МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-логопеда (часть VI)

Юлия Шиманчук
Рабочая программа учителя-логопеда (часть VI)
▼ Скачать + Заказать документы

При отборе содержания ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи учитывается национально-региональный компонент, который осуществляется через принцип этнокультурной соотнесенности, через реализацию следующих задач:

1. Формирование определенного отношения ребенка к родному краю.

2. Формирование представлений о природе родного края: растительном и животном мире.

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть VI)» размещена в разделах

Национально - региональный компонент реализуется при изучении следующих тем: «Лето», «Осень», «Одежда, обувь, головные уборы», «Сад-огород. Овощи. Фрукты», «Деревья. Ягоды. Грибы», «Мой дом. Прогулка по городу», «Зима», Дикие животные зимой", «Зимующие птицы», «Наш город. Мой родной край», «Весна», «Перелетные птицы», «Насекомые».

Разделы Программы охватывают все стороны речевой деятельности и психических процессов, тесно связанных с речью.

Система коррекционно-образовательной деятельности предусматривает фронтальные и индивидуальные занятия. Задачи и содержание как индивидуальных, так и фронтальных занятий определяются исходя из структуры речевого дефекта, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (С. А. Смирнова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, Н. В. Серебрякова, З. Е. Агронович, Е. А. Пожиленко, Л. С. Сековец и др.). При подготовке плана мы основывались на учебно-методическом комплекте «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О. С. Гомзяк. М. : Издательство ГНОМ и Д», 2009).

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи ведётся работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесённости слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серий сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Материал каждой лексической темы отрабатывается в течение одной недели на групповых, индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях, используется воспитателями в режимных моментах, а также прослеживается в деятельности специалистов ДОУ.

На занятиях по коррекции звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На всех перечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.

Индивидуальные формы работы составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в тетради посещаемости детьми.

План логокоррекционной работы составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь). В индивидуальном образовательном маршруте развития отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

Это позволяет повысить эффективность непосредственно организованной образовательной деятельности и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Работу по формированию правильного звукопроизношения, развитию навыков языкового анализа, фонематического восприятия, общих речевых навыков, формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи, мелкой и артикуляционной моторики, мимической мускулатуры учитель-логопед осуществляет на групповых и индивидуально-подгрупповых занятиях (2-3 раза в неделю на каждого ребенка, а воспитатели организуют логопедизацию режимных моментов.

Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Микрогрупповые занятия для 2-3 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Продолжительность индивидуального занятия составляет до 20 минут. График занятий составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня (1 раз в неделю вечером). В “Табеле посещаемости индивидуальных и групповых логопедических занятий детьми” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный документ отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) учитель-логопед оформляет следующие виды документации:

- речевую карту на каждого ребенка;

- перспективный и календарный план работы;

- индивидуальные тетради на каждого ребенка;

- тетрадь взаимосвязи с воспитателями;

- паспорт логопедического кабинета;

- график и циклограмму работы;

- план работы на год;

-табель посещаемости детей;

- списки детей по подгруппам;

- годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Коррекционно – развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи строится на основе реализации современных инновационных технологий: коррекционно-развивающие (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика наглядное моделирование) и здоровьесберегающие технологии (дыхательная, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физминутки). Сказкотерапия - облачение занятия сказочным сюжетом, использование отрывков из сказок, введение в занятие сказочного героя. В процессе непосредственно-образовательной деятельности используется музыкальное сопровождение (классические произведения во время выполнения самостоятельной деятельности детей, целью которого является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений, сенсорных способностей. В начале непосредственно-образовательной деятельности проводится психогимнастика, которая способствует созданию положительного настроя на процесс обучения, пробуждению интереса к познанию нового, а так же коррекции психофизических функций. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. Наглядное моделирование включают в себя разные способы фиксации собственных мыслей, впечатлений об увиденном и услышанном, способствующие формированию умения структурировать передаваемые детьми тексты: пиктограммы (рисунок, идеограммы (символ, мнемодорожки, мнемотехника (система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, сопровождающие движения (передача текста с помощью определённых движений).

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-образовательного процесса создают наиболее благоприятные условия для сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка. Даёт возможность не только развивать физические функции и улучшать соматическое состояние ребёнка, но и добиваться структурных изменений в организме: синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать внимание, память. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Здоровьесберегающий подход в организации воспитательно - образовательного процесса даёт возможность значительного увеличения двигательной активности. Установлено, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

3.2. Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по формированию лексико – грамматических категорий, развитию связной речи и фонетической стороны речи с детьми 5-6 лет с ОНР (по периодам) на 2014-2015 учебный год

Задачи обучения и коррекции

1. Развитие артикуляционной моторики:

- темпа;

- четкости;

- объема;

- координации;

- переключаемости;

- артикуляционных движений.

2. Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики руки, моторики мелких мышц пальцев.

3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

4. Развития произвольного внимания, памяти, мышления.

5. Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесно-логической памяти.

6. Развитие речевого внимания.

7. Формирование мыслительных процессов и операций.

8. Воспитание познавательных интересов и формирование познавательных процессов.

9. Воспитание речевой и мыслительной активности:

- уточнение артикуляции имеющихся звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков в соответствии с индивидуальными планами работы.

10. Устранение дефектов в произношении:

- постановка;

- автоматизация;

- дифференциация звуков.

11. Уточнение, расширение и обогащение словаря (лексики, совершенствование лексических и грамматических средств языка.

12. Овладение звуко-слоговой структурой многосложных слов.

13. Развитие и совершенствование связной речи. Обучение рассказыванию.

14. Совершенствование имеющейся у детей разговорной речи, развитие монологической речи.

15. Развитие диалогической речи.

16. Работа над выразительностью речи.

Публикации по теме:

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями: 1. анкетирование родителей; 2. проведение индивидуальных бесед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда (часть VI)
Опубликовано: 20 октября 2014 в 21:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть VI)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шиманчук (УИ 87943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД