Елена Александровна Коршикова
Рабочая программа воспитателя средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа средней группы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана для средней группы общеразвивающей направленности. Списочный состав включает воспитанников 4 – 5 лет.
В программе представлено содержание работы по образовательным областям с учетом возможностей, склонностей, способностей, интересов и потребностей детей данного возраста.
Публикация «Рабочая программа воспитателя средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Программа содержит необходимые методы, формы и средства, позволяющие ненасильственно способствовать развитию личности, стремления к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы.
Цель рабочей программы: создать условия для развития воспитанников, открывающие возможности их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.
Задачи:
-укреплять здоровье и приобщать к здоровому образу жизни, развивать двигательную активность,
-создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
-развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, способность к сопереживанию и проявлению гуманного отношения к окружающим,
- приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе,
- оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Участниками реализации рабочей программы являются воспитанники, их родители (законные представители, педагогические работники.
Содержание рабочей программы:
•учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов;
•предусматривает выбор содержания и форм организации работы с воспитанниками, соответствующие их потребностям и интересам, а также возможностям педагогического коллектива;
•учитывает сложившиеся традиции МБДОУ, группы.
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования» под редакцией Л. А. Парамоновой.
Реализация рабочей программы осуществляется посредством следующих образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые;
- ИКТ – технологии.
Решение программных задач предусмотрено с 01.09.16 по 31.05.17 г. во всех видах деятельности (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность воспитанников).
Представление итогов реализации рабочей программы осуществляется в различных формах:
•открытые мероприятия;
•выставки детского творчества;
•элементы оформления развивающей предметно-пространственной среды группы, помещений МБДОУ;
•участие в городских и всероссийских конкурсах.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Быстро развиваются психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества.
Тип мышления наглядно-образный. Значительно увеличивается объем памяти: ребенок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Дети 4–5 лет больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
С удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.
Может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими.
Происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения. Развивается связная речь.
Первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.
В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и если их старания остаются незамеченными. Дети очень эмоционально относятся как к похвале так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему человека, учится сопереживать.
К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.
Одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи.
Планируемые результаты освоения программы.
Развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила); сохраняет статическое равновесие (от 15 с); подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги, не теряя равновесия; бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; бросает теннисный мяч удобной рукой на 5—8 м; хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку; активен, хорошо ест и спит; владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).
Стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры; самостоятельно организует предметно-игровую среду; в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач; использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми; индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.
В рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы; использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.); создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).
Создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;
применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.); участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).
Владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.); стремится быть причастным к труду взрослых.
Инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей; поддерживает тему разговора, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.); умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; в общении проявляет уважение к взрослому.
Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья); проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; умеет договариваться со сверстниками; проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить.
Свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения с помощью взрослого; может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; использует речь для планирования действий; проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом; имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).
Знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес; имеет представление о России как своей стране; узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн); интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные; имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных; имеет навыки рационального природопользования; знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.); имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий; ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.).
Обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы); объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.); владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие.
Организация образовательного процесса в течение дня.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности в неделю: 4 часа, объем образовательной нагрузки составляет 12 занятий в неделю, продолжительность занятия: 20 минут.
Содержание и планирование работы по образовательным областям составлено в соответствии с рекомендациями «Комплексно - тематического планирования образовательного процесса с детьми 4-5 лет» под редакцией Н. Е. Васюковой, Н. М. Родиной.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой через развитие физических качеств (гибкость, выносливость, координация, скорость, сила, обогащение двигательного опыта и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану здоровья детей и формирование основ здорового образа жизни через сохранение и укрепление физического и психического здоровья, выработку культурно-гигиенических навыков, формирование начального представления о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Планирование работы осуществляется в соответствии с программой Н. Н Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» по темам:
1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
2. Ребенок на улице
3. Ребенок и другие люди
4. Ребенок дома
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на формирование положительного отношения к труду через трудовую деятельность, формирование представлений о труде взрослых, воспитание бережного отношения к результатам труда других людей.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальных способностей через создание целостной картины мира, расширение кругозора, форимрование элементарных математических представлений, сенсорное развитие и познавательно-исследовательскую продуктивную деятельность.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через развитие общения, практическое овладение нормами речи и развитие устной речи.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтении через развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, ознакомление с художественной литературой.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворении потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщения к изобразительному искусству.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкальных способностей через приобщение к музыкальному искусству и развитие музыкально-художественной деятельности.
Режим дня на холодный период года.
Прием, осмотр, игры, дежурство 07.00 – 08.20
Подготовка к утренней гимнастике, гимнастика 08.20 – 08.30
Подготовка к завтраку, завтрак 08.30 – 08.50
Свободные игры, подготовка к занятиям 08.50 – 09.00
Занятия 09.00 – 10.00
Свободные игры 10.00 – 10.30
Второй завтрак 10.30 – 10.50
Подготовка к прогулке, прогулка 10.50 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, сон 13.00 – 15.00
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры 15.00 – 15.30
Подготовка к полднику, полдник 15.30 – 15.50
Свободные игры, досуги 15.50 – 16.10
Подготовка к прогулке, прогулка 16.10 – 18.30
Подготовка к ужину, ужин 18.30 – 18.50
Свободные игры, уход домой 18.50 – 19.00
Режим дня на теплый период года.
Прием, осмотр, игры, дежурство 07.00 – 08.20
Подготовка к утренней гимнастике, гимнастика 08.20 – 08.30
Подготовка к завтраку, завтрак 08.30 – 08.55
Свободные игры, подготовка к прогулке, подготовка к занятиям на прогулке 08.55 – 09.20
Занятие на участке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 09.20 – 11.35
Водные процедуры, подготовка к обеду, обед 11.35 – 12.35
Подготовка ко сну, сон 12.35 – 15.00
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры 15.00 – 15.30
Подготовка к полднику, полдник 15.30 – 15.50
Подготовка к прогулке, прогулка 15.50 – 18.20
Подготовка к ужину, ужин 18.20 – 18.40
Свободные игры, уход домой 18.50 – 19.00
Двигательный режим.
Непосредственная образовательная деятельность (физкультурные занятия) 3 раза в неделю 20 мин
Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия) 2 раза в неделю 6-8 мин
Утренняя гимнастика Ежедневно 5-6 мин
Гимнастика пробуждения после дневного сна Ежедневно 5-6 мин
Ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами Ежедневно 5-6 мин
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы Ежедневно в середине НОД и по мере необходимости 1-3 мин
Релаксация после обучающих занятий Ежедневно 1-3 мин
Артикуляционная и мимическая гимнастика 1 раз в день 3 мин
Подвижные игры Не менее 3-4 раз в день 6-10 мин
Физкультурные досуги 1 раз в месяц 20 мин
День здоровья 3 раза в год
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно индивидуально и по подгруппам (продолжительность в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников)
Самостоятельная деятельность в спортивном уголке Ежедневно индивидуально и по подгруппам (продолжительность в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников)
Совместная физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях) Физкультурные досуги, праздники, спортивные соревнования, Дни здоровья, посещение открытых занятий. Соблюдение двигательного режима в домашних условиях.
Режим закаливания
Закаливание воздухом осуществляется в виде местных и общих воздействий после дневного сна, во время утренней гимнастики, в повседневных играх.
Местное воздействие Начальная температура 22 С Конечная температура 18-16 С
Общее воздействие Начальная температура 22 С Конечная температура 19-20 С
В теплое время года воздушные ванны на участке проводятся при температуре воздуха не ниже 18 С. Для закаливания используется хождение босиком в помещении при температуре пола не ниже 18 С, продолжительность увеличивается постепенно с 3-4 до 15-20 мин.
Программно-методическое обеспечение:
Программа «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой
Программа «Детство»(Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина)
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Автор:Р. Б. Стеркина) Программа «Наш дом — природа» (Автор: Н. А. Рыжова)
Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Автор: Л. В. Куцакова)
«От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Верасы
Пространственная среда на территории и в помещении ДОУ.
На территории ДОУ: спортивная площадка, участок ПДД, экологическая тропа, прогулочный участок.
В помещении ДОУ: краеведческая студия, живой уголок, изостудия, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет психолога, логопункт, медицинский кабинет.
Предметно - развивающая среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, уединения детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные задачи работы:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
поддерживать атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на общение, индивидуальный подход, сотрудничество.
Взаимодействие с социумом.
В целях расширения и углубления основного образовательного содержания, повышения уровня взаимодействия с социально-педагогической средой осуществляется взаимодействие со следующими учреждениями социальной сферы города:
Опытный участок ЦВР «Малая Академия» (1 раз в год)
Театр кукол им. А. К. Брахмана (2 раза в год)
Рубцовский драматический театр (1 раз в год)
Мониторинг образовательного процесса.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится три раза в год (в сентябре, мае, контрольный срез в январе). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.
Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Список литературы.
1. Богатеева А. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 1992.
2. Гудилина С. И. Чудеса своими руками. М. : Аквариум, 1998.
3. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. М., 2013.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Венгер Л. А. М. : Просвещение, 1973.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экскурсий в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2007.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
7. Игры с правилами в детском саду. Сост. Сорокина А. И. М. : Просвещение, 1970.
8. «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет» под редакцией Н. Е. Васюковой, Н. М. Родиной. М. : ТЦ Сфера, 2012.
9. «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4-5 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. М. : ТЦ Сфера, 2013.
10. Куцакова Л. В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада» М. : Мозаика-Синтез, 2006
11. Михайлова З. А. Развитие познавательно - исследовательских умений. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
12. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
13. Новикова В. П. «Математика в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2003.
14. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» М., 1999.
15. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. Сост. Тверитина Е. Н. М. : Просвещение, 1986.
16. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. М. : ТЦ Сфера, 2011.