дидактическая игра «Береги природу»

Цель:Воспитывать у детей понимание, что цветы, деревья – живая природа, разрушая ее можно навредить не только природе, но и своему здоровью и здоровью окружающих.

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Труд в природе:

- уборка мусора на участке

Коммуникативная деятельность.

-Беседа на тему «Поможем природе»

Цель: сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.

-Составление рассказов по серии картинок «Миша в лесу»

Цель: закреплении знаний о поведении людей в лесу.

Просмотр и обсуждение Видео на тему «Земля -наша планета».

Наблюдения.

-Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: Закрепить у детей знания о насекомом божья коровка, а также вспомнить какую пользу она приносит человеку.

-Наблюдение за бабочками

Цель: расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу бабочках; воспитывать бережное отношение к бабочкам.

Изобразительная деятельность.

-Рисование на тему «Как человек любит природу»

Цель: закрепление полученных знаний, воспитание бережного отношения к природе в процессе рисования.

Чтение художественной литературы.

Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого.

- «Чудесное спасение»

Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна.

- «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

Автор: Студнева Елена

Работа с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.

2. Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.

3. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

4. Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия с взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.

5. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательной области «Экологическое образование»

1. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

2. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

3. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха сельчан.

4. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Публикации по теме:

Физкультурно-экологический досуг «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы Физкультурно – экологический досуг «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы. Цель: создать условия для расширения у детей.

Проект «Юные экологи» для детей старшей группы Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа (календарное планирование) театрального кружка «Юные артисты» в средней группе Программа театрального кружка /Юные артисты /в средней группе. Автор Сластенко Ольга Юрьевна Пояснительная записка. АКТУАЛЬНОСТЬ. Театрализованные.

Рабочая программа по бесплатному дополнительному образованию кружка «Истоки» для детей от 4 до 7 лет 2.3. Перспективный план кружка «Истоки» в средней группе 2016 -2017у. г МЕСЯЦ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕЛИ Сентябрь.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Речецветик» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей дошкольного возраста кружка «Речецветик» ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов I.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 1 часть 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей средней группы Пояснительная записка Музыкальное воспитание является важной составляющей частью художественно-эстетического воспитания и развития ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»
Опубликовано: 22 января 2018 в 18:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жмакина (УИ 933543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД