Папки-передвижки

Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»

Юлия Жмакина
Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Ромашка», Детский сад № 22

Рабочая программа по экологическому образованию

для детей средней группы

«Юные экологи»

Разработчик : Жмакина Юлия Сергеевна

2017 г

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы „Юные экологи“» размещена в разделах

Программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста (средняя группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г, на основе Основной образовательной программы МАДОУ ДС №166, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год.

Настоящая рабочая Программа основана на элементах прикладной и социальной экологии для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Цели и задачи программы

Цель РП: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески

отображать в своих работах полученные знания

Задачи РП:

1. Образовательная : расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Основные направления реализации программы

1. НОД по экологическому образованию.

2. Совместная деятельность.

3. Самостоятельная деятельность.

Формы и методы реализации программы

Методы и приемы:

1. Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей.

2. Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).

3. Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры. Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее).

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

деятельность детей В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные

подгрупповые Индивидуальные

групповые

• Рассматривание

• Наблюдение

• Чтение

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

• Экскурсия

• Интегративная деятельность

• Конструирование

• Исследовательская деятельность

• Рассказ

• Беседа

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование

• Проблемная ситуация • Сюжетно-ролевая игра

• Рассматривание

• Наблюдение

• Чтение

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

• Ситуативный разговор с детьми

• Экскурсия

• Интегративная деятельность

• Конструирование

• Исследовательская деятельность

• Рассказ

• Беседа

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование

• Проблемная ситуация • Во всех видах

самостоятельной детской деятельности

• День открытых дверей

• Педагогическая гостиная

• Проектная деятельность

• Создание коллекций

• Обогащение предметной среды

• Чтение литературы

• Праздники и развлечения

• Консультации

• Экспериментирование

• Конкурсы, игры-викторины

Планируемые результаты

1. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между действиями человека и последствиями для природы.

2. Дети проявляют бережное отношение к природе, а также знают культуру поведения в ней.

3. Дети проявляют инициативу и желание беречь природу.

4. Дети знают правила поведения в природе.

Содержание программы

Непосредственно организованная образовательная деятельность

(виды деятельности, цель) Совместная с взрослым деятельность

(виды деятельности, цель) Самостоятельная деятельность

(виды деятельности, цель)

1. Кому нужна вода.

ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать бережное отношение к воде.

Виды деятельности:

-Беседа «Что такое вода»

- Беседа «Какой вред может нанести природе вода»

- Наблюдение за водой

- Просмотр презентаций

- Рисование на тему: «Защитим природу»

- Рисование на тему «Не засоряй водоемы»

2. Наблюдение за рыбкой.

Цель: Закрепить знания детей о рыбке и условиях её жизни в аквариуме. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

«Юные защитники природы»

Цель:Учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций «Негативное отношение к природе», дидактические игры «Правила поведения в природе», «Безопасность в природе» решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

«Природа просит помощи»

Цель:Учить детей выделять проблемные ситуации, находить способы их решения. Учить выделять негативные явления в природе.

Виды деятельности:

музыкально-художественная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о природе, беседы о явлениях природы, о влиянии человека на окружающую среду, экскурсии в парк, на водоем.

«Природа — наш дом»

Цель:

Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое)

Виды деятельности:

Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику. Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Виды деятельности

-Беседы:

- «Не причиняя вреда природе»

Цель: Обговорить с родителями правила поведения в природе на отдыхе.

- «Экология и мы»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

-Родительские собрания :

- «Мир природы и ребенок»

Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, их

эмоционального положительного и психологического сближения; повысить

интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом;

повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в

воспитании у детей любви к природе.

- «Природа и мы»

Цель:

Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также во время

реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.

- «Руку дружбы природе»

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;

формирование правил экологически грамотного взаимодействия с

окружающей средой;

повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

-Анкета:

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

-Экологический праздник

- «Мы – друзья природы!»

Цель: учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.

-Тематическая выставка

«Мой выбор – защищать природу!» - развернутая тематическая выставка.

Цель: Совместно с родителями с помощью данной выставки научить детей беречь природу, формировать ответственное отношение к природе. Пробудить в детях гуманное отношение к природе, в целях бережного отношения к своему здоровью и жизни всего окружающего мира. «Уголок природы»

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания, через приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Самостоятельная деятельность детей.

Проектная деятельность:

Проект на тему «Мы – друзья природы»

Цель: Формирование экологической культуры средних дошкольников.

Задачи:

-Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;

-Развивать представления об опасных для природы действий человека;

-Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.

Экологические игры.

-Дидактическая игра с пазлами:

-«Собери 2 больших картинки»

Цель игры: Собирать из множества маленьких кусочков картинок целый образ изображения. (изображения леса, испорченного человеком и леса здорового)

-Дидактическая игра «Береги природу»

Цель:Воспитывать у детей понимание, что цветы, деревья – живая природа, разрушая ее можно навредить не только природе, но и своему здоровью и здоровью окружающих.

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Труд в природе:

- уборка мусора на участке

Коммуникативная деятельность.

-Беседа на тему «Поможем природе»

Цель: сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.

-Составление рассказов по серии картинок «Миша в лесу»

Цель: закреплении знаний о поведении людей в лесу.

Просмотр и обсуждение Видео на тему «Земля -наша планета».

Наблюдения.

-Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: Закрепить у детей знания о насекомом божья коровка, а также вспомнить какую пользу она приносит человеку.

-Наблюдение за бабочками

Цель: расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу бабочках; воспитывать бережное отношение к бабочкам.

Изобразительная деятельность.

-Рисование на тему «Как человек любит природу»

Цель: закрепление полученных знаний, воспитание бережного отношения к природе в процессе рисования.

Чтение художественной литературы.

Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого.

- «Чудесное спасение»

Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна.

- «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Автор: Студнева Елена Георгиевна.

-Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

Автор: Студнева Елена

Работа с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.

2. Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.

3. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

4. Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия с взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.

5. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательной области «Экологическое образование»

1. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

2. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

3. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха сельчан.

4. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Публикации по теме:

Физкультурно-экологический досуг «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы Физкультурно – экологический досуг «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы. Цель: создать условия для расширения у детей.

Проект «Юные экологи» для детей старшей группы Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа (календарное планирование) театрального кружка «Юные артисты» в средней группе Программа театрального кружка /Юные артисты /в средней группе. Автор Сластенко Ольга Юрьевна Пояснительная записка. АКТУАЛЬНОСТЬ. Театрализованные.

Рабочая программа по бесплатному дополнительному образованию кружка «Истоки» для детей от 4 до 7 лет 2.3. Перспективный план кружка «Истоки» в средней группе 2016 -2017у. г МЕСЯЦ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕЛИ Сентябрь.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Речецветик» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей дошкольного возраста кружка «Речецветик» ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов I.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 1 часть 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей средней группы Пояснительная записка Музыкальное воспитание является важной составляющей частью художественно-эстетического воспитания и развития ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи»
Опубликовано: 22 января 2018 в 18:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД