Лучший педагог года

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 2

Светлана Коваленко
Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 2

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.

Программа сформирована с учетом следующих принципов :

• Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

(индивидуализации);

Публикация «Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы, Часть 2» размещена в разделах

• Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

• Принцип междисциплинароного подхода;

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей;

• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Среди подходов к формированию Программы можно выделить :

• личностно-ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

• деятельностный, связанный с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.); формами и методами воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность;

• аксиологический (ценностный, предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. д. ;

• компетентностный, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;

• диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

• системный —в качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;

• средовой, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы

характеристики

Возрастные психофизические особенности детей.

В возрасте 6 -7 лет складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Дети неплохо ориентируются в окружающем мире. Они достаточно уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Им доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. Дети проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду они приобрели опыт успешной деятельности, и это придало им уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Дошкольники нацелены на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика. Сложились предпосылки вхождения воспитанников в более широкий социум. Они научились общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Дети используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Их речевые умения разнообразны. Они умеют выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Их словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

Однако для детей данной группы характерно небольшое отставание в развитии звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются ошибки в построении сложных предложений,легкие агграмматизмы.

Дошкольники с удовольствием участвуют в коллективных делах, способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату. В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольников они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно. В поведении и отношении к окружающему у детей проявляются черты общей гуманистической направленности. Они выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относится к животным, растениям. Их чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Воспитанники уже начинают осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро- зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо). Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Они активны, любознательны. Они искренне устремлены к своему ближайшему будущему. Им хочется стать школьниками, получить новый социальный статус. При организации совместных игр используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Дети стремятся качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребята еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи, в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Публикации по теме:

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в логопедической группе ДОУ Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Принципы разработки маршрута - принцип опоры на обучаемость ребенка - принцип учета зоны.

Проект «Воспитание юного оренбуржца» Цель формирование у воспитанников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к родному краю посредством расширения представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 2
Опубликовано: 18 апреля 2015 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД