Галина Литвинцева
Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план взаимодействия с семьёй
Сентябрь
Групповое родительское собрание «Давайте познакомимся»
- Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей напомнить о посещении детей ДОУ без уважительной причины. Образцы портфолио, папка оформления, «Портфолио дошкольника»
- Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио.
-Выбор родительского комитета группы.
Оформление «Уголка для родителей»
Публикация «Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 3)» размещена в разделах
- Режим дня группы, сетка занятий; знакомство с новыми стандартами образования ФГОС;
- Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.
- Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Выпуск буклета для родителей «Особенности развития детей 4-5 лет».
- Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году»
- Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада
Октябрь
-Родительское собрание: «Роль семьи в сохранении психологического благополучия детей»
- Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребёнком.
Выставка семейных рисунков – портретов «Наши бабушки и дедушки», посвященная Дню пожилых людей.
- Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки. Дать возможность проявить творчество, заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.
Консультация логопеда «По результатам диагностики»
Консультация «Игрушки для пятилеток»
- Распространение педагогических знаний среди родителей.
-Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.
Совместная работа детей и родителей «Осень золотая».
- Родителям совместно с детьми интересно оформить осеннюю поделку используя природный материал
Выпуск буклета (Здоровьесберегающие технологии)
- Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)
- Индивидуальные беседы о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
- Памятка «Волшебные слова»- комфортная атмосфера в семье»
Ноябрь
Консультация родителей по вопросам гармоничного физического развития детей по итогам антропометрических измерений.
Папка-передвижка «Организация досуга ребёнка» о важности организации свободного времени ребёнка.
Выпуск буклета «Ребенок и компьютер»
- Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.
«День матери» - досуг «Поиграй со мною мама»
-Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.
Привлечение родителей к пополнению сюжетно - ролевых игр в группе пособиями.
- Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.
Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери.
- Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками.
- День добрых дел «Наши меньшие друзья!»(Изготовление кормушек)
Декабрь
Родительское собрание: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
- Поделиться опытом воспитания своих детей
- Консультация логопеда.
Консультация «Как организовать выходной день с ребенком»
Памятка «Правильно одевайте детей»
Индивидуальная работа : анкета-тест: «Определение воспитательных умений у родителей»
Организация семейного похода на природу.
- Формирование у родителей здорового образа жизни, совместного культурного отдыха
- Активизация родительского участия в жизни группы
Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка»
- Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Новогодний утренник
- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.
Январь
Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке!
- Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.
Консультация – мастер-класс: «Развитие математических способностей у дошкольников»»
Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать».“Как правильно общаться с детьми”.
- Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.
Индивидуальная консультация: «Вы спрашивайте, мы отвечаем»
Февраль
Праздничное мероприятие «Ай да папа! Лучший в мире!»
- Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.
Консультация с участием мед. работника «Если хочешь быть здоров…»
Папка – передвижка «Как правильно воспитывать мальчика, или будущий мужчина»
Выставка рисунков «Лучше папы друга нет»
- Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.
Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества “Наши замечательные папы”
- Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.
Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»
- Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок.
Март
Папка-передвижка «Как правильно воспитывать девочку или будущая женщина»
Выставка рисунков «Самая любимая - мамочка моя»
Масленичная неделя с привлечением родителей «Поляна подвижных игр»
- Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям, народным традициям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.
Утренник «День 8 марта»
- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.
Памятка для мам «Доверим отцу ребёнка»
"Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам"
- Привлечь родителей поделиться своим любимым рецептом к женскому празднику и ярко оформить, иллюстрируя этот рецепт
Консультация «Растим помощника»- приобщение детей к труду в семье.
- Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей трудолюбия.
Апрель
Театрализованное представление «Сказка для всех!»
- Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театральной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру.
День открытых дверей для родителей.
- Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.
Развлечение совместно с родителями: День смеха «Никому не верю 1 апреля!»
- Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.
Спортивный праздник с родителями: «Весёлые старты»
Фотовыставка «Малыши-крепыши»
- Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.
Выпуск буклета «Книга в жизни ребёнка»
Индивидуальное консультирование родителей «Особенности леворуких и праворуких детей»
Май
Групповое родительское собрание: «Стали мы на год взрослей»
- Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.
- Консультация логопеда (по результатам диагностики; рекомендации на лето)Анкетирование «По результатам года»
- Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году. Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду. Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.
Акция «Вырастим рассаду вместе»
Акция посвящё нная Дню победы: «Голубь мира» (изготовление голубей для подарка прохожим во время прогулки)
Консультация «Опасности, подстерегающие вас летом»
- Довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время.
Выпуск буклета «Скоро лето (режим дня, требования к одежде)
Содержание работы с семьями воспитанников по направлениям :
«Физическое развитие» :
- информирование родителей (законных представителей) о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение);
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- знакомство родителей (законных представителей) с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей (законных представителей) к активному отдыху с детьми;
- заинтересовать родителей (законных представителей) в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью воспитанников в реализации воспитательных воздействий;
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями (законных представителей) конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие» :
- ориентировать родителей (законных представителей) на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие» :
- развивать у родителей (законных представителей) навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественно - эстетическое развитие» :
- поддержать стремление родителей (законных представителей) развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Разработана форма календарного плана для педагога.
Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность режимных моментов Организация развивающей среды Взаимодействие с семьёй
2.5 Комплексно – тематическое планирование (Приложение №3)
3. Организационный раздел
3.1. Режим дня
Средняя группа, дети с 4 до 5 лет
в холодный период
ДОМА
1 Подъём, гигиенические процедуры 6.30-7.00
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
2 Прием, осмотр, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность взрослого с ребенком 7.00-8.10
3 Утренняя гимнастика 8.10-8.25
4 Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.55
5 Самостоятельная деятельность 8.55-9.10
6 Организованная образовательная деятельность.
Перерыв между периодами НОД – 10 мин. 9.10 -10.00
7 Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.00-12.00
8 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед 12.10-12.40
9 Подготовка ко сну, дневной сон 12.40-15.00
10 Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, гигиенические процедуры 15.00-15.20
11 Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
12 Игры, самостоятельная деятельность 15.40-16.00
13 Подготовка к прогулке, прогулка 16.00-17.10
14 Возвращение с прогулки 17.10-17.30
15 Ужин 17.30-17.50
16 Самостоятельная деятельность детей, уход домой 17.50-19.00
ДОМА
17 Прогулка 19.00-20.00
18 Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00-20.30
19 Укладывание, ночной сон 20.30-6.30
В теплый период
ДОМА
1 Подъём, гигиенические процедуры 6.30-7.00
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
2 Прием, осмотр, игры на свежем воздухе 7.00 – 8.10
3 Утренняя гимнастика на свежем воздухе 8.10 – 8.25
4 Водные процедуры, подготовка к завтраку, завтрак 8.25 – 8.55
5 Самостоятельная деятельность детей, игры, 8.55 – 9.30
6 Подготовка к прогулке 9.30 – 9.45
7 Прогулка, совместная и самостоятельная деятельность детей, физическая культура и музыкальная деятельность. 9.45-12.10
8 Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду, обед 12.10 – 12.40
9 Подготовка ко сну, сон 12.40-15.00
10 Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, гигиенические процедуры 15.00 – 15.20
11 Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.40
12 Игры, самостоятельная деятельность 15.40 – 16.00
13 Подготовка к прогулке, прогулка, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей 16.00– 17.10
14 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры 17.10- 17.30
15 Ужин 17.30-17.50
16 Самостоятельная деятельность детей, уход домой 17.50-19.00
ДОМА
17 Прогулка 19.00-20.00
18 Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00-20.30
19 Укладывание, ночной сон 20.30-6.30
Расписание
непосредственно-образовательной деятельности
в средней группе
Дни недели Занятия Время
Понедельник 1. Лепка /аппликация
2. Физкультура 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
Вторник 1. Музыка
2. Ознакомление с окружающим миром /ознакомление с природой/
9.00 - 9.20
9.30 – 9.50
Среда 1. Физкультура
2. Математика /ФЭМП/ 9.00 -9.20
9.30 -9.50
Четверг 1. Музыка
2. Развитие речи 9.00 -9.20
9.30 – 9.50
Пятница 1. Рисование
2. Физкультура/на свежем воздухе/ 9.00- 9.20
9.30 – 9.50
Чтение художественной литературы – ежедневно в режимных моментах
Конструирование – 1 раз в неделю в совместной деятельности
3.2 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. - национально-культурные особенности образовательного процесса:
Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького горожанина.
По национальному составу не все дети русские, поэтому поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения самобытности и уникальности национальных культур жителей нашего села. В процессе образовательной деятельности детей знакомят с обычаями и традициями народов, проживающих на территории города, разучивают игры разных народностей, знакомят со сказками, песнями, танцами.
На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы в процессе образования ребенка были задействованы все компоненты – чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира.
- демографические особенности: создаются молодые семьи, рождаются дети. В 1964 г. было открыто дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа мы получили следующие результаты:
Социальный паспорт
№ п/п Критерии Кол-во
1. Всего детей: 30
Из них: сирот -
инвалидов -
опекаемые -
2. Всего семей:
Из них: полных
неполных
многодетных
инвалидов (родителей) -
беженцев
группы риска -
участники локальных войн (родитель) -
малообеспеченные
3. Социальный состав: всего родителей
служащие
рабочие
предприниматели
неработающие
4. Образование:
высшее образование
Среднее профессиональное.
среднее
В МБОУ Школа №27 г. о. Самара (дошкольное отделение) мероприятия досуга организуются в различных формах:
- праздники и развлечения различной тематики;
- выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей;
- спортивные и познавательные досуги, в том числе проводимые совместно с родителями (другими членами семей воспитанников);
- творческие проекты, площадки, мастерские и пр.
Содержание праздников и культурных практик в целом планируется педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физкультуре, другими специалистами) совместно, исходя из текущей работы, времени года, пожеланий родителей, содержания образовательных областей ООП ДО.
Традиционными мероприятиями в В МБОУ Школа №27 г. о. Самара (дошкольное отделение) стали:
- «Праздник Осени»,
- праздничные мероприятия в преддверии Нового года,
- музыкально-спортивные развлечения к Дню Защитника Отечества,
- концерты дошкольников к Международному женскому дню 8 марта,
- выпускные вечера для детей подготовительных групп.
В различных формах ежегодно планируется ряд мероприятий к следующим календарным датам:
- «День знаний» (1 сентября,
- «День дошкольного работника» (27 сентября,
- «День города Череповца» (ноябрь)
- «День пожилого человека» (1 октября,
- «День матери» (последнее воскресенье ноября,
- «День отца» (7 декабря,
- «День инвалида» (3 декабря,
- «День Победы» (9 мая,
- «День семьи» (15 мая,
- «День защиты детей» (1 июня,
- «День памяти и скорби» (22 июня,
В рамках работы по приоритетному направлению - физкультурно - оздоровительная и коррекционная работа – ежегодно в феврале месяце проводится ряд мероприятий «Недели здоровья».
Открытые показы образовательной деятельности педагогов с детьми организуется в рамках «Дня открытых дверей» в конце учебного года.
С целью выявления творчески одарённых детей и творческой самореализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также для совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков, приобщения детей дошкольного возраста к поэзии, развития выразительности, образности речи, художественно- творческих способностей, воспитания нравственно - патриотических чувств к родной природе, стране, городу ежегодно в МБДОУ «Детский сад №254» проводится конкурс чтецов среди воспитанников.
В детском саду имеются свои традиции:
• Игровые программы для именинников («День Рожденья только раз в году»);
• Украшение групп к Новому Году совместно с родителями;
• Регулярное предоставление фото- и видеоматериалов о жизни детей в группе ( Фотовыставки: «Мы живем в детском саду», «Семейные секреты здоровья», «Любимый город на реке Волге», «Наш любимый детский сад!», «Выходной с пользой», «Любимые уголки Самары», «Наша дружная семья» и др.);
• Оформление выставки совместных семейных творческих работ («Оч. Умелые руки», «Умелые руки не знают скуки», «Осенний вернисаж»);
• Организация встреч с родителями в рамках работы по ранней профессиональной ориентации воспитанников («Все работы хороши!»);
• Семейные творческие конкурсы («Лучшая снежная фигура», «Семейный альбом» и др.);
• «Совместные чаепития детей, родителей и педагогов группы («На чашечку чая приглашаем…»);
• Семейные праздники «Веселые посиделки» (по временам года, народные игры);
• Литературные чтения «Самарские поэты и писатели - детям».
3.3 Особенности организации РППС
Программа развития РППС в средней группе
Центр активности Совершенствование РППС
Центр сюжетно-ролевой игры • Атрибуты, способствующие освоению новых игр, в зависимости от гендерных предпочтений («Поезд», «На строительной площадке», «Шоферы», «День рождения куклы»)
• Формирование коллекций игрового материала «Что на что похоже» (предметы-заместители)
Центр эмоционально-коммуникативного развития • Создание центра песка и воды
• Создание уголков уединения
• Пальчиковый театр «Учимся играть вместе»
• Стенд с фотографиями детей, датами их дней рождения
• Стенд «Мое настроение»
• Кричалки, мирилки, стаканчики гнева, коврики злости
• Альбомы «Моя семья»
• Альбомы «Книга про меня»
Центр сенсорики Проект «Моя первая коллекция», игры-самоделки, изготовленные совместно с родителями, «Мой любимый цвет», «На что это похоже»
Книжный уголок Проект «Книжки маминого детства»
Проект «Книжки-малышки про меня»
Центр конструирования Приобретение дополнительных современных наборов конструкторов из разных материалов и разнообразных по содержанию
Центр театра Совместный детско-родительский проект «Делаем театр вместе»
Музыкальный центр Картотека музыкальных произведений с обозначением названия в виде символа.
Центр науки Введение знаковой символики и алгоритмов для обозначения предметов, качеств, свойств, способов действий, их последовательности.
Предметы для игр-экспериментов и игр-путешествий (Циклы «Про воду», «Тонет-не тонет», «Я одеваюсь сам» и др.)
Центр двигательной активности Картотека подвижных игр в виде схем, доступных и понятных детям.
Цикл игр «Разноцветные минутки» (игры в сухом бассейне)
Направления дальнейшей организации РППС:
1. Обеспечение свободного доступа детей к средствам всех видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др.
2. Формирование позиции субъекта деятельности.
3. Развитие целостной картины мира через введение тематических дней и недель.
Характеристика изменений, которые может привнести реализация проекта в развитие:
I. Воспитанников :
- Повышение детской активности, инициативности и любознательности;
- Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;
- Ребенок принимает роль субъекта деятельности;
- Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как процесс решения загадок и осуществления открытий;
- Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.
II. Педагогов: повышение профессиональной компетентности
III. Родителей: формирование родительской компетентности по теме.
Проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации данного проекта:
- Недостаточная компетентность педагогов в области подбора средств и методов для модернизации РППС.
- Отсутствие у родителей представлений о значимости специально организованной РППС для детей среднего в группе.
4. Описание материально-технического обеспечения РП
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2015. – 368с.
2. Рабочая программа воспитателя : ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа / авт. Сост. Н. Н. Гладышева, 2016, 392с.
5. Список использованной методической литературы
• Социально – коммуникативное развитие»
Н,Ф. Губанов. «Развитие игровой деятельности»
Л. В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»
• Познавательное развитие»
Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа
• Речевое развитие
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» средняя группа
• Художественно – эстетическое развитие
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
• Физическое развитие
Л. И. Пензулаев «Физическая культура в детском саду»